Файл: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кочкуровская средняя общеобразовательная школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предприятия легкой и пищевой промышленности переводились на выпуск боеприпасов и стрелкового оружия, специальных тканей для парашютов, снаряжения, предметов вещевого и продовольственного снабжения армии. Работники лесоперерабатывающей отрасли наладили выпуск продукции для авиационной промышленности, увеличили поставку деревянных конструкций для строительства мостов, прокладки железнодорожных путей. Всего во второй половине 1941 г. в Мордовии было освоено производство 48 новых видов изделий, имевших важное оборонное значение.

Новый этап в развитии военной отрасли, промышленного комплекса Мордовии в целом наступил в связи с размещением в республике ряда предприятий индустрии, эвакуированных из прифронтовых районов страны. В соответствии с планом Совета по эвакуации Мордовия должна была разместить на своей территории 44 промышленных объекта из Белоруссии, Украины, Ленинградской и других областей. Однако переброска некоторых заводов и фабрик из этих регионов была прервана их оккупацией противником либо блокадой. Поэтому в Мордовию к 1 декабря 1941 г. прибыли 12 предприятий, в том числе 6 пенькозаводов, 1 шпагатный, 1 канатный, 2 маслозавода, швейная фабрика, ленинградский завод Всесоюзного института электронной промышленности, а к 1 февраля 1942 г. — еще 5 промышленных объектов.

Таким образом, за короткий период времени, с июля 1941 г. по 1 февраля 1942 г., Мордовия сумела справиться с тяжелейшей задачей — размещением здесь эвакуированных предприятий. Важно подчеркнуть, что перебазирование промышленности на восток было осуществлено в два этапа: летом — осенью 1941 и летом — осенью 1942 гг. Наиболее важным и трудным был первый этап, когда руководившие эвакуацией органы еще не имели необходимого опыта и, кроме того, были вынуждены посто- янно корректировать свои планы в соответствии с быстро менявшейся ситуацией на фронте. Несмотря на это, республика справилась с поставленной задачей и активно включилась в производство военной продукции.



1.3. Эвакуированные предприятия в 1942 — 1945 гг.

Все эвакуированные предприятия были перебазированы в Мордовию в 1941 г., за исключением завода прибыло оборудование почти 20 предприятий. Часть из них была размещена в Саранске, о чем сообщил секретарь Саранского горкома ВКП уполномоченному комиссии партийного контроля ЦК ВКП по Мордовской АССР:


«В город Саранск за время войны прибыли следующие эвакуированные предприятия и учреждения:

1. Всесоюзный институт электроизмерительных приборов ВИЭП из г. Ленинграда. Прибыло всего рабочих и служащих с членами семей около 120 чел., в т. ч. рабочих и служащих 50 человек. Размещены в доме 1 завода „Теплоприбор“. С институтом прибыло металлообрабатывающее оборудование, токарные станки, фрезерные станки, строгальные, сверлильные, долбежные и т. п. Оборудование устанавливается сейчас в столярном цехе завода „Теплоприбор“. Люди и оборудование будут прибывать и в дальнейшем, примерно еще столько же.

2. Государственный институт проектирования сооружений ГСПН-5 из г. Ленинграда. Проектная организация из оборудования имеет один светокопировальный аппарат. Прибыло работников 45 человек, всего с семьями около 120 человек. Размещены они в 2-этажном шлакобетонном общежитии завода „Теплоприбор“ на 250 человек.

3. Махорочная фабрика. Прибыло рабочих и служащих 16 человек, с членами семей — 55 человек. Размещены рабочие в помещении махорочной фабрики г. Саранска и в конторе Главтабака. Должно прибыть оборудование: 3 крошильных станка, 4 набойных машины, 2 вальцовки, 18 электромоторов и прочий подсобный материал. Сейчас пока прибыл один вагон с частями отдельных машин.

4. Кирпичный завод из г. Гомеля. Прибыл без людей, одно оборудование мощностью 12 млн шт. кирпича в год, 2 пресса, 22 электромотора, мотовоз, экскаватор, токарный станок, сверлильный и другое оборудование и материалы. Находится в складе Наркомместпрома.

5. Швейная фабрика из г. Кременчуга. Служащих приехало 6 человек, технорук, гл. механик, начальник планового отдела и 3 мастера. Оборудование — пришло 60 швейных машин, 12 обувных машин и 12 электромоторов. Оборудование размещено в складе Наркомата местной промышленности, а люди — по частным квартирам.

6. Завод боеприпасов частично прибыли люди и оборудование, размещены в зданиях котонинной фабрики» .

