Файл: правовое государство и гражданское общество в россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Под структурой гражданского общества понимается совокупность устойчивых связей между его элементами, которые обеспечивают его целостность и тождественность самому себе, сохраняя основные характеристики при различных изменениях. Гражданское общество, как и любая социальная система, имеет дифференциацию на части и элементы, которые выполняют определенные функции, но также имеет интеграцию всех элементов и функций для обеспечения своего функционирования в целом. Гражданское общество имеет структуру, которая характеризуется иерархическим строением, где выделяются основные подсистемы, состоящие из более мелких элементов. Рассмотрение структуры гражданского общества может проводиться с разных точек зрения, но в общем виде оно охватывает социальные отношения, складывающиеся в разных сферах общественной жизни, таких как экономическая, духовная, политическая и другие. Экономическая сфера гражданского общества включает в себя процессы материального производства, распределения и обмена материальных благ. В ней функционируют частные предприятия, их объединения, профсоюзы, общества потребителей, экологические движения и другие организации. Отметим, что государство обычно не занимается хозяйственной деятельностью, а организация производства лежит на субъектах хозяйствования. Экономика по определению относится к сфере гражданского общества, а не к сфере государства6. Экономические участники действуют с целью получения прибыли и продвижения своих личных интересов. Существует тенденция к развитию экономической сферы гражданского общества, и в этом контексте важно обратить внимание на тенденции развития экономической сферы. Сторонники либеральных доктрин считают, что гражданское общество может существовать только при наличии рыночной экономики. Одной из текущих проблем является вопрос развития социально-экономической модели в России. В частности, B.C. Нерсесянц полагает, что развитию гражданского общества в России может способствовать одно из двух направлений экономического реформирования: прокапитализм, т.е. возвращение к капитализму как последней ступени социально-исторического процесса посредством приватизации государственной собственности, и цивилизм, т.е. формирование нового социально-экономического и государственно-правового строя, основанного на равенстве правовых форм собственности, прогрессе свободы и справедливости а социальной жизни
7. При этом автор отдает предпочтение последней.

Духовная сфера гражданского общества охватывает широкий спектр общественных явлений, включая мораль, религию и искусство, а также отношения, связанные с производством и распределением духовных нематериальных благ. В этой сфере участвуют различные культурные организации, институты, фонды и другие субъекты. Свобода совести и вероисповедания являются неотъемлемыми составляющими гражданского общества, а светское государство обеспечивает отделение церкви от государства и гарантирует равные права для всех религиозных объединений и других участников гражданского общества.

В информационной сфере субъекты гражданского общества занимаются поиском, передачей, получением, производством и распространением информации. В этой сфере гражданское общество включает все средства массовой информации, которые могут создаваться частными лицами. Права человека гарантируют свободу массовой информации и обеспечивают свободу воздействия частных средств массовой информации на общественное мнение и на государственную власть.

Местные сообщества образуют территориально-поселенческую сферу. В этой сфере субъекты гражданского общества организуются самостоятельно и решают общие вопросы, не относящиеся к задачам государственной власти. Это называется местным самоуправлением, которое включает в себя владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Жители муниципальных образований могут выступать как коллективный субъект - ассоциация публичного права - когда они действуют совместно, проводя местные референдумы или выборы. Они создают органы местного самоуправления, которые действуют в рамках компетенции, установленной законодательством и уставами муниципальных образований.

Социальная сфера гражданского общества представляет систему отношений между различными социальными группами, включая нации, профессиональные группы и другие. В социальной сфере выделяют подсистемы, такие как классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная, поселенческая и т.д. Состав социальной структуры зависит от исторического типа общества. Современная тенденция постепенного усложнения социальной структуры общества также заслуживает внимания.

В научных исследованиях по гражданскому обществу наиболее популярным является подход, основанный на институциональной структуре этого общества. Согласно этому подходу, гражданское общество состоит из различных институтов, которые взаимодействуют друг с другом и с государственной властью. Изучение этой институциональной инфраструктуры позволяет провести глубокий анализ социальных отношений, особенно в сфере социально-политических отношений, и выявить институты, которые наиболее активно взаимодействуют с государственной властью.



Истоки исследования институциональной инфраструктуры гражданского общества уходят в философию Гегеля. Он отмечал, что гражданское общество не представляет собой простую автоматизированную совокупность индивидуальных актов, а складывается из различных товариществ, общин и корпораций, которые уже имеют политическую связь. Таким образом, Гегель подчеркивал важность институциональной структуры гражданского общества для его функционирования. Понятие институционализации относится к числу социологических категорий и представляет собой процесс формирования социальных институтов в результате интеграции нового вида практики в существующую систему общественных отношений.

В современной юридической литературе наряду с категорией «структура гражданского общества» встречается также понятие «механизм гражданского общества». Так, например, К.А. Струсь отмечает, что, вступая между собой в контакт, субъекты гражданского общества образуют особый социально-правовой механизм со свойственной ему организацией, логикой построения8. Согласно автору, механизм гражданского общества представляет собой систему структур, которые функционируют в упорядоченном и самоорганизующемся порядке для достижения целей индивидов и коллективных образований. Этот механизм действует как сила,

которая позволяет гражданскому обществу удовлетворять свои социально значимые интересы и оказывать влияние на государственную власть.

