Файл: правовое государство и гражданское общество в россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Ставропольский филиал

Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция

Образовательная программа: гражданско-правовой профиль


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

(КУРСОВАЯ РАБОТА)



на тему:

«ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ»

Автор:

Обучающийся группы ОЮ-22 ГП

очной формы обучения

Подпись_________________________

Поляков Вячеслав Дмитриевич
Руководитель:

Доцент кафедры юридических и

специальных дисциплин, к.ю.н.

Подпись ________________________

Минина Анна Александровна
г. Ставрополь, 2023 г.

Содержание


Введение

333 333333 3

Глава 1 Гражданское общество: понятие, признаки и структура

6


1.1 Понятие и признаки гражданского общества

6

1.2 Структура гражданского общества

10

Глава 2 Правовое государство: понятие, признаки и структура

16

2.1 Понятие и признаки правового государства

16

2.2 Структура правового государства

21

Глава 3 Правовое государство и гражданское общество

24

3.1 Взаимодействие правового государства и гражданского общества

24

Заключение

27

Библиографический список

29


Введение
Актуальность исследуемой проблемы. В современном развитии социально-политической системы России важно решать проблему согласования личных, общественных и государственных интересов, которая зависит от развития взаимоотношений между государством и обществом. Для достижения этой цели необходимо формирование дееспособного общества, которое представляет интересы людей в различных сферах жизни и является связующим звеном между общественными и частными структурами и государством. Государство играет важную роль в обеспечении благоприятной среды для развития гражданского общества, однако существуют противоречия и конфликты, требующие поиска компромисса и взаимодействия. Формирование дееспособного общества представляет собой одну из важнейших стратегических задач российской государственной политики, что неоднократно отмечалось В.В. Путиным, который подчеркивал, что без развития демократии и гражданского общества, без обеспечения прав и свобод граждан и эффективной организации самого государства невозможно решить ни одну из актуальных задач, стоящих перед государством
1.

Теоретическая основа исследования. Анализ последних научных исследований показывает, что вопросы о взаимодействии государства и гражданского общества рассматриваются в контексте исследований по политике и праву. Ученые из области политологии, социологии, философии и юриспруденции исследуют определение, признаки, принципы и структуру гражданского общества, а также характеристики и институты, связанные с ним. В рамках политических исследований рассматриваются вопросы о политической природе институтов гражданского общества и круга субъектов политической системы. Отдельные аспекты взаимодействия государства и гражданского общества изучаются в работах, посвященных правовой государственности, участию общественности в процессе принятия и реализации государственных решений, а также правотворчеству использованию права. Однако эти исследования затрагивают только отдельные аспекты темы, поэтому необходимо провести комплексное исследование, чтобы понять функциональные аспекты взаимодействия государства и гражданского общества в целом.

Объектом исследования является гражданское общество как специфический социально-политический феномен, а также совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе его взаимодействия с государством.

Предмет исследования составляют теоретические исследования, связанные с определением политической природы гражданского общества, выявлением его признаков и структуры, а также форм политической активности институтов гражданского общества и функциональных аспектов взаимодействия государственных и общественных институтов являются предметом исследования. Кроме того, закономерности формирования особой сферы, опосредующей взаимоотношения гражданского общества и государства в рамках политической системы также являются объектом анализа.

Целью и задачей работы является получение характеристики функций гражданского общества, которые выполняются в политической сфере, и определение содержания научных категорий, связанных с взаимодействием государственных и общественных институтов. Для достижения этой цели необходимо определить сущность и природу гражданского общества, раскрыть его структуру, проанализировать факторы и закономерности его формирования. Также необходимо определить содержание категорий, связанных с политическим участием, и проанализировать функции гражданского общества, их классификацию и содержание в политической сфере, а также

оценить состояние действующего законодательства, которое регулирует способы их осуществления. Для достижения поставленной цели необходимо применять формально-юридический и социологический методы к изучению структуры гражданского общества.