Кроме того, к 1942 г. в Саранск приехало несколько сотрудников Рославльской шпагатной и Дубровской шпагатно-веревочной фабрик. Большая часть оборудования прибывших в республику предприятий была установлена на действовавших фабриках и заводах соответствующего профиля.

Различные машины эвакуированных пенькозаводов прибыли в Мордовию без спецификаций и проводников. Многие детали отдельных агрегатов отсутствовали. Только к 5 января 1942 г. была закончена работа по установлению их комплектности131 .

В связи с некомплектностью оборудования большинства эвакуированных предприятий встала проблема его сохранности. Одним из способов было использование его на предприятиях местной промышленности. В докладной записке уполномоченного Комитета партийного контроля при ЦК ВКП по Мордовской АССР от 13 сентября 1941 г. указывалось, что «Совнарком Мордовской АССР своим решением от 20 августа 1941 г. разрешил отдельным наркоматам реализовывать прибывшее оборудование и материалы для своих нужд и нужд республиканских организаций».



В соответствии с этим постановлением оборудование некоторых эвакуированных предприятий было распределено между республиканскими заводами соответствующей специализации.



Деятельность эвакуированных в Мордовию предприятий привела к изменениям структуры промышленного производства республики. Произошли серьезные сдвиги не только в соотношении отдельных отраслей, но и в составе промышленной продукции. Изменился ассортимент выпускаемой продукции, сократилось производство предметов гражданского потребления, изменилась специализация предприятий и цехов при одновременном резком увеличении производства вооружения, обмундирования, продовольствия. Сдвиги в структуре промышленного производства Мордовии стали в известнойь степени важным условием форсированного послевоенного развития ее экономики. К концу войны многие предприятия, перебазированные из оккупированных районов и выпускавшие военную продукцию, стали переходить на производство продукции для мирных целей.

1.4. Работа сельскохозяйственных предприятий
С первых дней войны партийными и советскими органами республики проводилась агитационная и пропагандистская работа по вовлечению крестьян в аграрное производство. В результате в первой сельскохозяйственной кампании военного времени — летнем сенокосе — участвовало все трудоспособное население, в том числе 60- и 70-летние

крестьяне.

За пять месяцев с начала военных действий из сельской местности Мордовии ушло на фронт добровольцами и по мобилизации 80 тыс. крестьян (в 1942 — 1944 гг. — около 77, в 1945 г. — 160 тыс.).

Уже первые мобилизации, которые были самыми массовыми за все годы войны, негативно отразились на состоянии сельскохозяйственного производства республики, так как произошло резкое сокращение трудоспособного населения, особенно мужчин. Пленум Мордовского обкома ВКП (2 августа 1941 г.) отметил, что «призыв партии и правительства об овладении колхозницами работы на сложных сельскохозяйственных машинах встретил широкую поддержку… в результате чего сейчас на краткосрочных курсах трактористов, комбайнеров и шоферов обучается более 2 тысяч колхозниц» . Женщины работали трактористами и комбайнерами еще до этого обращения. Так, 30 июля 1941 г. в колхозе «Красное Знамя» Атюрьевского района 4 женщины встали на место ушедших на фронт мужчин-трактористов. В Ичалковском районе 30 девушек-комсомолок в первые военные дни изъявили желание стать трактористами. Они успешно овладевали мужскими специальностями и впоследствии добились высоких показателей в работе .


Активность женщин проявилась и на руководящих должностях в колхозах республики. Причем они успешно справлялись со своими обязанностями. Например, в колхозе им. Молотова Ельниковского района 2 бригадиров полеводческих бригад призвали в Красную армию, вместо них руководство бригадами приняли на себя женщины — Т. А. Грачева и Л. Л. Серегина. Они выполяли все наряды точно и в срок. Колхоз вовремя рассчитался по сенопоставкам. Уже в августе 1941 г. более 2 тыс. женщин руководили партийными и советскими организациями села. Деятельность райкомов и первичных партийных организаций по их выдвижению на эти должности, сказалась через несколько месяцев .

В целом первый год войны был тяжелым. Колхозы, совхозы и личные хозяйства ослабевали. Резко снизился уровень жизни крестьян. В ходе перестройки сельскохозяйственных предприятий на военный лад усилилось внеэкономическое принуждение населения к работе без материальной заинтересованности.

