Файл: Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 21. 03. 02 Землеустройство и кадастры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
93
Теплоэнергетика, электроэнергетика
К, Л, М,
Черная и цветная металлургии
Н, О, П,
94
Продолжение таблицы 2 1
2
Химическая промышленность
Р , С, Т,
Машиностроение и металлообработка
У, Ф, Х
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно- бумажная промышленности, промышленность
Ц, Ч, Ш, Щ строительных материалов
Пищевая промышленность и отрасли сельского
Э, Ю, Я хозяйства
В таблице 2 выбираем отрасль, которая соответствует первым буквам:
К, И, М
– это: Теплоэнергетика, электроэнергетика или Добыча железных руд и руд цветных металлов.
По результатам исследований в регионе делаем выбор отрасли для бо- лее детального исследования региона в области данной отрасли.
4. Исследование использования земельных ресурсов в регионе, особое
внимание и освещение землепользования под объектами выбранной от-
расли в регионе.
5. Разработка плана работы для выбранной темы РГР
Для выбранной темы расчѐтно-графической работы, региона исследо- вания по теме, отрасли исследования в регионе, земельных ресурсов как объ- екта исследования в регионе разрабатывается план расчѐтно-графической ра- боты.
Последовательность рассмотрения материалов исследования во всех предлагаемых темах РГР единая и начинается с рассмотрения географиче- ского местоположения региона, его природных, экономических, социальных и экологических характеристик, это соответствует первому разделу РГР.
Второй раздел РГР содержит исследования, относительно выбранных ранее объектов – это отрасли и земельных ресурсов в регионе.
Третий раздел - соответствует исследованиям и расчѐтам, выполнен- ным согласно поставленной задачи в теме РГР.
Далее рассмотрим пример составления плана расчѐтно-графической работы, например для темы 1.
План расчѐтно-графической работы для темы 1: «Оценка техно-
генного воздействия на земельные ресурсы региона (территориальные
особенности проявления техногенеза)»
План
Введение
95
Раздел 1. Приморский край
Раздел 2. Основные отрасли и природные ресурсы Приморского края
Раздел 3. Оценка техногенного воздействия на земельные ресурсы
Приморского края
Заключение
Библиографический список
Приложение
Так как целью данной работы является оценка территориальных особенно- стей проявлений техногенеза через исследование структуры техногенного воздействия на компоненты ландшафта, то в третьем разделе рассматривают- ся следующие вопросы:
1. Характеристика ландшафтной структуры региона. Этот этап работы должен сопровождаться составлением карто-схемы природно- территориальных комплексов (ПТК) или ландшафтов региона.
2. В пределах каждого выделенного природно-территориального ком- плекса
(ландшафта) выявляются и исследуются источники техногенного воздей- ствия (в нашем случае на уровне отраслей хозяйства региона). Для этого на
ПТК заполняется таблица 4:
3. В первом столбце (1) перечисляются отрасли, предприятия которых являются источниками техногенного воздействия в регионе.
Таблица 4 - Источники техногенного воздействия на уровне отраслей хозяй- ства Приморского края
-
Компоненты ландшафта (ПТК)
И
ст оч ни ки т
ех но ге н но го в
оз де йстви я
Ли то ло ги ч.ф ун да ме нт рель еф
По вер хн. вод ы
П
од зем н. во ды по чвы фи тоц ено зы зо оц ено зы
Атм осф. во зду х су мма
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
В столбцах 2-9 оценивается техногенное воздействие перечисленных отрас- лей на компоненты ландшафта. Оценка производится по следующим факто- рам:
Характер воздействия (в столбцах проставляются соответствующие значки):
- Интоксикация (химическое загрязнение) – И.
- Физическая детериорация (загрязнение) – Ф.
- Тепловая детериорация – Т.
- Радиоактивная детериорация – Р.
- Деструкция (разрушение) – Д.
96
Интенсивность воздействия. Оценивается по 4- балльной шкале:
- Сильное воздействие – 3.
- Среднее воздействие –2.
- Слабое воздействие –1.
- Воздействие отсутствует – 0.
По виду воздействия:
- прямое воздействие –ПВ.
- косвенное воздействие –КВ.
Таким образом, оценка техногенного воздействия складывается из трех составляющих и имеет вид индекса, который проставляется в соответствую- щих графах (пример заполнения таблицы 4 представлен ниже: ПВ(Ф,Т), (3)).
3. Далее, на основе результатов таблицы 4, определяется отраслевая и терри- ториальная структура техногенного воздействия на земельные ресурсы сле- дующим образом:
1) суммируем результаты оценки (баллы) по столбцам (по компонентам ландшафта) в пределах строки (графа 10). Далее по полученной сумме баллов ранжируем результаты всех строк по убыванию и получаем перечень источ- ников техногенного воздействия, оказывающих наибольшее техногенное воздействие на земельные ресурсы;
2) далее делаем выводы об отраслевой структуре техногенного воздей- ствия;
3) суммируем результаты оценки по строкам в пределах столбца.
Ранжируем результаты по убыванию, с помощью чего определяем компонен- ты ландшафта, в наибольшей степени подвергающиеся техногенному воз- действию. Это дает представление о вертикальной структуре техногенного воздействия.
