Файл: Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 21. 03. 02 Землеустройство и кадастры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Приморская государственная сельскохозяйственная академия»
Институт землеустройства и агротехнологий
Наумова Т.В., Кудрявцева Т.Л.
ЭКОЛОГИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры
ФГБОУ ВО Приморская ГСХА
Уссурийск 2015
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Комин Андрей Эдуардович
Должность: ректор
Дата подписания: 26.01.2019 08:24:17
Уникальный программный ключ:
f6c6d686f0c899fdf76a1ed8b448452ab8cac6fb1af6547b6d40cdf1bdc60ae2
2
УДК 504:332.3
ББК 20.1:65.32-5
ЭАО
Рецензенты: О. Н. Телечко, канд. с.-х. наук, научный сотрудник отдела кор- мопроизводства ФГБНУ «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им.
А.К. Чайки»
Е.П. Иванова, канд. с.-х. наук, доцент,доцент кафедры агротехнологий
Экология землепользования: учебное пособие для обучающихся по на- правлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры ФГБОУ ВО
Приморская ГСХА / ФГБОУ ВО Приморская ГСХА; сост. Т.В. Наумова, Т.Л.
Кудрявцева. - Уссурийск, 2015. ‒104с.
Учебное пособие «Экология землепользования» представляет собой учебное издание, предназначенное для реализации требований к уровню подготовки и методике освоения знаний, направленное на развитие навыков самостоятель- ной работы обучающихся и способствующее более успешному освоению профессиональных компетенций. Основной целью учебного пособия являет- ся расширение, углубление знаний, обучающихся и лучшее освоение дисци- плины.
Учебное пособие состоит из раздела теоретического материала, зада- ний для самостоятельной работы и методики выполнения практических заня- тий.
Издается по решению методического совета ФГБОУ ВО Приморская ГСХА
© Наумова Т.В., Кудрявцева Т.Л. 2015
© ФГБОУ ВО Приморская ГСХА, 2015
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….
4
Раздел 1. Теоретические основы экологии землепользования………..
6
Глава 1. Биосфера Земли………………………………………………….
6
Глава 2: Организмы и среда………………………………………………
14
Глава 3. Взаимодействие человека и природы ………………………….
24
Глава 4. Естественные и антропогенные ландшафты……………………
31
Глава 5. Теоретические основы экологии землевладения и землепользо- вания……………………………………………………………………
37
Глава 6. Государственный мониторинг земель и земельный ка- дастр…........................................................................................................
45
Глава 7. Система землеустройства на эколого-ландшафтной основе...
49
Глава 8. Роль землеустроительной службы в обеспечении экологически устойчивого землепользования…………………………………….
56
Глава 9. Охрана земельных ресурсов……………...................................
65
Глава 10. Экономика и экология…………..............................................
80
Раздел 2. Методические рекомендации для выполнения расчѐтно- графической работы……………………………………………………..
91
Список литературы………………………………………………………
10 3
4
Введение
Экология (от греч. оikos – дом, родина; lоgоs – слово, понятие, учение) в буквальном смысле – наука о местообитании организмов. Понятие «эколо- гия» весьма обширно, поэтому в зависимости от задач меняется и формули- ровка. Экология – это наука, изучающая условия существования и взаимосвя- зи между живыми организмами и средой их обитания.
По отраслевым признакам обособляются агроэкология (сельскохозяйст- венная), лесная, инженерная, медицинская и др. Важное значение имеют ас- пекты прикладной экологии, особенно загрязнение окружающей среды, при- родные ресурсы, искусственные и агрохозяйственные биоценозы, контроль и управление качеством природной среды.
Общая экология в основном исследует законы формирования структуры, функционирования, развития и гибели природных экосистем (биогеоцено- зов). При этом прежде всего нужно знать такие свойства биогеоценозов, как устойчивость, надежность функционирования, а также исследовать кругово- рот веществ и баланс энергии в экосистемах.
Для обучающихся по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры важно изучить основные теоретические положения общей эколо- гии, круговороты веществ в природе, природные ресурсы, загрязнение среды.
Информация, полученная в экологических исследованиях, должна быть использована при землеустройстве, решении важнейших вопросов кадастра и мониторинга земель, при оценке плодородия почв.
Особый интерес в этом отношении представляют:
- данные о размещении загрязнителей (промышленных объектов различ- ных отраслей хозяйства), о загрязнении воздушного бассейна, почв, вод и зе- мель тяжелыми металлами, радионуклидами, минеральными удобрениями и пестицидами;
- материалы по химическому составу почв, природных и сточных вод;
- материалы по использованию земель, плотности населения;
- различные тематические карты, в особенности почвенная, ландшафт- ная, экологическая;
- экологические паспорта предприятий, в том числе и сельскохозяйст- венных.