В 1942 г. в Мордовии неуклонно сокращались трудовые ресурсы деревни и поголовье лошадей. Машинно-тракторный парк за 1941 г. износился, а полноценный ремонт из-за отсутствия запасных частей и деталей не проводился. 25 апреля 1942 г. в результате работы по изысканию и восстановлению запасных частей и последующему ремонту тракторов, его план был выполнен на 89 %. В связи с этим в посевной кампании участвовало 248 тракторов. Она проходила в трудных условиях. Весна пришла с большим опозданием и полевые работы начались позже. Сев проводился поспешно, некачественными семенами, в основном вручную. С помощью тракторов было засеяно около четверти всей площади. К тому же вместо пахоты часто проводили культивацию. В 1942 г. предстояло засеять 676,3 тыс. га яровыми и 60,5 тыс. га техническими культурами. Посевные площади по сравнению с 1941 г. были увеличены с целью восполнения земель, утраченных на западе страны. Но экстенсивное земледелие не могло

себя оправдать, так как обрабатывать поля имевшимися в сельском хозяйстве силами и средствами не представлялось возможным.

Летом 1942 г. произошло нарастание негативных тенденций. В колхозах и совхозах продолжалось сокращение численности трудоспособных мужчин. На 1 декабря 1942 г. насчитывалось 48,4 тыс. мужчин (в декабре 1941 г. — 96 тыс.) А. Н. Аникеева, в годы войны занимавшая пост председателя сельсовета в с. Курилове Ромодановского района, отмечала: «В колхозе работали в основном женщины, старики и дети. Не хватало хлеба, других продуктов. Дети пухли от недоедания. Все чаще и чаще


получали похоронки…»

Ухудшалась материально-техническая база сельскохозяйственного производства, увеличивалось простаивание техники. В 1942 г. вышли из строя 62 трактора, их двигатели и ходовая часть были разобраны и использовались в качестве запасных частей. К 1 декабря 1942 г. в Мордовии насчитывалось 2 880 тракторов (на 3 января — 2 942) Сократилось количество рабочего скота: к началу войны в колхозах республики было 82 311 гол. лошадей, а к 1 августа 1942 г. — 65 670 гол. вместе с подросшим молодняком.

Вот как описывала положение на селе преподаватель Мордовско-Пимбурской школы Е. Д. Яскина: «Второй военный год для пимбурцев был особо трудным. Не хватало техники, а имеющаяся простаивала из-за отсутствия запасных частей и горючего. Землю копали лопатами, а хлеб убирали косами и серпами. Рабочий день продолжался по 16—17 часов в сутки. Невыносимые условия труда были в животноводстве, особенно в зимнее время. Помещения для скота были ветхими и холодными, не хватало грубых кормов, не говоря уже о концентратах. Люди работали по колено в грязи. По решению исполкома райсовета многие женщины в зимние месяцы выезжали на лесозаготовки, а в летние — на заготовку торфа. И на любом из этих участков они трудились безропотно и безотказно. „Так нужно!“ — эти слова стали нормой их жизни. Не только женщины, но и почтенные старики, такие как П. Г. Атякшев, А. Т. Лашманов, Д. И. Лаксаев, проявляли трудовой героизм, быстро взрослели и хорошо трудились подростки. К любым поручениям они относились хорошо и помогали колхозу во время летних каникул: пасли скот, заготавливали корм, сортировали и возили на элеватор зерно. Павел Отрыгин, например, уже в 16 лет работал старшим бухгалтером, а Вася Везин в таком же возрасте — помощником бухгалтера, бригадиром овощеводческой бригады работал Василий Атякшев. Никто никогда не слышал, чтобы они жаловались на усталость или недосыпание, отказывались от работы»

В военный период в деревне резко ухудшились гигиенические условия. Еще хрупкие, только начавшиеся складываться привычки крестьянина к мылу, зубному порошку, постельному белью были нарушены. Стало дефицитным товаром хозяйственное мыло. В 1943 г. его потребление по сравнению с 1940 г. уменьшилось в 5 раз. Оно добывалось путем его обмена у эвакуированных на продукты питания.

Однако, несмотря на серьезные недостатки и просчеты в сельском хозяйстве, часто неграмотное руководство колхозами, коллективная форма хозяйствования на селе выдержала испытание войной. Сельскохозяйственное производство республики при данной организации труда смогло дать стране за период войны около 530 тыс. т хлеба в виде обязательных поставок. Колхозный строй оправдал свое существование, но оправдал лишь в той чрезвычайной ситуации, какой являлась война, когда государство, пользуясь бесправностью коллективных хозяйств, могло изымать у них практически всю производимую продукцию. Конечно, это сыграло огромную роль в деле приближения победы.