Файл: Реферат Положение иностранцев в различных государствах Содержание Введение Правовой статус иностранцев.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Международное частное право
Реферат Положение иностранцев в различных государствах
Содержание
Введение
Правовой статус иностранцев (и лиц без гражданства) - часть общего правового положения человека в государстве, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Поэтому необходимо иметь четкое представление о сути, различиях и особенностях правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в зарубежных странах. Иностранным гражданином в международном праве является лицо, которое не имеет гражданства в стране его местонахождения, тем не менее имеет подтверждение гражданства другого государства.
Правовой статус иностранных граждан изучали многие российские ученные: М.Баглай, М.Витрук, Л.Воеводин, Л.Галенская, Л.Лазарев, А. Лукашова, В.Чиркин и др. Однако не все обращались к сравнительным исследованиям.
Изучение этой проблемы имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку нормы относительно правового статуса иностранцев требуют дальнейшего совершенствования. Это особенно важно в связи с развитием мировых интеграционных процессов.
Цель исследования - выяснение сути и различий в правовом статусе иностранцев в различных зарубежных странах.
1. История развития зарубежного законодательства об иностранцах
На любой территории, в пределах которой государство осуществляет верховную власть, законодательным путем устанавливается правовой режим территории и определяются права и обязанности лиц, проживающих в ее пределах. Совокупность прав и обязанностей составляет правовой статус лица в конкретном государстве. Факт проживания лиц на территории этого государства означает наличие их фактической связи с государством пребывания. Кроме фактической связи между государством и людьми, проживающими на ее территории, существует правовая связь, которая выражается в наличии прав и обязанностей по отношению к государству и в подчинении ее суверенной власти. Иностранец находится под полной территориальной юрисдикцией страны пребывания и под личной юрисдикцией государства, гражданином которого он является. Преимущество принадлежит территориальной юрисдикции.
Проблема правового статуса иностранцев в стране пребывания существует с тех пор, как население разделилось по государственно-территориальному принципу и появились «чужаки».
Как свидетельствует история развития человечества, правовой статус иностранцев признавался не всегда. В первобытных обществах преобладало подозрение к чужакам, их неприятие и нежелание допускать на свою территорию.
В римском праве иностранцы не признавались субъектами права; иностранец был врагом (hostis), который находился вне охраны закона. Только с 212 года им был предоставлен статус jus gentium.
С конца IV - начала III века до н. э. число иностранцев постоянно росло, и это стало проблемой общегосударственного характера, их положение было неоднозначным. Каждая из категорий иностранцев владела разной совокупностью прав и, соответственно, обязанностей.
Во времена феодализма правовое положение иностранцев характеризовалось полной необеспеченностью прав, фактическим бесправием.
В повседневной жизни отношение людей к иностранцам было неоднозначным. К примеру, «Права, по которым судится малороссийский народ» (1743), определяя правовой статус иностранцев - цыган, евреев, татар и других неверных, - довольно существенно ограничивали в правах эти категории населения государства, что, впрочем, тянется еще со времен Литовского статута . Чтобы совместить с чужаком свою судьбу, нужно было убедиться в общности его нравственных норм и т.д.
В более поздние периоды правовой статус иностранцев становился объектом пристальной правовой регламентации. На чужаков распространялись общеуголовные правила, в том числе и относительно наказания. Для них существовало даже специфическое наказание - выдворение за пределы страны по судебному решению, их могли также высылать в административном порядке, «если их поведение было неодобрительно».
Французская революция XVIII в. изменила положение иностранцев, провозгласив принципиальное равенство всех перед законом и уравняв иностранцев в правах с собственными гражданами.
Период до 70-х годов XIX века характеризовался свободным допуском иностранцев в Соединенные Штаты Америки. Первые ограничения въезда (относительно проституток и осужденных) были установлены Конгрессом в 1875 году.
Первый общий иммиграционный акт, принятый в 1882 году, запрещал въезд из некоторых стран Азии, Африки и Европы. Двадцать процентов иностранцев из-за несоответствия нормам этого акта по состоянию здоровья, характера и условий въезда, рода занятий и уровня образования были депортированы за пределы США.
Мировая практика подтверждает аналогичные тенденции: сначала почти полная нетерпимость к чужакам, восприятие их как врага - затем постепенное преодоление такого отношения к ним; на смену бесправному, беззащитному состоянию иностранцев приходило наделение их тем или иным объемом прав и обязанностей, правовой защиты. Защищая интересы своих граждан, государство всегда определяло отношение к иностранцам с точки зрения получения максимальной выгоды и сведения к минимуму ущерба от их пребывания на своей территории.
В XIX в. развитие международной торговли, экономических и культурных связей вызвало существенное укрепление прав иностранцев, предоставление им гражданской правоспособности без заключения специальных международных соглашений. Ограничения прав иностранцев приобрели характер специальных законов, исключений из общих принципов предоставления иностранцам национального режима.
Новый этап в развитии правового режима иностранцев и лиц без гражданства начинается после принятия Устава ООН. Всестороннее развитие связей между государствами, интернационализация общественной жизни вызвали значительное увеличение численности иностранцев и лиц без гражданства в большинстве стран и усиление их роли во всех сферах общественных отношений. Заинтересованность государств в развитии интеграционных процессов требовала обеспечение иностранцам и лицам без гражданства достаточно широкого круга прав. Важная роль в этом процессе принадлежит утверждению общепризнанных прав человека. Дальнейшее развитие «право иностранцев» получило в основном в создании особого режима для иностранцев и лиц без гражданства в области публичного права. Как правило, "право иностранцев" состоит из правил поселения, приема на работу, приобретения недвижимости, занятия определенными профессиями и тому подобное.