Пример заполнения таблицы 4
Исто чни кит ех ног ен ног о- во здей стви я
Компоненты ландшафта (ПТК)
Ли то ло- ги ч.ф ун да ме нт ре ль еф
По ве рх н.
во ды
Под зем н.вод ы почв ы
ф ит оц ен оз ы
зооц ен оз ы
Ат мо сф
.воз ду х су м
ма
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Нефтян
ПВ
ПВ
ПВ
КВ
ПВ,К
КВ
КВ,П
ПВ ая пром-
П
И,Д,
В
В
И,Ф ть
1 1
Ф
1
И,Д
2 3
13 2
1 2
Медепл
ПВ
КВ
КВ
КВ
КВ
ПВ авильна
И,Т,
И,Ф я пром-
Ф ть
1 2
2 1
3 11
97
98
Продолжение таблицы 4 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 2
Овощев
КВ
КВ
ПВ
ПВ
КВ одство
Д.И
Д
1 0
2 3
1 7 сумма
1 1
5 2
5 7
4 6
31
Для определения территориальной структуры техногенного воздейст- вия необходимо суммировать строки в таблице по каждому земельному уча- стку(природно-территориальному комплексу – ПТК) (общий индекс воздей- ствия на ПТК) и проранжировать результаты.
Далее по завершении практических, расчѐтных исследований, студент приступает к формированию заключения по РГР.
Заключение
В заключении делают выводы по выполненному исследованию в ре- гионе в целом.
Пример составления плана для темы 3: «Отраслевые особенности
землепользования»
Целью данной работы является раскрытие отраслевых особенностей землепользования в регионе. Для исследования выбирается одна из отраслей материального производства (в промышленности, в лесном или в сельском хозяйстве). Предлагается отразить влияние различных природных факторов на размещение и территориальную организацию производств данной отрас- ли,описать специфику техногенного воздействия предприятий выбранной отрасли на различные компоненты ландшафта, оценить потенциал устойчи- вости к нему различных ландшафтов в регионе.
Для раскрытия темы 3 рекомендуется следующий план:
План
Введение
Раздел 1. Сахалинская область
Раздел 2. Основные отрасли и земельные ресурсы Сахалинской области
Раздел 3. Отраслевые особенности землепользования Сахалинской об- ласти
Заключение
Библиографический список
Приложение
Для третьего раздела предусматривается рассмотрение следующих во- просов:
99 1.
Краткая социально-экономическая характеристика выбранной отрасли в регионе. Место в хозяйственном комплексе страны, основные виды продукции и ее потребители, основные технологические стадии производст- ва, используемые ресурсы, структура и виды отходов производства.
2.
Влияние природных факторов (климатических, геологиче- ских, биотических, гидрологических и пр.) на размещение предприятий выбран- нойотрасли региона.
3. Структура техногенного воздействия предприятий отрасли на компоненты ландшафта. Анализируется техногенное воздействие на каждый компонент ландшафта региона. Оценка производится по следующим факторам:
- характер воздействия: интоксикация (химическое загрязнение), физиче- ская детериорация (физическое загрязнение), тепловая детериорация, радиоак- тивная детериорация, деструкция, пейоризация (визуальное разрушение);
- интенсивность воздействия;
- вид воздействия: прямое и косвенное воздействие.
Затемвыявляютсякомпоненты ландшафта,
в наибольшей сте- пени подвергающиеся воздействию данной отрасли. Результаты анализа представ- ляются в виде таблицы 4 (см. Тема 1, пример заполнения таблицы 4).
Рассматриваются отраслевые особенности землепользования в условиях представленных ландшафтов.
По результатам исследований составляется заключение.
Пример плана для темы 4: Экологические аспекты использования
земельных ресурсов в Камчатском крае
План
Введение
1.
Камчатский край
2.
Основные отрасли и земельные ресурсы Камчатского края
3.
Экологические аспекты использования земельных ресурсов Кам- чатскогокрая
Заключение
Библиографический список
Приложение
Первые два раздела содержат общую информацию о регионе исследо- вания.
В третьем разделе студент рассматривает подробно земельные ресурсы региона: дается общая количественная и качественная характеристика зе- мель,их распределение в
рамках исследуемого региона,
степени освоенности,
характера и интенсивности использования.
1.
Исследуются социально-экономические и экологические функ- ции земельных ресурсов.
100 2.
Оценивается степень рациональности использования земельных ресурсов.
3.
Дается характеристика экологических последствий использова- ния земельных ресурсов по отраслям хозяйствования.
Рассчитывается коэффициент антропогенной нагрузки на земельные ресурсы в регионе.
Коэффициент антропогенной нагрузки показывает, насколько сильно влияет человеческая деятельность на состояние окружающей природной сре- ды и вычисляется по формуле:
К
Р
Б
Р
,
а.н. где: Р – площадь земель с соответствующим уровнем антропогенной нагрузки, га;
Б – балл, соответствующий площади с определенным уровнем антропоген- ной нагрузки.
Расчет коэффициента антропогенной нагрузки в таблице 5.
