Название теории
| Представители
| Век создания теории
| Суть теории
| Плюсы теории
| Минусы теории
|
Патерналистская (патриархальная) теория
| Конфуций, Н. К. Михайловский, М. Н. Покровский, Р. Фильмер
Аристотель
| 6-5 в до н.э.
16-18 вв н.э.
| Государство рассматривается как одна большая семья. Власть монарха уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
Собственно государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха.
| -
Формирование уважения к государственной власти
-
Увеличение сплоченности общества; уважения, почитания государственной власти;
-
Культивирование духа родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
-
Устранение из жизни всего безнравственного, вредного, неразумного по отношению к человеку.
-
Устанавливает общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»; поддерживает людские верования в нерушимость мира; раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.
| -
Отрицание специфики государства и государственной власти,
-
Качественное отличие государства и государственной власти от семьи и отцовской власти
-
Монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье
-
Государство нельзя считать прямым продолжением семьи, так как оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытно-общинного строя.
-
Не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира
-
Не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей
-
Не объясняет жесткости некоторых законов.
|
Теологическая теория
| Фома Аквинский, Аврелий Августин
Жан Маритен Дезире Жозеф Мерсье
| 13в.
4-5вв.
20в.
| Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».
| -
Укрепление авторитета властей (она придавала им некий ореол святости и непогрешимости, тем самым поднимая их престиж перед подданными). Эта концепция сослужила хорошую службу в период становления и укрепления абсолютизма в Европе, когда в головах людей началась формироваться мысль, что желание монарха, пусть даже самое сумасбродное, закон для остальных.
-
Посягательство на власть отныне считалось страшным преступлением, а в некоторых случаях – святотатством и кощунством. Это позволяло династиям королей править странами целыми столетиями без значительных потрясений и политических катаклизмов.
-
Необходимость соблюдения законов и порядков, установленных законодателями.
| -
Теория является ненаучной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.
-
Рассматривает происхождение государства лишь с одной стороны, не обращаясь к другим причинам и факторам, тем самым она умаляет их воздействие на процессы возникновения государственности в человеческих обществах.
-
Власть не требует изменений и улучшений, так как она дарована Богом, и поэтому совершенна.
-
Укрепление позиций Церкви.. То есть Церковь сама становилась реальной властью, своеобразным государством внутри государства. Поэтому правители, которые собирались захватить власть, должны были считаться с этой силой.
-
Легитимность власти проистекала не от права рождения, а от взгляда на это высшего духовного руководства.
|
Теократическая теория
| И.А. Ильин
| 19-20 вв.
| Создание государства знаменуется как проявление воли Божьей. Кроме того, обязательна идея превалирования церковной власти над государственной.
| -
Объясняет образование государства совместно с монорелигией
-
Дает возможность устанавливать общественный порядок
-
Дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.
|
Органические теории
| Огюст Конт
| 19 в.
| Государство - органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие.
| -
довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак.
-
Появляется понятие, что общество и его государственная организация — это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов
-
законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично он является творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства
-
обоснование дифференциации и интеграции общественной и
-
государственной жизни. (разделение труда ведет к дифференциации общества, к его делению на классы, что является свойством всякого экономически развитого общества; интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы)
-
восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;
-
признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;
-
государство впервые рассматривается не как продукт чьей-то воли, будь то Бог или заключившее договор общество, а как продукт естественного развития человечества в природных условиях.
-
присутствуют объективные предпосылки развития общества (в отличие, к примеру, от договорной концепции).
-
Государство понимается как естественная стадия развития общества, а не как организационный строй, вдруг сковавший свободных людей.
| -
прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;
-
сильное влияние дарвинизма;
-
отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным
-
отсутствие в теории процесса принятия решений, что является весомым недостатком
-
не отражает изменения в политической науке, а скорее корректирует минусы теорий, возникших во времена развития политологии
-
абстрактность теории. Органическая концепция вводит в политологическую среду биологические концепты, которые не дают четкого представления о ситуации, а лишь рассказывают о возможном ее устройстве.