Таким образом, «право иностранцев» - это комплекс норм, определяющих специальный статус иностранцев и лиц без гражданства. В узком смысле - это нормы в основном конституционно-правового и административно-правового характера, касающиеся различий правового статуса иностранца и лиц без гражданства от правового статуса собственных граждан. В широком смысле - это комплекс всех норм, определяющих статус иностранца и лица без гражданства в любом отношении. Он может устанавливать различия или уравнивать с гражданами соответствующего государства в правовом статусе.
2. Правовой статус иностранцев в зарубежных странах
Правоотношения с государством устанавливаются в силу пребывания лица на территории соответствующей страны, независимо от его гражданства. Как показывает зарубежный опыт, критерием степени признания государством за иностранцами и лицами без гражданства способности иметь одинаковые права со своими гражданами, зависит, прежде всего, от заинтересованности в развитии внешнеэкономических связей и демократичности власти: чем выше степень того и другого, тем меньше различий государство проводит между собственными физическими и юридическими лицами и иностранными.
При этом необходимо отметить, что правовой статус иностранцев и лиц без гражданства закреплен и регулируется на территории конкретного государства как положениями конституции, так и специальными законами. Так, например, конституции Болгарии (ч.2 ст.26), Чехии (ст.42), Словакии (ст.52), Основной Закон ФРГ (р.1 "Основные права"), конституции Испании (р. 1 "Об основных правах и обязанностях" ст. 13), Греции (ст. 5), Канады (Конституционный акт 1982 г.)1 отмечают, что иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в стране, имеют все права и обязанности согласно Конституции этого государства, за исключением прав и обязанностей, для которых необходимо гражданство данной страны. Аналогичные положения закреплены в конституциях других стран.
Анализируя понятие иностранного гражданина следует иметь в виду, что в связи с рядом обстоятельств, связанных с коллизией национальных законодательств различных стран, могут возникать ситуации, когда один человек, даже невольно, может оказаться одновременно гражданином двух или нескольких государств. Возникает так называемое двойное или множественное гражданство. Кстати, двойное гражданство допускается законодательством Японии, Испании, Швеции, Казахстана, Молдовы и других государств, а законами о гражданстве Грузии, Киргизии, Узбекистана, для граждан страны двойное гражданство не допускается2.
Различия между правами и обязанностями граждан и иностранцев обусловлены, как правило, интересами государства, принципом государственного суверенитета и часто зависят от вида правовой связи лица с государством. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства определяется внутренним законодательством государства с учетом его международных обязательств. При этом, государство не наделяет иностранцев правами и не возлагает на них обязанности, которые считались вторжением в сферу суверенных прав государства. В частности, на иностранцев и лиц без гражданства не распространяется воинская обязанность, они не имеют избирательных прав, не могут заниматься определенными видами деятельности, занимать определенные должности, иногда приобретать некоторые объекты недвижимости и тому подобное. Однако следует отметить, что иностранцы, постоянно проживающие в стране, на выборах в органы местного самоуправления все чаще получают право голоса, а иногда и пассивное избирательное право. Так, в Нидерландах иностранцы, которые прожили в стране не менее пяти лет, имеют право голоса на выборах в местные органы власти. В Швеции в 1988 году 100 иностранцев были избран в муниципальные советы
3.
Различия в статусе иностранцев и граждан конкретного государства также закреплены в текстах конституций. Так, Конституция Мексики (ст. 33, ч. 3) запрещает иностранцам любое вмешательство в политические дела страны, а согласно ст. 22 ч. 1 Конституции Болгарии "иностранцы и иностранные юридические лица не могут приобретать право собственности на землю, кроме наследования по закону. В этом случае им следует уступить свою собственность". В Конституциях США, Италии, Греции, Украины и других государств прямо указывается на то, что президентом страны может быть только гражданин соответствующего государства. Эта же обязательное условие касается парламентариев и государственных служащих всех уровней государственной власти и управления4.
Как отмечалось выше, во многих странах существует детально разработанное законодательство, которое регулирует правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Так, подобное законодательство Германии состоит из статьи Конституции; Закона о местном проживании; Закона о свободе передвижения; Закона о перемещенных лицах; исполнительных приказов, например, в отношении доступа иностранцев на немецкий рынок труда. В Бельгии правовую основу регулирования статуса иностранцев составляют: Закон о въезде на территорию, проживание, право на поселение и о выдворении иностранцев; Королевский декрет, устанавливающий процедуры, которые исполняются Постоянной комиссией по рассмотрению апелляций беженцев. Законодательную базу Греции составляют Закон "О въезде-выезде, пребывании, трудоустройстве, депортации иностранных беженцев" и Декрет Президента "О процедуре проверки ходатайств иностранцев о признании их беженцами, аннулирование, признание и сотрудничество с УВКБ ООН". В Испании - Органический закон о правах и привилегиях иностранцев и их социальной интеграции, Органический закон об убежище, Королевский декрет.
Законодательство Франции включает Указ, касающийся условий въезда и пребывания иностранцев, Закон о Французском управлении по защите беженцев и лиц без гражданства, Кодекс о въезде и пребывании иностранцев5.
Таким образом, законодательство зарубежных стран, регулирующее правовое положение иностранцев и лиц без гражданства, условно можно разделить на три блока: о въезде и получении вида на жительство; о пребывании иностранцев в стране; об интеграции и натурализации иностранцев и лиц без гражданства. В зависимости от оснований пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории государства различают правовой статус: