Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2012 удк 504(075. 8) 614. 8(075. 8) Ббк 68. 69я73 Е455 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 541
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
И. А. Екимова
БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Томск
«Эль Контент»
2012
УДК
504(075.8) + 614.8(075.8)
ББК
68.69я73
Е455
Рецензенты:
Туев В. И., докт. техн. наук, зав. кафедрой радиоэлектронных технологий и экологического мониторинга ТУСУРа;
Куликова Н. В., докт. мед. наук, профессор Томского государственного педагогического университета.
Екимова И. А.
Е455
Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие для технических вузов / И. А. Екимова. — Томск: Эль Контент, 2012. — 192 с.
ISBN 978-5-4332-0031-9
В учебном пособии приведены общие понятия и классификация чрез- вычайных ситуаций разного характера, информация о воздействии поража- ющих факторов на человека и правила поведения в экстремальной обста- новке. Большое внимание уделено производственной безопасности. Даны научно-практические знания в области безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Основное внимание уделено оценке влияния опас- ностей на человека, методам идентификации опасностей техносферы, сред- ствам и способам создания безопасных технических средств и технологий,
а также выбору и применению защитных средств в опасных и чрезвычай- но опасных условиях жизнедеятельности. Рассматриваются цели, задачи,
структура и деятельность единой государственной системы предупрежде- ния и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; приведена инфор- мация о принципах оказания первой неотложной помощи. В данное учеб- ное издание включены разделы экологической безопасности, касающиеся основных экологических проблем современности.
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курсы
«Безопасность жизнедеятельности» и «Экология», педагогических работ- ников, аспирантов, учащихся старших классов общеобразовательных школ,
а также для всех, кто интересуется вопросами в области безопасности жиз- недеятельности.
УДК
504(075.8) + 614.8(075.8)
ББК
68.69я73
ISBN 978-5-4332-0031-9
© Екимова И. А., 2012
© Оформление.
ООО «Эль Контент», 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
5
1
Основные положения и принципы обеспечения безопасности
7
1.1
Основные понятия и определения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7 1.2
Квантификация опасностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10 1.2.1
Типы рисков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10 1.2.2
Концепция приемлемого риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11 1.3
Методологические основы управления безопасностью . . . . . . . . .
12
2
Негативные факторы воздействия в системе «человек — среда
обитания»
15
2.1
Опасность, признаки и источники ее формирования . . . . . . . . . .
15 2.2
Виды негативных факторов производственной и бытовой сред . . . .
16 2.3
Безопасность и ее виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
20
3
Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности
23
3.1
Эргономика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
23 3.2
Психология безопасности деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25 3.3
Анализаторы человека в производственной деятельности . . . . . . .
31 3.3.1
Типы анализаторов человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
32 3.4
Классификация основных форм деятельности человека . . . . . . . .
36 3.5
Классификация условий труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
39
4
Безопасность жизнедеятельности и производственная среда
43
4.1
Освещение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
43 4.1.1
Нормирование освещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
45 4.1.2
Инфракрасное излучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
47 4.1.3
Ультрафиолетовое излучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
47 4.2
Микроклимат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
48 4.2.1
Гигиеническое нормирование параметров микроклимата . . .
50 4.3
Вредные вещества в воздухе рабочей зоны . . . . . . . . . . . . . . . .
51 4.4
Электромагнитное поле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
57 4.4.1
Нормирование электромагнитных полей . . . . . . . . . . . . .