-
никакое общение не может быть организмом, но некоторым сложным отношением между социальными единицами, монадами или душами. То, что есть организм или личность, не есть общество, так же как и общество никогда не может быть организмом или личностью.
-
отношения власти и подчинения, которые существуют в государстве и зависимость частей организма от целого — различные явления. Во втором случае — это явление физиологическое, имеющее характер безусловной необходимости, а в первом — психологическое, взаимодействие между индивидуальными сознаниями, такой необходимостью не обладающее
|
Герберт Спенсер
| 19 в.
| Государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Оно образуется одновременно со своими составными частями — людьми — и будет существовать, пока сушествует человеческое общество. Подобно животному организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций и т. д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм.
|
Р. Челлен
| 19-20 вв.
| Государство — не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно представляет собой биологическое образование или живое существо. Как таковое, государство следует закону роста: сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания»
|
Ф. Ратцель
| 19-20 вв.
| Государство складывается как организм, привязанный к определенной части поверхности земли, а его характеристики развиваются из характеристик народа и почвы
Проводятся следующие аналогии: составляющая структурная единица государства как организма — семья (в биологии — клетка); полиция — иммунная система; деньги, экономика — кровеносная система.
|
Естественно-правовые (договорные) теории
| Эпикур
| 4-3 вв. до н.э.
| Люди всегда стремятся к общей пользе, вступая между собой в договор и устанавливая законы, они соглашаются не причинять друг другу вреда, чтобы не испытывать страха, и таким образом создают право, которое является продуктом общественного договора, как и само государство. Закон необходим, поскольку защищает мудрых от толпы, а нарушителя лишает прав.
Поскольку для каждого места и времени существует своя справедливость, законы являются лишь формой, их содержание весьма изменчиво, но любая справедливость является соглашением об общей пользе. Если законы ущемляют справедливость, они служат только источником недовольства, поэтому законы и любые действия властей должны соответствовать естественной справедливости (естественному праву). Нарушения естественного права лишает человека возможности наслаждаться жизнью, то есть главной ценности самой жизни.
| -
Имеет глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение
-
Отмечает одну из характерных человеческих черт: ему присущи страх и чувство самосохранения. Именно это толкает его к объединению, к достижению компромиссов с другими людьми, способствует возникновению желания поступиться чем-либо, дабы чувствовать себя спокойно и уверенно.
-
Провозглашение народа источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним.
-
Опирается на достоверные исторические факты, в частности на договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления князьями и иными правителями (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и др.; сейчас – Швейцария, Германская империя 19в., США). В этих соглашениях оговаривалось их материальное обеспечение, которое предоставлялось в обмен на управление городом, на защиту города.
-
Учет авторами психологической составляющей, то есть эмоций человека, например, страха и инстинкта самосохранения.
-
Подчинение основ государственного устройства моральным идеалам.
-
Отсутствие ссылок на религиозные установки и авторитеты, как это было в предшествующие эпохи.
-
Признание так называемых естественных прав человека и демократический характер теории, которая опровергала устои феодального государства и говорила о недопустимости неравенства людей перед законом.
-
В своем классическом виде является стройной и логичной конструкцией.
| -
Игнорирует объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические).
-
Рассматривает человека, как будто он существовал сам по себе. Но ч– существо общественное, и таковым он был с момента своего рождения. Именно эти общественные группы (семьи, общины, посёлки, племена, союзы племён и т.д.) и есть реальные субъекты исторического процесса.
-
Представляет процесс создания государства как сознательное творение человека. Договора (согласия) могут достичь только высокоразвитые люди, способные понять, что нельзя руководствоваться только своими собственными интересами, а надо учитывать и интересы других лиц, с которыми приходится взаимодействовать. Чтобы все индивиды пришли к соглашению на счёт основ социальной организации, надо, чтобы каждый человек вышел из своей социальной роли и все как один играли одинаковую роль: роль государственных людей и организаторов. Но ведь это невозможно себе представить даже теоретически.
