Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2012 удк 504(075. 8) 614. 8(075. 8) Ббк 68. 69я73 Е455 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 546
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
182
Глава 7. Принципы оказания первой неотложной
медицинской помощи при несчастных случаях
го левой, на которую дополнительно оказывают давление наложенной правой ру- кой. В груди слева располагается сердце, на которое воздействуют извне давлени- ем, оказываемым руками. Непрямой массаж сердца делают так, чтобы не поломать ребра. Давление необходимо оказывать с такой силой, чтобы смещение грудины у взрослого человека было на 5–6 см, у подростка — на 2–3 см, а у младенца — на
1 см. Оказанием такого давления вызывают и искусственное сокращение сердца,
а прекращением давления — его растяжение. Таким образом, искусственным пу- тем возобновляют деятельность сердца, которое по истечении некоторого времени обычно начинает функционировать самостоятельно.
Массаж сердца является действенной мерой оживления при его сочетании с ис- кусственным дыханием.
Массовые травмы возникают при столкновении поездов, трамваев, автобусов,
при пожарах и взрывах.
С точки зрения оказания первой помощи массовые травмы представляют со- бой очень трудную проблему. При массовых травмах, как правило, не хватает са- нитаров и средств первой помощи, причем при таких несчастьях в большинстве случаев у пострадавших наблюдаются тяжелые формы ранений.
В первую очередь необходимо, чтобы хотя бы часть лиц, не потерпевших трав- му, могла правильно и организованно оказывать раненым первую помощь, умела найти и применить импровизированные средства, имеющиеся в данный момент под рукой.
При оказании первой помощи, которая должна быть быстрой, прежде все- го необходимо правильно оценить ситуацию, постараться сохранить спокойствие и хладнокровие, не поддаваться панике. Далее раненым следует оказать первую по- мощь и в зависимости от тяжести ранения установить последовательность транс- портировки пострадавших в лечебное учреждение.
Первая помощь оказывается пострадавшим в определенной последовательно- сти — сначала тем раненым, которые задыхаются, затем раненым с открытыми ра- нениями грудной клетки и раненым с внутрибрюшным кровотечением, далее ране- ным с сильным кровотечением из ран и раненым, находящимся в бессознательном и шоковом состояниях, затем раненым со значительными переломами и, наконец,
остальным пострадавшим с меньшими ранениями.
После оказания первой помощи раненых следует уложить в подходящем месте и подготовить их к транспортировке в последовательности, установленной в за- висимости от степени тяжести ранения: 1 — ранения черепа, брюшной полости,
ампутация конечностей, шок, открытые ранения грудной клетки, тяжелые крово- течения, ожоги, открытые переломы; 2 — закрытые переломы бедра, голени, плеча и иные значительные кровотечения; 3 — менее значительные кровотечения и ра- нения. При транспортировке каждая группа раненых должна сопровождаться хотя бы одним сопровождающим лицом.
При тяжелых ранениях и внезапных заболеваниях требуется немедленная до- ставка пострадавшего в лечебное учреждение. В таких случаях говорится о транс-
портировке раненого.
Транспортировка раненого должна быть быстрой, безопасной и щадящей; при транспортировке раненому нельзя причинять большую боль сотрясениями или неудобным положением, так как эти факторы способствуют возникновению шока.
При тяжелых ранениях пострадавшего должно сопровождать сопровождающее лицо.
7.1 Основные сведения по оказанию первой
неотложной медицинской помощи. Первая помощь
183
При этом раненого можно переносить следующими способами:
поддерживать раненого;
нести раненого на руках;
нести раненого на плечах, на спине;
тянуть раненого волоком на плащ-палатке, на простыне или же на ветках.
Если помощь оказывают два лица, причем в их распоряжении нет носилок, то переноску раненого можно осуществлять следующим образом:
посадив раненого на сцепленные руки;
посадив раненого на «стул» — сцепленные руки обоих помощников;
посадив раненого на доску, толстую жердь, которую оказывающие помощь держат за концы;
один помощник держит раненого под коленями, другой — подмышками (та- кой способ неприменим при переломе позвоночника).
Лучше всего для переноски раненого использовать стандартные средства пе- реноски — носилки или хотя бы импровизированные средства транспорта — лыжи,
стул, насаженный на жерди, лестницу, доску, пальто, в которое вдевают жерди.
Раненого следует перевозить в определенном положении, которое соответству- ет виду ранения.
В положении лежа на спине транспортируют пострадавших, находящихся в со- знании, с ранениями головы, ранениями позвоночника и с ранениями конечностей.