60 4.5
Шум и вибрация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
62 4.5.1
Шум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
62 4.5.2
Инфразвук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
65 4.5.3
Ультразвук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
66 4.5.4
Вибрация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
67
4
Оглавление
4.6
Ионизирующие излучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
69 4.7
Механические опасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
80 4.8
Электрический ток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
82 4.9
Статическое электричество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
92 4.10 Лазерное излучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
96
5
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
103
5.1
Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 5.2
Чрезвычайные ситуации природного характера . . . . . . . . . . . . . 111 5.3
Чрезвычайные ситуации техногенного характера . . . . . . . . . . . . 126 5.4
Чрезвычайные ситуации экологического характера . . . . . . . . . . . 131 5.5
Чрезвычайные ситуации социального характера . . . . . . . . . . . . . 132 5.6
Чрезвычайные ситуации биологического характера . . . . . . . . . . . 135 5.7
Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС) . . . . . . . . . . . . . . 141
6
Охрана труда
146
6.1
Понятие и составные части охраны труда . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 6.2
Понятие и составные части охраны труда . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 6.3
Контроль и надзор за соблюдением законодательства об охране труда. Охрана труда на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 6.4
Обучение по охране труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 6.5
Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
7
Принципы оказания первой неотложной медицинской помощи при
несчастных случаях
166
7.1
Основные сведения по оказанию первой неотложной медицинской помощи. Первая помощь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Заключение
186
Литература
187
Глоссарий
189
ВВЕДЕНИЕ
Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных зна- ний, охватывающую теорию и практику защиты человека от негативных факторов во всех сферах жизни человеческой деятельности.
К формированию учения о безопасности жизнедеятельности привели ряд при- чин. Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является, преж- де всего, продолжительность жизни. В настоящее время в России по сравнению с предыдущими годами происходит значительное сокращение продолжительности жизни (особенно у мужчин). Это связано с низким уровнем дохода на душу насе- ления, ухудшением медицинского обслуживания, несоблюдением норм здорового образа жизни, деградацией среды обитания, снижением требований безопасности на производстве. Численность населения существенно сократилась за последние годы, так как наблюдается низкая рождаемость и высокая смертность. Высокая смертность обусловлена некоторыми причинами, одна из которых — высокий уро- вень травматизма. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) тре- тье место занимает травматизм после сердечно-сосудистых и онкологических забо- леваний. Причем от травматизма погибают молодые трудоспособные люди. Одно из первых мест занимает также детская смертность. Высокая смертность среди взрослого населения обусловлена внешними факторами (дорожно-транспортные происшествия, пожары, травматизм на производстве и т. д.).
Исходя из вышеизложенного можно говорить о недостаточном уровне обеспе- чения безопасности жизнедеятельности. Поэтому основная цель курса «Безопас- ность жизнедеятельности» — это формирование представлений, получение знаний,
направленных на сохранение здоровья и жизни населения, формирование культуры безопасности.
Большое влияние на наше здоровье оказывает состояние среды обитания. Каче- ственное состояние среды обитания достигается рациональным обращением с ре- сурсами, использованием объектов техносферы в соответствии с нормами по без- опасности и экологичности. Также каждый человек должен соблюдать личную безопасность: это соблюдение правил и норм охраны труда, здоровый образ жиз- ни, безопасность в быту и т. д. В свою очередь, государство должно обеспечивать коллективные меры безопасности: безопасные условия деятельности и быта, эф- фективную систему мер предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Эффективная профессиональная деятельность также непосредственно связана с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих тре- бований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
6
Введение
Таким образом, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» — это обще- профессиональная дисциплина, обязательная при подготовке высококвалифициро- ванных специалистов, деятельность которых связана с сокращением вредного вли- яния промышленного производства на окружающую среду и направлена на созда- ние экологически ориентированной индустрии.
Обучение студентов технического вуза направлено на изучение разделов дис- циплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), связанных с дальнейшей про- фессиональной деятельностью. Самостоятельное изучение дисциплины БЖД, как часть комплексного самообразования студентов, является необходимой составля- ющей в подготовке современных инженеров, способных обеспечить нормальное функционирование системы «человек — техника — среда обитания» — сложного ди- намического комплекса с множеством прямых и обратных связей, которые, в об- щем виде, представляют совокупность факторов производственной среды, оказы- вающих влияние на здоровье и работоспособность человека.
Приступая к изучению дисциплины, необходимо детально проработать учеб- ное пособие и материал, указанный в списке литературы. Кроме литературы, ука- занной в списке, студентом могут использоваться другие информационные источ- ники, в том числе Интернет-ресурсы при помощи поисковых систем.