-
Обладает чистой умозрительностью, то есть отсутствием доказательной базы, принимаемой современной политической наукой.
-
В рамках этой концепции первобытное общество идеализируется или представляется в схематичном виде, когда на каком-то этапе своего развития задумывается о создании неких властных институтов.
-
Теория не отвечает на вопросы, где и когда заключается подобное соглашение, как определяются его участники, кто может его засвидетельствовать.
-
Теория никак не объясняет того, как десятки и сотни тысяч людей могли бы договариваться между собой по таким принципиальным вопросам. Тем более, что раз нет государства, то нет и властных структур, и столь сложный процесс практически нереально было бы организовать. Ведь в таких больших группах всегда есть экономическое неравенство, для разных их слоев характерны разнонаправленные интересы.
-
Наличием одного лишь договора невозможно объяснить возникновение объективных предпосылок создания государства – материальных и экономических
-
Для осознанного образования государства нужно, чтобы у субъектов, заключающих такое соглашение или хартию, были представление о такой абстрактной вещи как государственность.
-
Поскольку договор составляется раньше, чем само государство, он может не иметь юридической силы, а также может быть легко расстогнут
-
Государство в лице верховной власти просто не в состоянии выражать интересы народа. И вовсе не по чьей-то злой воле, просто народ, грубо говоря, сам не знает чего хочет и не может руководствоваться какой-то разумной волей (Георг Гегель).
|
Гуго Гроций
| 16-17 вв.
| Догосударственная стадия жизни людей характеризуется как естественное состояние. В этом состоянии отсутствовала частная собственность, все было общее, не было начальства. Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, в отношениях людей ослабилась справедливость, возникли ссоры, появилась частная собственность.
Такие естественные качества людей, как общительность (люди тянутся к людям), разум (люди могут договориться и общаться между собой), проверка на опытах бессилия отдельных рассеянных семейств противостоять насилию побудили добровольно заключить договор о создании государства.
Целью государства является правопорядок, охрана частной собственности, ибо общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспеченно каждому общими силами.
|
Томас Гоббс
| 16-17 вв.
| Государство образуется в результате общественного договора об ограничении абсолютной свободы человека для общего блага и порядка во всем, для поддержания жизни и развития в состоянии мирного общества; абсолютной свободой человека считается стремление его к анархии, хаосу, непрекращающейся борьбе, оправдывающей убийство одного человека другим человеком, тезис о "войне всех против всех". Ограничив собственную естественную свободу, люди совместно с этим отдают полномочия поддержания порядка, а так же надзора за соблюдением условий договоренности какой-либо группе или конкретному человеку, власть которых суверенна и абсолютна (идеал – абсолютная монархия).
|
-
Характеризуется высокой степенью логичности, которая опирается не на умозрительные рассуждения, а является исторически обоснованной.
-
Жалование земли – как один из рычагов поощрения подданных и выражения доверия. Благодаря чему происходило разделение управления землей, а не сосредоточение в одних руках.
-
Частное имущество превращает в достояние. Хозяйство из владения правителя становится государственным, финансирование казны происходит за его счет, а позже введение налогов воспринимается не как тяготеющее обязательство, а как личное подчинение государю.
-
Органы управления формируются из приближенных слуг (т.к. большая часть населения безграмотна, то люди, имеющие представление о власти, о правителе, способны принимать более верные решения).
-
Очевидна идеологическая направленность патримониальной теории: её автор оправдывает монархическую власть и феодальный строй в целом, доказывает возможность монаха создавать «собственное право»
-
Игнорирование многих исторических события, например, многочисленные в истории факты военного завоевания земель.
-
Посягательство на территорию − явление, которое является скорее правилом, чем не исключением. Всё это особо остро ставит вопрос о защите территории.
-
Рассматривается только одно направление создания государства, игнорируя другие факторы.
-
Преувеличено значение частной собственности на землю.
