ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СЛАЙД 2
Кадровая безопасность – это процесс минимизации рисков негативных воздействий на корпоративную безопасность компании за счет устранения угроз, связанных с персоналом, его деструктивным потенциалом и негативными аспектами трудовых отношений в целом. Она включает в себя защиту от разглашения коммерческих тайн, промышленного шпионажа и некомпетентности сотрудников.
СЛАЙД 3
Цели кадровой безопасности:
- формирование целостного представления о кадровой безопасности и ее взаимосвязи с другими элементами безопасности организации;
- определение путей реализации мероприятий, которые обеспечивают необходимый уровень кадровой безопасности.
СЛАЙД 4
Задачи обеспечения кадровой безопасности:
-
своевременное выявление реальных и потенциальных угроз жизненно важным интересам компании со стороны персонала; -
эффективное противодействие и борьба с факторами, препятствующими реализации законных интересов компании и ее сотрудников; -
сохранение интеллектуальной и материальной собственности компании; -
разработка и реализация механизма оперативного реагирования на возникающие негативные условия и тенденции развития компании; -
сбор информации, анализ, оценка и предотвращение нежелательных и неправомерных действий сотрудников в отношении компании; -
предотвращение проникновения в организацию криминальных элементов и субъектов противоправной деятельности; -
формирование требований к сотрудникам относительно кадровой безопасности;
-
составление нормативной документации, проведение информационно-разъяснительной работы, мониторинг системы кадровой безопасности.
СЛАЙД 5
Кадровую безопасность организации можно представить, как комбинацию таких составляющих частей:
-
безопасность жизнедеятельности; -
социально-мотивационная безопасность; -
профессиональная безопасность; -
антиконфликтная безопасность.
Безопасность жизнедеятельности как составная часть кадровой безопасности включает:
-
безопасность здоровья – создание безопасных условий труда сотрудников, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний персонала; -
физическую безопасность – выполнение комплекса мероприятий по недопущению внешних опасностей персонала, связанных с их служебной деятельностью, или членам их семей.
Элементы социально-мотивационной составляющей кадровой безопасности:
-
карьерная безопасность – профессионально-квалификационное должностное продвижение работников, поощрение в повышении своей квалификации требованиям функциональных обязанностей, в гарантиях производственного роста, получение шансов для самореализации на рабочем месте; -
финансовая безопасность – денежная обеспеченность, которая соответствует объему, квалификации, качеству выполненной работы; уверенность работников в своем рабочем месте, стабильности оплаты труда; -
технологическая безопасность – система анализа и прогнозирования, направлена на создание современного оборудования рабочего места, новейших технологий, использование передового опыта; -
эстетическая безопасность – проведение общеобразовательных семинаров, конференций, групповых дискуссий; мотивация на удовлетворение персонала своей работой, улучшение собственного имиджа каждого работника; -
административно-независимая безопасность – обеспечение объективного оценивания результатов труда и выявление потенциала каждого работника, невозможность назначения неподготовленных и некомпетентных кадров, находящихся в родстве с собственниками (учредителями, акционерами и др.).
В состав профессиональной безопасности входят:
-
безопасность труда – создание безопасных условий труда; -
интеллектуальная безопасность – уровень владения современными знаниями, внедрение новаций в развитие персонала, повышение уровня профессиональных знаний, навыков, умений, стимулирование проявления инициативы и способностей, путем создания гибкой системы премирования в соответствии с развитием научно-технического прогресса; -
пенсионно-страховая безопасность – социальная защита работников, их страхование, преференции качественного медицинского обслуживания.
Антиконфликтная безопасность имеет следующие составляющие:
-
психолого-коммуникационная безопасность – согласованность, бесконфликтность общения на социальном личностном уровнях, товарищеская взаимопомощь, требовательность к себе и другим в интересах производства, содействие положительным межличностным коммуникациям, создание благоприятного микроклимата, учета интересов пожеланий работников по вертикали и горизонтали, доброжелательный и уважительный стиль общения «руководитель – подчиненные»; -
патриотическая безопасность – создание психологического климата в коллективе на основе положительного отношения к компании, психологического единения работников вокруг общих целей.
СЛАЙД 6
Кадровая безопасность организации направлена на минимизацию угроз от собственного персонала как внутренней угрозы. К таким угрозам относятся:
-
неквалифицированное руководство, ошибки в разработке внедрении стратегий; -
низкая квалификация персонала организации; -
разглашение конфиденциальной информации; -
низкая организация хранения информации, материальных и финансовых ценностей; -
недостаточное изучение клиентов, партнеров, конкурентов и других рыночных субъектов.
