Файл: правовое государство и гражданское общество в россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Несмотря на то, что право народов на восстание против тирании ранее было считаем легитимным и служило оправданием буржуазных революций, в настоящее время оно не является действующим и не признается как легитимное. Однако, в правовых государствах, действия демократических институтов и процедур позволяют гражданскому обществу предотвращать угрозы авторитарного или тиранического режима и исправлять ошибки государственной власти раньше, чем возникают серьезные последствия. Демократические принципы, лежащие в основе правовых государств, обеспечивают гарантии народовластия, при этом не исключая возможности крайних мер, таких как насильственные свержения авторитарных или тиранических режимов. В рамках правовых государств только права и законы возводятся в ранг общеобязательных, позитивных норм, исключаются любые попытки установления авторитарных предписаний, противоречащих конституционным правам и свободам граждан. Демократические основы правления и возможности гражданского общества требовать отмены нарушающих их права актов государственного управления являются основными средствами предотвращения таких нарушений в рамках правовых государств.

Кроме того, в правовых государствах каждому гражданину предоставляются возможности обратиться в суд для оспаривания любых действий и решений, принятых исполнительными органами власти, которые нарушают его конституционные права и свободы. Хотя неоспоримые принципы господства права в правовых государствах уже давно установлены, проблемы возникают в понимании сущности правовых норм и критериев их отличия от произвола, в свете субъективистской и авторитарной теории права. Исследователи-правоведы продолжают развивать эту теорию и формулировать новые положения, но результаты этих усилий незначительно отличаются от положений, сформулированных еще в XIX веке такими исследователями, как И. Кант и Г. Гегель.

Таким образом, основным недостатком теории правового государства конца XIX — начала XX веков являлось нерешённость вопросов о том, какие именно системы права должны обязывать и ограничивать государство. Кто именно является источником такого права. Вопросы такого рода не решены и в настоящий период времени14. Верховенство закона является необходимым, но недостаточным условием для правового государства. Как отмечают Лазарев и Горобец, законы могут быть различными по своему содержанию - от прогрессивных и логичных до отсталых и противоречивых. Самым важным признаком правового государства является не верховенство закона, а соответствие законов праву. В демократических правовых государствах законы должны соответствовать принципам права, и любые попытки заменить эти принципы другими - неудачны. Тем не менее, критерии права и законодательства до сих пор не ясны и не определены достаточно четко, что является недостатком теории правового государства.


Принцип разделения властей является одним из основных принципов правового государства, который обеспечивает эффективное взаимодействие государственных органов и защищает общество от возможного авторитарного режима, когда власть сосредотачивается в руках отдельных институтов государственного управления. Реализация этого принципа является ключевым фактором для достижения конечных целей правового государства - обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Государство должно функционировать для защиты интересов общества в целом и каждого его члена в отдельности.

Таким образом, истинное правовое государство можно определить не по политическим лозунгам, а по конкретным результатам, которые свидетельствуют о защите и гарантии прав и свобод граждан.
2.2 Признаки правового государства
Как было упомянуто ранее, концепция правового государства является сложным и длительным процессом, который продолжает развиваться по сей день. Понимание содержания этого термина требует более глубокого изучения его составляющих, включая признаки, которые определяют правовое государство. Одним из основных признаков является принцип «верховенства права», который предполагает, что право стоит выше государства и его граждан, и все государственные органы должны действовать в соответствии с законом, который выражает право. Законы принимаются с соблюдением определенной процедуры, которая соответствует правовым соображениям, и не должны противоречить основному закону страны (обычно «конституции») и международным нормативно-правовым актам. Закон также является высшей формой выражения свободы людей. Вторым признаком правового государства является уважение к человеческим правам и свободам, которые являются высшей ценностью. Не все законы являются правовыми, поскольку настоящий правовой закон должен соответствовать потребностям людей, реалиям и справедливости. Правовое государство признает, что люди и их права являются высшей ценностью, и уважает их свободы и права. Оно также признает «золотое правило» свободы, которое говорит о том, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Кроме того, правовое государство уважает права личности, включая свободу мысли, слова, убеждений, мировоззрения и религии без каких-либо дискриминационных факторов. Оно также поощряет права, вытекающие из достоинств личности, которые являются основой для полного и свободного развития человека. Государство уважает религиозные убеждения и интересы своих граждан и не принуждает их к принятию своих идей и убеждений. В правовом государстве даже малочисленные народы и меньшинства получают уважение и признание своих прав, которые равны в объеме и содержании правам других граждан. Они имеют полную возможность пользоваться своими правами, и их права и интересы защищаются государством в соответствии с законом.



Для понимания и развития правового государства необходимо иметь представление о демократизме, который включает в себя форму государства и политический режим. Демократия, как форма государства, представляет собой управление всеми слоями населения, включая обычных граждан и политическую элиту, через делегирование народом части полномочий государственным органам всех ветвей власти. Народ участвует в жизни государства через различные способы, включая непосредственное участие и выборы представителей. Демократический режим провозглашает принципы законности, гарантированности и фактического воплощения прав и свобод граждан, включая политический и идеологический плюрализм и светскость государства. Все это устанавливает, охраняет и реализует право, что является необходимым «базисом» для развития правового государства.