Методика исследования. Для исследования был применен диалектический метод познания, который позволяет рассмотреть предмет в развитии, во взаимосвязи со всеми его проявлениями и взаимодействии со смежными явлениями.

Структура курсовой работы логически обусловлена целью исследования и поставленными задачами и включает введение, три главы, четыре параграфа, заключение, библиографический список.

Глава 1 Гражданское общество, его понятие, признаки и структура

    1. Понятие и признаки гражданского общества


Для понимания природы и сути гражданского общества необходимо провести тщательный и последовательный анализ его основных признаков. Это позволит четко выделить гражданское общество как отдельное явление и определить его роль в общественной системе. В некоторых исследованиях используется простой подход, заключающийся в сопоставлении признаков гражданского общества с признаками государства. В таком случае используется система парных категорий, которая помогает выявить противоположную природу этих явлений. Гражданское общество выражает частные, партикулярные интересы его субъектов, государство - служит реализации публичного, общего интереса2. Для того чтобы полно и глубоко понять природу и сущность гражданского общества, необходимо провести не только простое сопоставление с государством, но и более подробный и всесторонний анализ его признаков и свойств. Главное отличие гражданского общества от государства заключается в отсутствии единого центра власти. Вместо этого, гражданское общество характеризуется естественными механизмами объединения индивидуумов в социальные группы и организации. Однако, для более полного понимания гражданского общества, необходимо рассмотреть его как социальную систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих частей. Кроме того, гражданское общество должно быть рассмотрено как система высшего органического типа, где элементы не могут существовать друг без друга и вне объединяющего их целого. Гражданское общество - это динамическая система, которая может изменяться, развиваться и включать новые элементы, но при этом сохранять свою сущность и качественную определенность. Способность к саморазвитию и саморегуляции является необходимым условием для его существования и самостоятельности. Механизм саморегуляции основывается на прямых и обратных связях, которые позволяют обществу противостоять внешнему воздействию и перестраиваться в целях самосохранения. Отсутствие саморегуляции может привести к тому, что государство берет на себя роль регулятора общественных отношений. Саморегуляция общественных отношений является гарантией нормального функционирования гражданского общества. В качестве механизмов саморегулирования выделяются свободный рынок, экономическая и политическая конкуренция, а также независимое правосудие. Конкуренция основывается на экономической и юридической свободе. Гражданское общество не имеет жестких границ и является открытой системой. Его открытость проявляется не только в физическом смысле, но и в духовно-идеологическом контексте, включая плюрализм мнений и идей, толерантность, рационализм и гуманизм. Это противоположно закрытым общественным системам, где запрещено выражать инакомыслие и существуют догматические правила. Гражданское общество также является относительно неравновесной и неаддитивной системой. Неравновесность означает, что система сохраняет свои свойства благодаря саморазвитию, а не за счет установления жестких правил и границ. Неаддитивность означает, что гражданское общество не может быть просто сведено к простой сумме элементов, таких как индивиды и организации, в нем действуют более сложные взаимосвязи и взаимодействия. В целом, гражданское общество представляет собой сложную и открытую систему, в которой различные элементы взаимодействуют друг с другом в разных контекстах. Как отмечал Гегель, подчеркивая неразрывное единство отдельного лица как единичности и общества как всеобщности, оба они «существуют лишь друг для друга и друг посредством друга, переходя друг в друга. Способствуя осуществлению моей цели, я способствую осуществлению всеобщего, а последнее, в свою очередь, способствует осуществлению моей цели»
3. Гражданское общество представляет собой сложную и структурированную систему, состоящую из нескольких подсистем, таких как экономическая, духовная, политическая и другие. В нем существует множество социальных институтов и групп. Вопрос о структуре гражданского общества является значимым и сложным и требует отдельного рассмотрения в диссертационной работе.

Гражданское общество является сферой реализации частных интересов, в отличие от публичных интересов, которые имеют юридическую форму и требуют нормативно-правовой оформленности и регламентации. Публичные интересы также характеризуются разграничением носителей и представителей интересов, а также всеобщностью содержания. Частные интересы могут существовать вне правовой формы и характеризуются субъективностью содержания.