Положение лежа на спине с согнутыми в коленях ногами рекомендуется при открытых ранениях брюшной полости, при переломе костей таза.
В положении лежа на спине с приподнятыми нижними конечностями и опу- щенной вниз головой транспортируют раненых со значительными кровопотерями и при шоке.
В положении лежа на животе — транспортируют раненых с ранениями позво- ночника, когда пострадавший находится в бессознательном состоянии.
Полусидящее положение с вытянутыми ногами рекомендуется при ранениях шеи и при значительных ранениях верхних конечностей. В полусидящем поло- жении с согнутыми коленями, под которые подкладывают валик, транспортируют раненых с ранениями мочевых и половых органов, при кишечной непроходимости и иных внезапных заболеваниях брюшных органов, при травмах брюшной поло- сти, а также при ранениях грудной клетки. В положении на боку, в так называемом фиксированно-стабилизированном положении, в обязательном порядке транспор- тируют раненых, находящихся в бессознательном состоянии.
В сидячем положении или же пешком с помощью сопровождающего лица до- ставляются пострадавшие со сравнительно легкими ранениями лица и верхних конечностей.
Перевязка является основным средством первой помощи; при помощи перевя- зок иммобилизируется часть тела в нужном положении или же укрепляется какое- либо средство первой помощи — марля, бинт с мазью, давящий предмет.
В зависимости от стоящей задачи повязки делятся на покровные, служащие для удержания покрывающего средства на ране, давящие, которые служат для оста- новки кровотечения, и на прочные, называемые иначе иммобилизируюшими, для достижения иммобилизации (неподвижности) раненого участка.
184
Глава 7. Принципы оказания первой неотложной
медицинской помощи при несчастных случаях
По виду использованного материала перевязки делятся на бинтовые — наибо- лее часто применяются марлевые; пращевидные — надрезанная по бокам полос- ка материи или марли; косыночные — треугольные косынки, при помощи которых можно перевязать значительную поверхность тела, применяются также для под- вешивания верхней конечности; пластырные — липкие повязки, прочно прилипа- ющие к поверхности кожи; шинные — применяются для иммобилизации раненых костей и суставов; твердые — крахмальные и гипсовые повязки.
Наложение бинтовых повязок заключается в разматывании бинта и наложении ходов один на другой. Бинт состоит из так называемой «головки», представляющей собой свернутую часть бинта, и из «тела», то есть части бинта, которой произво- дится собственно бинтование. Оказывающий помощь держит «головку» в правой руке, а левой рукой придерживает «тело» бинта на перевязываемом участке тела раненого.
Повязка должна накладываться прочно, она не должна сбиваться и соскаль- зывать, но в то же самое время она не должна слишком давить, вызывая боль и ухудшая кровоснабжение. Перевязываемая часть тела должна 6ыть обнаженной и легко доступной для наложения повязки; бинтование всегда производится слева направо.
Бинтование производится наложением ходов бинта, причем каждый последу- ющий ход должен наполовину перекрывать предыдущий ход. Обороты бинта на- кладываются в виде спирали — змеевидно, в виде восьмерки — перекрещивания —
при перевязке локтя и колена и колосовидно. После окончания бинтования конец бинта разрывают вдоль на две половины и каждым концом обвязывают вокруг перевязываемой части тела, после чего концы завязывают узлом.
В связи с тем что чаще всего травмы происходят в быту, необходимо иметь в распоряжении все необходимые средства первой помощи для спасения ранено- го члена семьи и вообще каждого, кто нуждается в такой помощи. На заводах,
сельскохозяйственных объектах, в спортивных и образовательных учреждениях,
на транспорте имеются специальные шкафчики или же небольшие наборы средств первой помощи, необходимые для оказания первой помощи пострадавшему. В на- боры средств первой помощи должны входить перевязочный материал, лекарства и иные несложные средства. Такие комплекты в быту называются домашними ап-
течками.
В домашнюю аптечку должны входить следующие средства первой помощи:
бинты — 10 пачек различной ширины и 5 карманных повязок (индивидуальных пакетов), лейкопластырь и «скорая» повязка, 2 треугольных косынки, 2 пакетика стерильной гидрофильной марли, 2 пакетика перевязочной ваты, 50 мл йодной на- стойки, 100 г 3%-ой перекиси водорода, 2–3 пакетика уксуснокислого алюминия,
пищевая сода в порошке или в таблетках, 100 г 3%-ой борной жидкости, порошок лимонной кислоты, 50 г 3%-ого борного вазелина, активированный уголь, боле- утоляющие средства, 10 г марганцовокислого калия, ножницы, пинцет, давящий жгут, глазная пипетка, термометр. В последнее время рекомендуется также иметь пластический покровный бинт — Акутин. Перевязочный материал и лекарственные препараты следует периодически заменять и дополнять. В первую очередь это ка- сается перекиси водорода, действие которого слабеет через 1–2 недели.