Врезультате землеустроитель получает важные для работы сведения об экологическом состоянии территории, для которой достоверно может опре- делить микрозоны – запретные (заповедники, зеленые зоны, ландшафтно- экологические ниши, миграционные коридоры, рекреационные территории и пр.), защитные и охранные (санитарно-защитные между животноводческими фермами, различными производственными объектами и жилыми массивами, промышленными объектами и сельскохозяйственными территориями, насе- ленными пунктами, водоохранные и прибрежные полосы и др.), агроэколо- гические (земли незагрязненные и недеградированные, заболоченные, потен-
5 циально эрозионно-опасные, различной степени дефлированности и смыто- сти, а также загрязненные тяжелыми металлами, радионуклидами, пестици- дами и другими вредными соединениями, сильнокислые или сильнощелоч- ные земли и пр.).
Целью изучения дисциплины «Экология землепользования» является
теоретическое освоение основных еѐ разделов и методически обоснованное понимание возможности и роли курса при решении задач эффективного и рационального землепользования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстри- ровать следующие результаты образования:
Знать: основные принципы рационального природопользования; проблемы использования возобновляемых и не возобновляемых ресурсов, принципы и методы их воспроизводства; принципы размещения производства; основы экологического регулирования и прогнозирования последствий землепользования; нормирование загрязнения окружающей среды; информационное обеспечение землепользования; цели и содержание устойчивого развития.
Уметь: формировать у обучающихся навыки и умение аналитической деятельности в данной области; получать системное представление о роли и месте принципов и методов оценки экологического состояния земель при воздействии природных и антропогенных факторов; использовать нормативно-правовые основы в вопросах землепользования; разумно сочетать хозяйственные и экологические интересы в области землепользования.
Владеть: навыками для решения задач по образованию экологически целесообразной структуры угодий, введения на этой основе платы за землю и решения других вопросов; навыками поиска и разработки путей оптимизации взаимоотношений общества с природной средой; навыками интеграции знаний других базовых дисциплин в область природопользования, навыками применения методов базовых дисциплин: экологии, географии, геологии, биологии, химии, физики, почвоведения - для осуществления всякой деятельности человека, связанной с непосредственным использованием природы и еѐ ресурсов, либо с изменяющими еѐ воздействиями.
Задача данного учебного пособия состоит в том, чтобы оказать помощь обучающимся по направлению 21.03.02 Землеустройство и кадастры в изу- чении вопросов дисциплины в соответствии с программой.
6
Раздел 1. Теоретические основы экологии землепользования
Глава 1. Биосфера Земли
Термин «биосфера» (от греч. bios – жизнь, sрhаiгe – шар) предложен ав- стрийским геологом Э. Зюссом (1875). По его определению, биосфера – сре- да обитания живых организмов, или сфера, занятая жизнью.
Учение о биосфере разработано В. И. Вернадским (1926). Биосфера представляет собой область существования живого вещества. Живое вещест- во – «функция биосферы», биосфера – результат развития живого вещества.
В.И.Вернадский впервые отметил активную преобразующую деятельность древних и современных организмов в изменении «лика Земли».
Биосфера – это исторически сложившаяся, многокомпонентная, плане- тарная, саморегулирующаяся система живого вещества. Состав, структура и энергетика ее обусловлены прошлой (в течение геологического времени) и настоящей деятельностью живых организмов. В биосфере осуществляется обмен веществом и энергией между атмосферой, литосферой и гидросферой.
Жизнь создает в окружающей среде условия, благоприятные для своего су- ществования.
Вещество биосферы, по В.И. Вернадскому, состоит из нескольких суще- ственно разнородных компонентов или частей:
- совокупность живых организмов, живого вещества, рассеянного в мил- лиардах особей, обладающих колоссальной энергией и представляющих не- что единое, связанное с окружающей средой биогенным током атомов – ды- ханием, питанием, размножением;
- биогенное вещество, обязанное своим происхождением живым орга- низмам (например, осадочные породы органического происхождения, камен- ный уголь, нефть, битум и др.);
- косное вещество, образуемое процессами, в которых жизнь не участву- ет (например, твердые, жидкие и газообразные соединения, из которых толь- ко твердые в географической оболочке не являются носителями свободной энергии);
- биокосное вещество, создаваемое живыми организмами и косными процессами (например, воды биосферы, почвы, приземная часть атмосферы; в них проявляется геохимическая энергия живого вещества);
- радиоактивные дисперсно-рассеянные вещества;
- рассеянные атомы, непрерывно создающиеся из живого вещества в ре- зультате воздействия космических частиц;
- вещества космического происхождения – отдельные атомы и молекулы солнечного происхождения или приходящие из мирового пространства, а также космическая пыль, метеориты, попадающие в биосферу.
7
Человеческое общество, особенно в век научно-технического прогресса, превратилось в мощную силу, которая целенаправленно меняет окружаю- щую среду, в том числе и околоземное космическое пространство. Человек в процессе труда существенно преобразует биосферу как среду своего обита- ния, биосфера переходит в качественно новую стадию – становится техно- сферой, или ноосферой (от греч. noos – разум).