-
Не берется во внимание этнические, религиозные и иные принципы.
-
Опирается на признаки естественного права, хотя и выступает против него.
| Автоматическая теория
| В.Г. Чайлд
| 20 в.
| Изобретение земледелия автоматически приводит к появлению прибавочного продукта, что позволяет некоторым индивидам отделиться от производства питания и стать гончарами, ткачами, плотниками, каменотесами и т. д., таким образом, создавая дальнейшее разделение труда. Из этой профессиональной специализации развивалась политическая интеграция, которая объединиланекоторое число до этого независимых общин в государство.
| | -
Сельское хозяйство не создаёт автоматически прибавочного продукта.
|
Теория специализации
| Татьяна Васильевна Кашанина
| 20 в.
| Основой теории специализации является следующий тезис: закон специализации – это всеобщий закон развития окружающего мира.
При переходе к производящей экономике, со временем производственный труд стал специализироваться.
Первым видом кардинальной специализации труда стала экономическая специализация. Уже начальные разновидности экономической специализации дали мощный толчок развитию как самого производства, так и общества в целом.
Все это позволило перейти ко второму виду кардинальной специализации — политической специализации, которая уже вышла за пределы сферы производства. Политическая специализация стала происходить постепенно. Сначала образовались вождества, но они принципиально не отличались от существовавших ранее органов управления первобытного общества. Когда произошел новый подъём экономики, то вождества перестали удовлетворять нужды общества. Произошел кардинальный скачок: возникло государство.
Государство – это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации).
В пределах каждого вида кардинальной специализации труда происходит несколько крупных общественных разделений труда. Не составляет в этом плане исключения и политическая специализация. В политической сфере произошли три крупных общественных разделения труда: законодательная, исполнительная и правоохранительная деятельность.
Позже, уже после возникновения государства, происходит третье кардинальное разделение труда: выделяется идеология как самостоятельный вид человеческой деятельности или происходит идеологическая специализация.
Накопление обществом богатства позволило произойти и четвёртому кардинальному разделению труда: обособляется в особый вид деятельности наука.
| -
универсальна, т.е. пригодна для объяснения процессов государствообразования всех стран и народов, в каком бы регионе они ни находились
-
специализации в различных сферах социальной жизни — это несомненный признак прогресса человечества
|
|
Теория «абсолютного духа»
| Г.В. Гегель
| 18-19 вв.
| Базисом теории является утверждение, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).
Основа государства лежит в общей воле, которая есть нечто объективное, само по себе разумное начало, – независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.
Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней – быть достойным членом государства.
| -
Теория направлена против естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции.
-
Государство выступает как воплощение высших духовных ценностей человека
| -
Теория в утонченно-мистической форме возрождает религиозно-теологическое учение о государстве.
-
Теория создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.
-
Теория отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии.
-
Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.
|
Ирригационная (гидравлическая) теория
| Карл Август Виттфогель
| 20 в.
| Процесс возникновения государственности связан с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет. Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию "менеджерско-бюрократического класса", порабощающего общество.
| -
Постройка водоснабжения и дальнейший контроль работы этой системы стали причиной зарождения тоталитаризма и централизованной власти.
-
Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходство.
-
Факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности.
-
В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, "доводили" даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм.
-
Теория действительно работает для целого ряда древних государств (Египет, Шумер, Китай и ряд других).
| -
Теория точна только для некоторых регионов Востока, которые имели возможность разместиться вблизи крупных рек.
-
Недооценивание социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы.
-
Данная версия не дает ответа на вопрос о том, как же возникли горные государства, степные, морские (инки, ацтеки, жители Древней Японии).