Контрольные вопросы по главе 7
185
Контрольные вопросы по главе 7 1) В чем заключается сущность первой неотложной медицинской помощи?
2) Назовите явные признаки жизни.
3) Перечислите сомнительные признаки смерти.
4) Какие бывают виды травм и ран?
5) Способы остановки артериального и венозного кровотечений.
6) Первая помощь при вывихах и переломах.
7) Меры, препятствующие возникновению шока.
8) Перевязка как основное средство оказания первой помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрение проблем безопасности человека в любых условиях жизни и сфе- рах деятельности приводит к выводу, что достижение абсолютной безопасности немыслимо, а максимальный уровень возможен при оптимальной организации без- опасной жизнедеятельности.
Организация БЖД предполагает такую систему, которая обеспечивает прием- лемый, постоянно повышающийся уровень безопасности. Этот уровень оценива- ется системой показателей заболеваемости, травматизма, чрезвычайных ситуаций,
аварий и других нежелательных событий. При этом необходимым условием систе- мы безопасности является наличие достоверной и открытой статистики о состоя- нии безопасности.
Важнейшим звеном в организации безопасности жизнедеятельности является образование. Специалистов, способных решать эти проблемы, недостаточно. Низ- кий уровень безопасности обусловлен необразованностью и некомпетентностью населения. Доказано, что все люди, независимо от профессиональной ориента- ции, места работы и обитания, подвергаются воздействию потенциальных опасно- стей. Следовательно, все обучающиеся в высших учебных заведениях, и не только,
должны изучать предмет «Безопасность жизнедеятельности».
В Томском государственном университете систем управления и радиоэлектро- ники дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включена в учебные планы многих специальностей. Преподаватели вуза обращают внимание на то, что без качественного образования невозможно поднять уровень культуры и компетент- ности в области безопасности. Кроме того, нужна подготовка дипломированного специалиста в сфере безопасности.
Культура безопасности — это проблема, которая ждет своего решения. Культур- но-образовательная деятельность, как правило, отстает от материальной. Необхо- димо создать такую систему воспитания, чтобы каждый индивид мог подняться до уровня личности безопасного типа. Такая личность не вредит себе и окружающим,
действует в согласии с обществом и природой.
Сохранение биосферы, обеспечение безопасности и здоровья человека — реше- ние этих проблем должно быть целью специалиста в любой сфере деятельности при выполнении профессиональных обязанностей.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / С. В. Белов
[и др.]. — М. : Высш. шк., 2007. — 616 с.
[2]
Безопасность жизнедеятельности
:
учебник
/
под ред.
проф.
Э. А. Арустамова. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К
○
», 2006. — 476 с.
[3]
Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / Л. А. Михайлов
[и др.]. — СПб. : Питер, 2006. — 302 с.
[4]
Безопасность жизнедеятельности
:
учеб.
пособие для вузов
/
С. И. Боровик [и др.]. — М. : Кнорус, 2009. — 495 с.
[5]
Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных си- туациях природного и техногенного характера : учеб. пособие /
В. А. Акимов [и др.]. — М. : Высш. шк., 2006. — 591 с.
[6]
Губанов В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них : учеб. пособие / В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин. —
М. : Дрофа, 2007. — 285 с.
[7]
Девисилов В. А. Охрана труда : учебник / В. А. Девисилов. — М. : ФО-
РУМ, 2009. — 496 с.
[8]
Ефремова О. С. Охрана труда от А до Я / О. С. Ефремова. — М. : Альфа-
Пресс, 2007. — 513 с.
[9]
Занько Н. Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н. Г. Занько,
К. Р. Малаян, О. Н. Русак; под ред. О. Н. Русака. — СПб. : Изд-во «Лань»,
2010. — 672 с.
[10] Калыгин В. Г. Безопасность жизнедеятельности : промышленная и эко- логическая безопасность, безопасность в техногенных чрезвычайных ситуациях : курс лекций / В. Г. Калыгин, В. А. Бондарь, Р. Я. Дедеян. —
М. : Колос, 2008. — 518 с.
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 25