В гражданском обществе существуют также понятия «общественный интерес» и «корпоративный интерес», которые представляют собой совокупность частных интересов субъектов, не имеющих формального нормативного закрепления. Признак наличия корпоративного интереса требует также способности удовлетворения этого интереса за счет собственных ресурсов.

Этот признак генерирует такое важное свойство гражданского общества, как поликратичность, которая проявляется в наличии множества источников и центров социальной власти и социальной воли. Гражданское общество отличается от других форм организации общества тем, что его сферы и ассоциации, такие как экономика, наука, печать, объединения граждан и религиозные организации, обладают автономией. Роль государства заключается в установлении общих правил и законов, которых все члены общества должны придерживаться, чтобы защитить права и свободы других людей. Автономность гражданского общества выражается в плюрализме и независимости общественных институтов от государственных структур.

Юридическая свобода субъектов является ключевым формальным признаком автономии гражданского общества. Право на свободу и частную собственность являются важными идеями в формировании гражданского общества в период Нового времени. Экономическая свобода субъекта, выраженная в праве частной собственности, является необходимой предпосылкой для юридической свободы.

Идеологически, этот признак базируется на принципах индивидуализма, разработанных в рамках либеральных концепций. Широкое понимание юридической свободы, включающее познание необходимого, возможность выбора, защищенность от вредных воздействий, отсутствие внешних ограничений и способность достижения целей, характерно для классического либерализма и современных неолиберальных и либертарных теорий.


Для возникновения горизонтальных связей и отношений между субъектами гражданского общества необходима юридическая свобода. Управление в гражданском обществе обеспечивает согласование интересов, стабильность и результативность социальных действий. Однако управленческая деятельность не должна быть подчинена государственной власти, а должна основываться на договорах, самоуправлении, авторитете и других социальных инструментах.

Недавние научные исследования используют социально-культурологический подход для анализа гражданского общества как особого типа социальной интеграции, производного от типа правовой культуры. Гражданское общество строится на системе ценностей, норм и убеждений, которые позволяют гражданам ответственно использовать свои права и проявлять способности к самоорганизации и самоуправлению. Концепция гражданской культуры выражает уровень осознания гражданами социальных задач и проблем, а также уровень их социальной активности. Гражданская культура важна для утверждения социального статуса гражданина. Гражданская культура носит политический характер, т.е. выражает интересы различных классов, наций, социальных слоев и общественных групп, предполагает приоритет прав и свобод личности и определяет общекультурный уровень развития человека4. В соотношении с политической культурой гражданская культура понимается как ее особый тип, т.е. «демократическая партиципативная политическая культура»5.

Таким образом гражданская культура является основой и признаком гражданского общества, определяя его фундаментальные ценности. Однако, гражданская жизнь охватывает более широкий спектр общественных отношений и результатов деятельности. Культура играет важную роль в формировании и реализации ценностей и норм гражданской жизни. Главная функция гражданской культуры - это формирование ценностной ориентации у членов гражданского общества и символическое опосредование их взаимодействия. Гражданская культура характеризуется соблюдением баланса между различными аспектами общественно-политической жизни. Гражданское общество можно определить, как открытую систему, которая состоит из юридически свободных, автономных социальных институтов и отношений, объединяющих людей на основе ценностей гражданской культуры и выражающих их частные интересы.


    1. Структура гражданского общества


Гражданское общество - это сложная система, состоящая из множества элементов, которые взаимодействуют друг с другом и образуют различные социальные связи. Анализ структуры гражданского общества имеет важное значение как для научно-теоретического, так и для социально-практического планов. В теоретическом аспекте, изучение элементов и социальных связей между ними позволяет более глубоко понять социально-политическую природу гражданского общества и выявить его отличия от государственных институтов. В практическом плане, полученные знания могут помочь определить специфику социальных функций, которые выполняют элементы гражданского общества, и совершенствовать систему взаимодействия государственных и негосударственных институтов.