-
Очевидно, Виттфогель выдвинул свою версию возникновения государства, опираясь на знания о восточном регионе, и, вероятнее всего, исключительно для того самого восточного региона.
|
Расовая теория
| Жозеф Артюр де Гобино
Фридрих Ницше
| 19-20 вв.
| Теория основывается на постулате о том, что человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той причине, что они выгодно отличаются от других в вышеперечисленных отношениях. Поэтому они могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать, навязывать волю остальным группам людей, не относящихся к представителям высшей расы. Государство же необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации, вот почему они могут быть объектом господства. Однако авторы, пользуясь понятием раса, понимали его прежде всего как социально-политическую, нежели национально-этническую характеристику. Вся социально-политическая история он характеризуется как борьбу двух воль к власти — воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Цель человечества состоит в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культуры. Государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.
| -
Признание физиологических, психологических и интеллектуальных различий между народами.
-
Признание разного уровня развития стран.
-
Отрицательное отношение к смешению культур. Целенаправленные усилия по сохранению национальных обычаев и традиций помогают отдельным этносам не исчезнуть с лица земли. Самобытность этих народов обогащает мировую культуру в целом.
-
Отрицание материальных благ как фактора, определяющего принадлежность к высшей расе.
-
Господство высшей расы должно приносить благо низшим расам.
-
Чистых арийцев, имеющих право на власть, больше не существует.
| -
Отсутствие научного обоснования. В основе теории лежит разделение людей на арийцев (долихоцефалов) и альпийскую расу (брахицефалов) в зависимости от формы их головы. Это не согласуется с современными антропологическими исследованиями.
-
Использование для расовой дискриминации. Развитие национал-социалистической идеологии — Германия начала 20 в.
-
Нарушение прав человека.
-
Развитие фашистской идеологии.
-
Политика геноцида.
|
Спортивная теория
| Хосе Ортега-и-Гассет
|
| Происхождение государства объясняется как результат физической и военной подготовки членов первобытного общества. Так, в первобытном обществе существовало огромное количество военных и физических ритуалов и испытаний. Например, обряд инициации у многих первобытных обществ, когда молодые мужчины должны были выполнять определенные испытания на каждой из ступеней своего взросления. Обеспечение подобных обрядов занимались взрослые мужчины, наиболее авторитетные члены общины. Не прошедшие испытание могли быть подвергнуты определенные негативным воздействиям со стороны других представителей общины. Таким образом проводятся параллели с государственной властью и аппаратом государства.
Наиболее физические развитые и успешные в физических испытаниях мужчины постепенно выделялись из однородной структуры первобытной общины и составили класс военной аристократии. Более слабые и менее приспособленные члены первобытной общины отсеивались в результате физических состязаний и составляли класс людей, занимавшихся исключительно тяжелым физическим трудом. Именно так, по предположению испанского философа возникла два основных общественных класса – те, кто управляет (управленцы) и те, кем управляют (управляемые).
| -
Действительное значение физической силы. Сильные представители мужского пола выдвигались на передний план и имели право брать лидерство в свои руки, защищая менее способных членов племени.
-
Историческая обусловленность. Например, в основу Олимпийских Игр в Древней Греции легло стремление первобытных людей к соревновательности.
-
Объяснено возникновение социальных институтов. По мере того, как развивалось первобытное общество, появлялись определённые органы, проводившие контроль над определёнными общественными ритуалами, которые со временем стали современными социальными институтами.
-
Вожди являлись хранителями социальных норм. Понятие права проистекает из свода правил, разработанного для Олимпийских игр. Ими занимались мудрейшие из древних греков, старейшины,. Это доказывает появление такого аспекта государства, как полноценный правовой аппарат.
| -
Не учитывает материальное производство. Оно было необходимо даже для создания спортивного оборудования, следовательно, существовало задолго до появления Олимпийских игр.
-
Не учитывает экономику. Военные состязания могли влиять на границы территориальных образований, на построение иерархии внутри и даже на демографию, но вот торговлю они никак не развивали.
-
Не покрывает всей мировой географии (древняя Греция, Спарта).
-
Не учитывает определённых факторов. В современности существуют определённые народы, в культуре которых также присутствует почитание физической силы, но ни о каком государстве речи даже не идёт.