Впервые термин «ноосфера» предложен Э. Леруа и Тельяром де Шарде- ном (1927). Эти ученые трактовали понятие ноосферы мистически, как некую совокупность «элементов мысли», облегающую нашу планету наподобие оболочки, или ступень развития сознания, не учитывая преобразующую силу деятельности человека. С позиций В.И. Вернадского, ноосфера – новая фаза эволюции биосферы, этап разумного регулирования взаимоотношений чело- века и природы. Человек внес в биосферу разум, труд, науку. В.И. Вернад- ский осветил проблему единства природы и общества с позиции практиче- ского реализма, вскрыв элементы гармонии и дисгармонии в зависимости от деятельности человека. Гармоничное развитие (без срывов, деформаций, ка- тастроф) возможно лишь на основе научного подхода.
Биосфера – особая геологическая земная оболочка, не только охваченная жизнью, но и ею организованная, так как возникла в геохимической среде
Земли. Ноосфера – биосфера, преобразующаяся под воздействием человека, изменяющего внешний облик Земли, ее геохимию (перераспределение хими- ческих элементов). В результате активной деятельности человека возник своеобразный тип миграции химических элементов – техногенный. Процес- сы, связанные с ним, называют техногенезом. Они подчиняются не природ- ным факторам, а социально-экономическим законам.
Ноосфера отличается от биосферы большим объемом и разнообразием информации. В ноосфере используется и расходуется энергия, накопленная биосферой.
Понятие «экосистема» введено английским ботаником А. Тенсли
(1935), который обозначил этим термином любую совокупность совместно обитающих организмов и окружающую их среду.
По современным представлениям, экосистемакак основная структурная единица биосферы – это взаимосвязанная единая функциональная совокуп- ность живых организмов и среды их обитания, или уравновешенное сообще- ство живых организмов и окружающей неживой среды. В этом определении подчеркнуто наличие взаимоотношений, взаимозависимости, причинно- следственных связей между биологическим сообществом и абиотической средой, объединение их в функциональное целое. Биологи считают, что эко- система – совокупность всех популяций разных видов, проживающих на об- щей территории, вместе с окружающей их неживой средой.
В.Н. Сукачевым (1972) в качестве структурной единицы биосферы пред- ложен биогеоценоз. Ьцогеоценозы– природные образования с четкими гра- ницами, состоящие из совокупности живых существ (биоценозов), занимаю- щих определенное место. Для водных организмов – это вода, для организмов суши – почва и атмосфера.
8
Понятия «биогеоценоз и «экосистема» до некоторой степени однознач- ны, но они не всегда совпадают по объему. Экосистема – широкое понятие, экосистема не связана с ограниченным участком земной поверхности. Это понятие применимо ко всем стабильным системам живых и неживых компо- нентов, где происходит внешний и внутренний круговорот веществ и энер- гии. Так, к экосистемам относятся капля воды с микроорганизмами, аквари- ум, горшок с цветами, аэротенк, биофильтр, космический корабль. Биогеоце- нозами же они не могут быть. Экосистема может включать и несколько био- геоценозов (например, биогеоценозы округа, провинции, зоны, почвенно- климатической области, пояса, материка, океана и биосферы в целом). Таким образом, не каждую экосистему можно считать биогеоценозом, тогда как всякий биогеоценоз является экологической системой.
Масштабы экосистем различны: микросистемы (например, болотная кочка, дерево, покрытый мхом камень или пень, горшок с цветком и т.п.), ме- зоэкосистемы (озеро, болото, песчаная дюна, лес, луг и т.п.), макроэкосисте- мы (континент, океан и т.п). Следовательно, существует своеобразная иерар- хия макро-, мезо- и микросистем разных порядков.
Для наземных экосистем установлена следующая иерархия: биосфера – экосистема суши – климатический пояс – биоклиматическая область – при- родная ландшафтная зона – природный (ландшафтный) округ – природный
(ландшафтный) район – природный (ландшафтный) подрайон – биогеоцено- тический комплекс – экосистема.
Экосистемы, измененные деятельностью человека, называют агроэкоси-
стемами (полезащитные лесные полосы, поля, занятые сельскохозяйствен- ными культурами, сады, огороды, виноградники и др.). Ихосновой являются культурные фитоценозы – многолетние и однолетние травы, зерновые и дру- гие сельскохозяйственные культуры. Они получают дополнительную энер- гию в виде обработки почвы, внесения удобрений, поливных вод, пестицидов и от других мелиораций, что существенно преобразует почвы, изменяет ви- довой состав, структуру флоры и фауны. В результате взамен устойчивых экосистем формируются менее устойчивые. Дотации энергии новым агроэко- системам, возможности мелиораций природных экосистем должны основы- ваться на нормах соотношения пашни, лугов, леса и вод в соответствии с почвенно-климатическими и хозяйственными условиями, а также на законах, правилах и принципах экологии.
До появления жизни на Земле в основном протекали следующие геохимические процессы: выветривание горных пород, разрушение кристаллических решеток минералов, миграция различных водных растворов, синтез новых минералов. Эти процессы происходили в основном за счет энергии Солнца. Миграция химических элементов была геохимическим связующим звеном, которое объединяло литосферу, атмосферу и гидросферу в единый цикл круговорота химических элементов, получивший название большого (геологического) круговорота веществ. Его возраст 3,5-4,0 млрд лет. Он носил до зарождения жизни абиотический характер, важнейшим геохимическим фактором в нем была вода. Осадки