Файл: Реферат Положение иностранцев в различных государствах Содержание Введение Правовой статус иностранцев.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- иммигрантов – лиц, прибывающих на постоянное место жительства или на длительное время на территорию иностранного государства, резидент на законном основании;

- лиц, которые временно находятся на территории государства на законных основаниях с целью получения работы, учебы, делового общения и тому подобное;

- лиц, осуществляющих транзитный проезд по территории страны;

- беженцев;

- искателей убежища;

- лиц, находящихся на территории государства без надлежащих правовых оснований, нарушая закон (нелегальные мигранты).

Каждый из указанных статусов связан с определенными правами и обязанностями лица. Объем правосубъектности неграждан колеблется от признания их полностью правосубъектным (за исключением политической сферы), оказания помощи в переселении и адаптации к преследованию незаконно прибывших и выдворение их за пределы государства.

Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства, объем их прав и обязанностей зависит от того, постоянно или временно они проживают в стране. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в стране, имеют доступ к большинству общественных институтов, включая социальное страхование, образование, жилье и здравоохранение. Например, согласно иммиграционному законодательству США иностранцы, в зависимости от своего правового статуса, делятся на три категории: лица, которым разрешено временное пребывание на территории США (неиммигранты), постоянные жители США (легальные мигранты), нелегальные иностранцы (нелегальные мигранты)6.

Постоянные жители США пользуются всем кругом гражданских прав, которые закреплены в Билле о правах. Они имеют право в любое время въезжать в США, проживать на территории любого штата, имеют постоянный вид на работу и получение дохода. Такие иностранцы могут быть призваны на военную службу. Постоянные жители США, как и граждане, должны платить налоги с доходов, получаемых во всем мире.

В отличие от граждан США, постоянные жители ограничены в избирательных правах и праве занятия государственных должностей. Кроме того, все категории иностранцев обязаны по закону сохранять постоянное место жительства (то есть при выезде из страны на срок, превышающий 180 дней, иностранец должен доказать в случае возвращении, что он сохраняет постоянное место жительства в США)7.

В целом же основополагающими принципами иммиграционной политики США является привлечение иностранцев, представляющих интерес для развития страны и ограничения въезда "нежелательных" лиц
8.

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства, временно проживающих в стране, значительно уже. Так, временные иностранные работники, как правило, имеют низкий уровень социальной защиты, поскольку не живут в стране достаточно длительный период, чтобы внести свою долю в систему социального страхования. В США эта категория лиц не получает пособия по инвалидности, по безработице, ограничена в получении медицинской помощи.

В Германии основным правом, которое касается только иностранцев, является впервые гарантированное в немецкой конституции право убежища, которое дает политически преследуемым иностранцам право на политическое убежище на территории Федеративной Республики. Многолетнее, в последние годы почти неконтролируемое прибытие в Германию сотен тысяч искателей убежища, что в подавляющем большинстве не испытывали никакого политического преследования в своих странах и имели только экономические мотивы в своих притязаниях на получение убежища, грозило исчерпать возможности применения основного плана на политическое убежище к действительно преследуемым.

После долгих, в основном жарких дебатов между сторонниками неограниченно действующего от 1949 г. беспримерного в мире основного права на политическое убежище и поборниками новой редакции права на убежище, которое соответствует действительности, с целью сохранения его основного значения и приведения в соответствие с правовыми нормами всех других стран ЕС, была одобрена нужными для этого двумя третями голосов бундестага поправка к праву на политическое убежище. Не затрагивая основного положения «Преследуемые по политическим мотивам имеют право на убежище», от июля 1993 г. действует новая статья Основного закона, что делает новую процедуру рассмотрения заявлений о предоставлении убежища. Краеугольными положениями новой формулировки права на убежище являются:

- иностранцы из стран ЕС или «надежных третьих стран», то есть стран, где гарантируется применение Женевской конвенции о беженцах и Европейской конвенции о правах человека, не могут ссылаться на право политического убежища; не возникает даже (временного) права на получение убежища;

- процедура рассмотрения заявлений о предоставлении убежища сокращается;

- вследствие мер исключается многократное получение государственной помощи;

- прожиточный минимум искателей убежища обеспечивается принципиально путем натуральной помощи.

В мировой практике государства в национальном законодательстве и международных договорах предусматривают различные правовые режимы пребывания иностранцев и лиц без гражданства: взаимности; "Открытых дверей"; идентичности; национальный; режим наибольшего благоприятствования; специальный режим (преференциальный).