-
Не приводит к объединению. Физическое превосходство привело к организации Олимпийских Игр, но единого централизованного государства они так и не образовали.
|
Инцестная (половая) теория
| К. Леви-Строс
| 19 в.
| Особенности производства человека (или иначе воспроизводство рода человеческого), а именно введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения, явилось исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшего в дальнейшем к возникновению государства. Отказ от права на инцест создал условия для своего рода социального контракта с соседней группой нa основе принципа эквивалента и тем самым заложил фундамент для системы постоянных коммуникаций: обмен женщинами, имуществом или пищей (дарами), словами-знаками, символами и составил структурную основу культуры с ее ритуалами (в первую очередь брачными), нормами, правилами, запретами-табу и прочими социальными регуляторами. Поддержание запрета инцеста требовало в свою очередь наличие особой группы людей, которые бы занимались, во-первых, контролем за соблюдением запрета, а, во-вторых, применением принуждения за его неисполнение. Первоначально родовые органы управления поддерживали запрещение инцеста как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей между соплеменниками в целях обмена женщинами. В дальнейшем эта группа людей, специализировавшаяся на поддержании запрета инцеста, стала одновременно выполнять и другие общественные функции. Именно таким образом постепенно и происходило образование государственной структуры.
| -
Общество от эндогамных половых отношений постепенно перешло к экзогамной форме брака.
-
Переход общества к экзогамии был выдающимся рубежом в развитии человечества. Запрет инцеста был выходом общества из длительного исторического периода его развития, показавшего, что кровосмешение ведёт к вырождению рода, ставит его на грань гибели, что отказ от права иметь женщину своей группы может устранить эту гибельную опасность.
-
Верно, что сам по себе этот запрет не исполнялся всеми членами первобытного общества добровольно и во многих случаях необходимо было применять принуждение.
| -
Не способна дать полное представление о причинах происхождения государства хотя бы потому, что несмотря на то, что процесс воспроизводства рода у многих популяций животных тоже носит очень сложный характер, это не приводит к возникновению у них государства.
-
Не принимается во внимание момент, что не только в особенностях воспроизводства человека заключен прогресс человечества в целом.
-
Вызывает сомнение, что переход общества к запрещению инцеста был сознательным. Вряд ли люди представляли себе всю цепочку негативного действия кровосмешения.
|
Диффузионная теория
| Фриц Гребнер
| 19-20 вв.
| Государство, согласно этой теории, возникает в результате передачи опыта управления от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался. Процесс смешения народов носит объективный характер и идёт всё более ускоренными темпами с развитием общества в целом. На это влияет прежде всего совершенствование производительных сил общества и транспортных средств в частности, изменение производственных отношений, возрастание личностного потенциала людей и в первую очередь интеллекта человечества, что позволяет увидеть в других людях не противников, а сообщников, партнёров и перенять то положительное, чего достигли другие народы.
Процесс распространения опыта государственно-правовой жизни среди других народов и на другие континенты не считаются основанием для деления народов на высшие и низшие. Разность потенциалов народов – это результат различия условий природной среды, в которой им приходится проживать. Постепенно за передовыми в области организации общественной жизни народами подтянутся и другие народы.
| -
Все народы движутся к единой цели (повышение благосостояния людей и качества их жизни).
-
Появление государственности − это одна из стадий человеческого развития на пути достижения этой цели. Но переход к государственности происходит у разных народов в разное время, поскольку не у всех одновременно создаётся материальная база для образования государства, а также на это влияют климатические, географические, природные условия проживания у разных народов.
-
Основывается на многочисленных исторических фактах. Так, к X в. н.э. государственность возникла почти на всей территории Европы, а с упрочением государственности в Европе она всё более и более распространяется среди других народов, ещё не перешедших к государственной жизни.
| -
Не объясняет первоисточник происхождения государства. Таким образом, неясно как появилось государство впервые, ведь неоткуда было перенять опыт государственного управления.
-
Не раскрывает глубинных причин возникновения государства.
|