Как можно говорить о правовом государстве, если оно не обладает таким важным признаком, как «взаимная ответственность личности и государства»? В правовом государстве существует не только ответственность граждан и государства, которая равна в соответствии с законодательством и правовыми нормами, но и взаимные обязанности обеих сторон. Государство обязуется защищать гражданские права и свободы, охранять жизнь каждого гражданина, создавать благоприятные условия для жизни и развития общества, а общество должно соблюдать требования и исполнять обязательства, предписанные законом. Взаимодействие государства и личности предполагает, что оба участника отношений дополняют друг друга и сотрудничают на началах равенства и справедливости. В случае несоблюдения обязательств, обе стороны несут ответственность в соответствии с законодательством. Государство имеет право принудить личность к исполнению обязательств или наказать за нарушение закона, но это должно быть сделано с уважением к гражданским правам и свободам и без нарушения меры свободы личности.

Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что основополагающие признаки, перечисленные выше, являются неотъемлемой частью правовой государственности, и её существование невозможно без их закрепления в законодательстве. Таким образом, правовое государство не может существовать без данных признаков, которые являются её ядром и важнейшими составляющими.

Глава 3 Правовое государство и гражданское общество


3.1 Взаимодействие правового государства и гражданского общества
Различные модели отношений государства и гражданского общества могут влиять на содержание функций государства и его воздействие на общество, а также на обратное воздействие гражданского общества на государство. Взаимодействие между ними происходит в рамках политической системы общества и зависит от степени зрелости гражданского общества, которая определяется формами и методами участия в политической жизни. Право описывается И. Кантом как единство трех наиболее значимых элементов: как естественного, так и позитивного права, а помимо этого и справедливости15. Для успешного взаимодействия необходима организованная правовая форма участия гражданских институтов. Перегудов С.П. отмечает два аспекта отношений между гражданским обществом и государством – «количественный» и «качественный». Количественный аспект связан со степенью включенности государства в общество, а качественный - с механизмом взаимодействия. Первый аспект включает две системы взаимодействия - через политические партии и выборы, а также через представительство интересов групп и объединений. Вторая система представлена консультативными комитетами и комиссиями, формируемыми при государственных органах. В настоящее время в России функционирует система представительства, которая включает консультативные, координационные и совещательные органы, называемые комиссиями или советами, создаваемыми на федеральном и региональном уровне при Правительстве РФ, правительствах субъектов РФ и других органах исполнительной власти. В то же время, следует отметить, что нет единых законодательных принципов для их деятельности и состав и статус этих органов устанавливаются в каждом конкретном случае.

С учетом того, что гражданское общество имеет двойственную социально-политическую природу, можно разделить выполняемые его институтами функции на две группы: политические и неполитические. Критерием для этой классификации является сфера общественных отношений, в которой выполняется деятельность: политическая, связанная с участием в политических процессах и взаимодействием с государством, и неполитическая, касающаяся других социальных областей, таких как экономика, культура и т.д. В политической сфере гражданское общество выступает как носитель политической власти или как сила, оказывающая влияние на государственные институты. В неполитической сфере гражданское общество выполняет функции, связанные с личными, социально-экономическими, культурными правами и свободами, социализацией людей, охраной окружающей среды, формированием общественного сознания и т.д.


Однако, гражданское общество также выполняет политические функции, такие как реализация политических прав и свобод, контроль за их соблюдением, согласование частных и государственных интересов, легитимация государственной власти, общественно-политический контроль за принятием и реализацией государственных решений, участие негосударственных институтов в процессе принятия и реализации государственных решений, а также делегированное осуществление государственных монополий в сфере правотворчества и применения легального принуждения. Большинство политических функций, упомянутых выше, связаны с взаимодействием гражданского общества с государственными институтами и осуществлением политической власти. Однако делегирование государственных полномочий общественным институтам имеет свои особенности: оно не направлено на воздействие на государственную власть, а предполагает, что определенные общественные институты будут осуществлять власть по отношению к другим общественным институтам. Государство передает часть своих полномочий общественным институтам, и объем переданных полномочий зависит от активности и зрелости гражданского общества. Поэтому политическое участие субъектов гражданского общества, которое выражается в осуществлении различных функций, является необходимым условием для признания их властной правосубъектности и передачи им государственных полномочий.

Заключение
Правовое государство и гражданское общество - это два важных аспекта современной России, которые оказывают большое влияние на развитие страны и ее граждан.

Правовое государство - это концепция, которая подразумевает, что государство должно действовать в рамках закона и соблюдать права и свободы своих граждан. В России, как и в любой другой стране, существует система права, которая определяет права и обязанности граждан, а также права и обязанности государства. В России существуют конституционные, гражданские, уголовные и другие законы, которые регулируют различные сферы жизни граждан.

Однако, вопреки законодательству, в России часто возникают случаи нарушения прав граждан, превышения полномочий со стороны государственных органов, коррупции и т.д. В связи с этим важно не только наличие законодательной базы, но и эффективная ее реализация.

Гражданское общество - это совокупность независимых организаций и групп, которые работают на благо общества и защиту прав граждан. В России существует множество некоммерческих организаций, которые занимаются различными социальными и экологическими вопросами, защитой прав человека и гражданских свобод, просвещением и т.д.