Характерной чертой специального режима является предоставление определенных привилегий и преимуществ, как правило, в отношениях с соседними странами, например, в области пограничной торговли. Так, в июне 1985 года в Шенгене (Люксембург) Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали первые соглашения (дополнены Конвенцией от 19 июня 1990 года) об устранении препятствий относительно свободного перемещения всех граждан стран-участниц через общие границы, а также отказ от контроля за перемещением граждан стран-членов ЕС и облегчения обмена товарами и услугами. Суть Шенгенских соглашений заключается в создании и отработке механизма, который предоставил бы возможность реализовать принцип полной свободы передвижения людей в рамках пространства государств-членов соглашения. Он включает совокупность мероприятий и условий материального, административного и юридического характера9. Эти соглашения начали один из важнейших процессов европейского строительства, стали первым практическим шагом в осуществлении заявления Совета Европы (июнь 1984г.) об отмене внутренних границ в отношении полицейских и таможенных процедур для свободного перемещения лиц и товаров.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в последнее время страны Западной Европы, США, Канады и другие принимают меры по усилению миграционного контроля. Так, в частности, был введен более жесткий порядок выдачи виз, особенно гражданам тех стран, которые поставляли больше всего мигрантов и искателей убежища, были введены санкции против перевозчиков, то есть транспортных компаний, а также была усилена охрана внешних границ, прежде всего, со странами выхода или транзита мигрантов.

Одной из последних мер стало введение с 2005 года в странах Евросоюза биометрических паспортов, что, безусловно, приобрело чрезвычайную актуальность в свете последних террористических актов в странах Европы.

Анализируя понятие иностранного гражданина следует иметь в виду, что в связи с рядом обстоятельств, связанных с коллизией национальных законодательств различных стран, могут возникать ситуации, когда один человек, даже невольно, может оказаться одновременно гражданином двух или нескольких государств. Возникает так называемое двойное или множественное гражданство. Кстати, двойное гражданство допускается законодательством Японии, Испании, Швеции, Казахстана, Молдовы и других государств, а законами о гражданстве Грузии, Киргизии, Узбекистана, для граждан страны двойное гражданство не допускается.


Заключение



Таким образом, анализ законодательства зарубежных стран относительно правового статуса иностранцев дает основание утверждать, что в демократических государствах иностранцы и лица без гражданства участвуют во всех аспектах жизнедеятельности общества страны пребывания: социальных, экономических и политических, за отдельными исключениями, указанными в законе.

Усилия стран направлены на обеспечение равных возможностей, повышение образовательного и профессионального уровня, упрощение доступа к социальным услугам, привлечение неграждан к участию в общественных делах, в том числе и к принятию решений на местном уровне и тому подобное. В международном и внутреннем праве современных государств этот принцип получил название национального режима, который выражает наиболее полное сближение правосубъектности собственных граждан и иностранцев.

Список используемых источников




  1. Гражданско-правовой статус иностранцев в различных государствах – Режим доступа: http://www.zakonas.ru/zako-1445.html.

  2. Законодательство и политика в области интеграции иммигрантов.
    Сборник законодательства, политики и практики 19 государств в области интеграции иммигрантов: Международная организация по миграции. Перевод с английского. – М., 2011

  3. Иванов М.М. США: правовое регулирование иммиграционного процесса (условия и процедуры приобретения статуса постоянного жителя США). - М.: "Междун. отношения", 2018. - 480 с.

  4. Конституции зарубежных государств. Учебн. пособие. - М.: Изд-во БЕК, 2017. – 230 с.

  5. Правовое положение иностранцев во Франции. – Режим доступа: http://www.zakonas.ru/zakos-1448-1.html

  6. Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. - М.: МОМ, 2014. - 368 с.

  7. Стокер П. Работа иностранцев: обзор международной миграции рабочей силы. - М.: Изд. центр "Академия", 2016. – 118 с.


1 См.: Конституции зарубежных государств. Учебн. пособие. - М.: Изд-во БЕК, 2017.

2 Гражданско-правовой статус иностранцев в различных государствах – Режим доступа: http://www.zakonas.ru/zako-1445.html.

3 Стокер П. Работа иностранцев: обзор международной миграции рабочей силы. - М.: Изд. центр "Академия", 2016. – С.79.

4 Конституции зарубежных государств. Учебн. пособие. - М.: Изд-во БЕК, 2017. – С.107.

5


6 Иванов М.М. США: правовое регулирование иммиграционного процесса (условия и процедуры приобретения статуса постоянного жителя США). - М.: "Междун. отношения", 2018. – С.40.


7Там же, С.45.

8 Там же, С.210.

9 Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. - М.: МОМ, 2014. – C.318-384; 325-329