В отличие от статического деления общества на определенные сферы и институты, которое показывает структура гражданского общества, механизм гражданского общества отражает динамику функционирования этой структуры. Кроме того, следует отметить, что элементы механизма гражданского общества взаимодействуют с его институционной структурой, включая различные социальные институты, выполняющие активную роль в общественной жизни, а также институты-посредники, которые связывают государственную и негосударственную сферы. В целом, категория механизма гражданского общества подчеркивает деятельностный аспект социальной системы.

Глава 2. Правовое государство, его понятие, принципы и структура

2.1 Понятие и принципы правового государства
В первой статье Конституции Российская Федерация определяется как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления
9. Понятие «правовое государство» имеет долгую историю и развивалось на протяжении долгого времени, учитывая предшествующие правовые теории и практики. Это понятие постепенно приобретало все больше аспектов, углубляя представления о праве, полисе и государстве. В античности, софисты, Аристотель, Платон, Цицерон и другие мыслители видели и трактовали правовое государство как особую форму справедливой социально-экономической и политической организации общества, отраженную в праведном устройстве полиса (форма социально-экономической и политической организации общества), его власти и законах, различении правильных и неправильных форм правления, разумном распределении государственных полномочий и других аспектах. Они также зародили идею о справедливом государстве, в котором право играет определяющую роль в полисной жизни, во взаимоотношении государства и гражданина, законности, формах правления, методах правления, и представлении о необходимости соответствия требованиям справедливости действиям со стороны власти и ее органов. В дальнейшем, как отмечает В.С. Нерсеянц в своем учебнике «Общая теория права и государства»: «в процессе углубления представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке публичной власти становится общеобязательным законом, а публично-властная сила (с ее возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, - справедливой (т.е. соответствующей праву) государственной властью»10 .

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией власть имеет разделение на законодательную, исполнительную и судебную11. Правовое государство - это государство, в котором власть основана на законе, а также ограничена и реализуется через него. Однако, чтобы полностью понять этот феномен, необходимо рассмотреть его как сложную многофакторную систему. В правовых государствах можно выделить два основных элемента: обеспечение свободы человека и ограничение правом государственной власти. Свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами на основе объективной необходимости. В правовом государстве необходимо создать условия для юридической свободы человека, используя механизм правового стимулирования, где «все, что не запрещено законом, разрешено». Человек должен быть свободен распоряжаться своими способностями, имуществом и совестью как автономный субъект. Право, как форма и мера свободы, должно максимально расширять границы ограничений личности в экономике, внедрении научно-технического прогресса в производство и т.д. В Российской Федерации принят пакет приоритетных экономических законов, фиксирующих многообразие форм собственности и открывающих возможности для инициативы людей. Эти законы позволяют людям чувствовать себя хозяевами.


Современная теория правового государства собрала в себе все ценные и позитивные результаты исследований, достигнутых за последние два столетия. Практическая реализация этих результатов подтвердила состоятельность современных концепций правового государства и устойчивость государств, которые имеют правовой характер, заложенный в их конституциях.

На текущем этапе развития науки государства и права, демократические государства считаются правовыми государствами. Это объясняется тем, что демократический строй уже включает в себя такие принципы, как приоритет права, верховенство закона, разделение властей и признание прав и свобод каждого человека, которые гарантированы государственной властью.

В правовых государствах, принцип народовластия не только закреплен в конституциях и других законодательных актах, но и активно применяется, обеспечивая участие гражданского общества в управлении государством. Народ является единственным источником власти в таких государствах, и принцип народовластия означает, что только население имеет право формировать представительные органы государственной власти, участвующие в подготовке и принятии законов. Эти законы, обладающие высшей юридической силой, защищают права и законные интересы большинства граждан и гарантируют защиту от посягательств со стороны государственной власти.

В конституциях правовых государств существует эффективный механизм, который позволяет гражданскому обществу оперативно и своевременно предотвращать попытки государственной власти и ее органов захватить систему государственного управления и ограничить права граждан, что может превратить правовое государство в тиранию. В Российской Федерации никто не имеет права присваивать власть, захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону12. Гражданскому обществу при этом предоставлены все права публичной критики политики государственной власти, принимаемых ими решений, беспрепятственно организовывать необходимые им политические партии и также иные общественные объединения, досрочно прекращая полномочия государственных органов и должностных лиц, не способных полноценно и последовательно проводить интересы гражданского общества и их членов в реальной жизнедеятельности13. Хотя Всеобщая декларация прав и свобод человека, а также другие акты международного права не упоминают явно о праве гражданского общества на противодействие тираническому государству, это не означает, что такое право не существует или не является необходимым. Вместо этого, в правовых государствах, действующие конституции обычно включают механизмы, которые позволяют гражданскому обществу быстро и эффективно реагировать на попытки государственной власти ограничить права и свободы граждан, и предотвращать узурпацию власти.