Соглашения, принятые в книге
Для улучшения восприятия материала в данной книге используются пикто- граммы и специальное выделение важной информации.
Эта пиктограмма означает определение или новое понятие.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает внимание. Здесь выделена важная ин- формация, требующая акцента на ней. Автор здесь может поде- литься с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых ошибок.
Пример
Эта пиктограмма означает пример. В данном блоке автор может привести прак- тический пример для пояснения и разбора основных моментов, отраженных в тео- ретическом материале.
Контрольные вопросы по главе
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Основные понятия и определения
Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний,
в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.
Эффективная профессиональная деятельность непосредственно связана с тре- бованиями безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к дей- ствиям в экстремальных условиях.
Основные задачи дисциплины — теоретические и практические знания, необ- ходимые:
для создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зо- нах трудовой деятельности и отдыха человека;
идентификации негативных воздействий среды обитания естественного,
техногенного и антропогенного происхождения;
разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от нега- тивных воздействий;
проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объ- ектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности;
обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических си- стем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и приме- нения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвида- ции их последствий;
8
Глава 1. Основные положения и принципы обеспечения безопасности
прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.
Объектами изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являют- ся комплексы явлений и процессов, которые негативно действуют на человека и среду обитания. Цель изучения предмета БЖД — получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека.
Основными разделами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» явля- ются: безопасность в бытовой среде, безопасность в производственной среде, со- циальная безопасность, безопасность при чрезвычайных ситуациях.
Рассмотрим основные понятия в области безопасности жизнедеятельности.
Вызов — форма опасности, представляющая совокупность обсто-
ятельств, порождающих гипотетическую опасность, которая
в перспективе может превратиться в непосредственную опас-
ность (например, изменение глобального климата; создание новых
опасных производств, видов оружия и т. д.).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заблаговременное выявление и осознание вызова очень важно, так как поз- воляет заранее принять меры по предотвращению перехода опасности в форму угрозы.
Угроза — форма опасности в природной и техногенной сферах, ко-
торая представляет собой непосредственную опасность возник-
новения природных бедствий и техногенных катастроф, а также
наличие обстоятельств, стимулирующих эти явления.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Потенциально-опасный объект — объект, на котором использу-
ют, производят, перерабатывают, хранят или транспортиру-
ют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические
и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникно-
вения источника чрезвычайной ситуации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Это объекты ядерной энергетики, химические и биологические производства,
где имеются большие запасы веществ, которые вследствие своих физических, хи- мических и других свойств представляют угрозу для жизни и здоровья людей,
животных и растений.
1.1 Основные понятия и определения
9
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной тер-
ритории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые
могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб
здоровью людей или окружающей природной среде, значительные
материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Стихийное бедствие — разрушительное природное или природно-
антропогенное явление или процесс значительного масштаба,
в результате которого возникла или может возникнуть угроза
жизни или здоровью людей, произойти разрушение или уничтоже-
ние материальных ценностей и компонентов окружающей при-
родной среды.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Природная катастрофа — стихийное бедствие особо крупных
масштабов и с наиболее тяжелыми последствиями, сопровожда-
ющееся необратимыми изменениями компонентов природной среды.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Техногенная катастрофа — крупная авария, повлекшая за со-
бой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение
и уничтожение объектов, материальных ценностей и приведшая
к серь¨езному ущербу окружающей природной среде.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Авария — опасное техногенное происшествие, создающее на объ-
екте или определенной территории угрозу жизни и здоровья лю-
дей и приводящее к разрушению зданий, оборудования и наруше-
нию производственного процесса.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Инцидент — отказ или повреждение технических устройств,
применяемых на опасном производственном объекте, отклонение
от режима технологического процесса.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Опасная ситуация — условия, при которых создается возмож-
ность возникновения несчастного случая. Очень важно уметь
предупредить переход опасной ситуации в несчастный случай.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10