Таблица 5 - Оценка территории по антропогенной нагрузке (пример)
Группы земель,
Площ
Степень
Б
адь соответствующие степени
Бал л антропогенн земел
Р
Б антропогенной нагрузке и баллу ой нагрузки ь, Р оценки
(га)
1 2
3 приме пример р
Земли промышленности,
Высокая
5 транспорта, населенных пунктов,
79,02 395,10 дороги
Значительна
4
Пашня, многолетние
1057,6 4230,48 я насаждения, огороды
2
Культурные, кормовые угодья,
Средняя
3 залуженные балки, пастбища и
344,49 957,39 сенокосы
Незначитель
2
Лесополосы, кустарники, леса,
133,60 267,20 ная болота, водные объекты
Низкая
1 Микрозаповедники
54,30 54,30
101
Расчет показывает, какой балл в соответствии с классификацией в таб- лице 5имеет анализируемая территория.
Далее проводят оценку интенсивности использования земельных ре- сурсов.
Земли по их интенсивности и пригодности к использованию делятся на:
1) земли пригодные для возделывания сельскохозяйственных культур без особых, либо с минимальными ограничениями – интенсивно используе- мые угодья (пашня);
2) земли, малопригодные для возделывания сельскохозяйственных культур, вследствие неустранимых ограничений по условиям литологии поч- вообразующих пород, рельефа и весьма ограниченных возможностей адапта- ции - менее интенсивно использованные угодья (многолетние насаждения, сенокосы, пастбища).
3) земли, непригодные для возделывания из-за неустранимых ограни- чений и незначительных возможностей адаптации – не интенсивно исполь- зуемые угодья (кустарники, болота, под водой).
4) нарушенные земли, природные особенности (свойства) земель прак- тически не используются, видоизмененные – под дорогами, канала- ми,застроенные территории, овраги.
Определение наличия разных видов угодий (по интенсивности исполь- зования) в таблице 6.
По результатам расчетов угодий в таблице делаются выводы наличия и интенсивности пользования земель территории в регионе. и заключении проводится анализ существующих организационно- правовых и экономических мер для рационального использования земельных ресурсов в регионе.
Таблица 6 - Оценка интенсивности использования угодий
Название
Площадь, га интенсивно менее не угодья нарушенные используемые используемые используемые
Пашня
1347,65
Многолетние
14 насаждения
Сенокос
239,5
Пастбища
178,4
Кустарник
28,05
Под дорогами
9,64
Болота
48,2
Овраги, карьеры
53,7
Под водой
8,56
Итого
1347,65 417,9 84,81 63,34
102
Требования к оформлению пояснительной записки расчѐтно-
графической работы (РГР)
Написание реферативной части пояснительной записки является одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности. Обучающиеся чаще всего испытывают трудности при формулировании цели и задач работы, со- ставлении плана работы, что приводит к нарушению структуры работы.
В процессе работы над РГР можно выделить 4 этапа:
1) вводный – выбор темы, работа над планом и введением;
2) основной – выполнение исследований и расчѐтов, и заключением
РГР;
3) заключительный этап – оформление РГР;
4) защита РГР (в виде представления презентации).
Введение единых требований к форме, структуре работы, составленной с учетом пожеланий коллег, должно создать у студентов четкое представление о РГР как письменном аттестационном испытании и о способах работы над темой.
Структура РГР включает в себя следующие элементы:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- содержание (разделы и параграфы);
- заключение;
- список литературы и информационных источников;
- приложение.
Работа над введением
Введение – одна из составных и важных частей пояснительной записки.
При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобре- тенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно со- держит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формули- ровку цели и задач РГР, краткий обзор литературы и источников по пробле- ме, историю вопроса и вывод.
Вступление– это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, проблемным, а, возможно, тема реферата по- требуеттого,
чтобы начать,
например,
с изложения како- го-то определения,
типа
«земельные ресурсы – это…».
Обоснование актуальности выбранной темы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- можно и нужно связать тему РГР с современностью.
103
Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части ра- боты над введением необходимо охарактеризовать основные источники и лите- ратуру, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отно- шение к этим книгам и другим информационным источникам.
История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны.
Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.
Требования к содержанию пояснительной записки РГР
Содержание РГР должно соответствовать теме, полно ее раскрывать.
Все рассуждения нужно аргументировать. Пояснительная записка показыва- ет личное отношение автора к излагаемому материалу. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом вырази- тельным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:
- не рекомендуется вести повествование от первого лица единст- венного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);
- при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
- каждый раздел начинается с новой страницы, а каждый параграф начинается с новой строки;
- при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат,выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. при- водитьссылки.
Работа над заключением
Заключение – самостоятельная часть РГР. Оно не должно быть пере- ложением содержания работы. Заключение должно содержать:
- основные выводы в сжатой форме;
- оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вста- вали в процессе изучения темы.
Объем 1-2 машинописных или компьютерных листа формата А 4.
Оформление приложения
Приложение помещается после заключения и
включает материа- лы, дополняющие основной текст пояснительной записки РГР. Это могут быть таблицы, карты, планы, схемы, фрагменты источников, иллюстра- ции,фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.