СЛАЙД 7
В теории кадровой безопасности работники позиционируются одновременно в двух направлениях – как объекты и как субъекты потенциальных угроз. Сотрудник организации может стать объектом такой угрозы со стороны конкурирующей организации, как, например, склонение его к нарушению доверия работодателя в форме разглашения конфиденциальной информации. Для этого могут использоваться разнообразные методы (подкуп, шантаж и др.). В случае если он примет предложения конкурента своего работодателя, то его статус автоматически изменится. Из объекта угрозы кадровой безопасности указанный сотрудник превратится в ее субъект, а объектом будет выступать уже информационная безопасность соответствующей организации.
Существует заблуждение, связанное с тем, что кадровой безопасностью должна заниматься только служба безопасности. Однако вся деятельность служб персонала может быть разложена на этапы (поиск, отбор, прием, адаптация и т. д. вплоть до увольнения и далее) и на каждом этапе присутствует масса вопросов безопасности, решаемых именно этими специалистами. Любое действие менеджера по персоналу на любом этапе – это либо усиление, либо ослабление безопасности компании по главной ее составляющей – по кадрам.
По статистике, около 80% ущерба материальным активам компаний наносится их собственным персоналом. Только 20% угроз корпоративной безопасности приходит извне.
Таким образом, субъекты кадровой безопасности – сотрудники, непосредственно занятые обеспечением безопасности:
-
менеджеры по персоналу; -
менеджеры по безопасности; -
охранники; -
сотрудники информационно-аналитических отделов; -
системные администраторы и другой технический персонал, обслуживающий системы коммуникаций и линии связи компании.
Суть мероприятий по обеспечению кадровой безопасности – защита деятельности от вероятных угроз и рисков, вызванных человеческим фактором.
СЛАЙД 8
Кадровый риск – ситуация, отражающая опасность нежелательного развития событий, которые напрямую или косвенно затрагивают функционирование и развитие организации, персонала, общества в целом и наступление которых связано с объективно существующей неопределенностью, обусловленной рядом причин: неэффективностью системы управления персоналом, поведением, действием (бездействием) персонала, внешней средой организации.
Деятельность по управлению человеческими ресурсами – именно та сфера, которая как никакая другая подвергается наибольшему числу рисков, сложно предсказуемых и оцениваемых. Фундаментальная причина тому – квалификация и опыт сотрудников являются самым ценным активом во многих компаниях. В результате появилось осознание того, откуда исходят ключевые риски – в отличие от других активов эти могут просто хлопнуть дверью и перенести свои знания и умения в другую компанию.
Вместе с тем для любой компании очень важно обеспечить объективное, адекватное представление о совокупности кадровых рисков, влияющих на ее деятельность. Это важно по ряду причин. Во-первых, для принятия оптимального решения необходима информация о рисках, связанных с его разработкой и исполнением. Во-вторых, следует ослаблять влияние неполноты информации и неопределенности путем расширения круга прогнозируемых управляемых рисков. И, наконец, ясное представление о рисках и кадровых угрозах позволяет определить эффективные методы управления этими рисками и, соответственно, безопасностью организации.
Каждый сотрудник проходит три этапа взаимодействия с организацией: устройство на работу в организацию, работа в организации и увольнение из организации. В связи с этим риски кадровой безопасности дифференцируются в 3 группы по указанным этапам.
СЛАЙД 9
Риски кадровой безопасности при работе с персоналом на входе в организацию
-
риск неправильного выбора источника поиска кандидатов (опыт, сфера деятельности, пол, социальный статус); -
риск отсутствия формализованных компетенций должности или нечеткого формирования требований к кандидату на должность; -
риск неправильной оценки кандидата на этапе подбора (недостаточная квалификация, акцентуации, девиации, зависимости, психологическая несовместимость); -
риск принятия кандидата с прямыми угрозами кадровой и экономической безопасности организации.
СЛАЙД 10
Риски кадровой безопасности при работе с персоналом внутри организации
-
риск неудачной адаптации работника в коллективе или не восприятие коллективом; -
риск снижения и потери работником мотивации и стимулов к эффективной работе; -
риск оттока профессионалов к конкурентам через предложение лучших условий работы (переманивание); -
риск снижения темпов развития и потеря кадрового потенциала работниками организации; -
риск возникновения неконструктивных внутренних конфликтов между работниками организации; -
риск прямых злоупотреблений работника, наносящий экономический ущерб организации (прямые финансовые злоупотребления, воровство, мошенничество, распространение коммерческой тайны, деликатный риск правонарушений); -
риск создания отрицательного имиджа организации на рынке.
СЛАЙД 11
Риски при работе с персоналом на выходе из организации
-
риск финансовых претензий работника (в случае увольнения по инициативе работодателя) к организации; -
риск формирования отрицательного имиджа организации как работодателя через распространение отрицательной информации о нем; -
риск распространения работником информации, являющейся коммерческой тайной, среди его конкурентов.
С кадровыми рисками компания сталкивается на разных этапах своей деятельности, и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации может быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается какое-то условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для кадровых рисков такими источниками могут являться факторы различного характера: экономического, политического, экологического, юридического, социального, технического и даже нравственного, поскольку мы имеем дело с человеческим фактором производства.