Файл: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кочкуровская средняя общеобразовательная школа.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.5. Транспорт
Эффективность развития экономики, ее отдельных отраслей в значительной мере определяется бесперебойной работой транспорта, роль которого особенно возрастает в военные годы. С первых дней Великой Отечественной войны функционирование железнодорожного транспорта затруднялось из-за постоянных налетов вражеской авиации. За военный период на железные дороги было сброшено свыше 36 тыс. бомб. Бомбардировке подверглись такие тыловые дороги, как Горьковская и Пензенская. Поэтому приспосабливать транспортную сеть ко все возраставшим потребностям фронта и тыла, особенностям военно-экономической мобилизации приходилось в исключительно тяжелой обстановке.
Проблемы на транспорте определялись уроном, который он понес уже в первые дни войны. С временной оккупацией немцами части советской территории протяженность железных дорог уменьшилась со 106,1 тыс. км в конце 1940 г. до 61, 9 тыс. км в ноябре 1941 г. В связи с сокращением дороги оказались перенасыщены вагонами, что вызывало перегрузку станций и узлов. Работа железнодорожников, связанная с переправлением пассажиров, погрузкой и выгрузкой различных грузов и передвижением тяжелых составов, была переведена на военный график. Его введение обеспечивало быстрый пропуск военных поездов, устанавливало очередность приема грузов, ограничивало пассажирское движение. Одновременно принимались меры к увеличению пропускной способности важных железнодорожных узлов на востоке страны; развертывалось строительство новых дорог в восточных и северных районах.
С 3 июля 1941 г. значительно уменьшилось движение пассажирских поездов, в том числе местных. Огромный поток эшелонов с войсками и военными грузами в сторону фронта, все возраставшие перевозки промышленного и другого назначения, встречное движение большого числа поездов с эвакуированными предприятиями и населением до предела перегрузили железнодорожные магистрали. Все это потребовало от железнодорожников высокой организованности, дисциплины и самоотверженности в работе. Проблемы были велики, но дезорганизовать движение на железнодорожном транспорте противник не смог. Более того, с начала боевых действий возросло взаимодействие железнодорожного и других видов транспорта.
В гигантскую операцию по перебазированию производительных сил страны на восток активно включились все виды транспорта. Однако главная тяжесть в выполнении этой сложнейшей задачи легла на плечи железнодорожников. Изменение структуры воинских перевозок было связано с потребностями армии в оружии и военной технике, технической оснащенности. С наибольшей интенсивностью воинские грузопотоки увеличивались в ходе подготовки и проведения крупнейших стратегических операций на советско-германском фронте.
От бесперебойной работы железнодорожного транспорта Мордовии зависели своевременное снабжение Красной армии различными видами оружия и снаряжения, продвижение войск и военных грузов из Сибири, Урала, Казахстана, Средней Азии на фронт, перебазирование на восток и быстрейшее восстановление большого количества фабрик и заводов, эвакуация населения из западных областей, ускоренные погрузки и выгрузки различных грузов. Основной поток железнодорожных составов в МАССР проходил через узловую станцию Рузаевка, которая уже тогда была одной из крупных в стране. Если до войны грузоподъемность железнодорожного транспорта Мордовии составляла 1 200 — 1 500 т, то в период военных действий она достигла более 2 тыс. т.
По территории республики в то время проходили 6 дистанций Куйбышевской, Ленинской (Московско-Рязанской) и Казанской железных дорог. Перестройка работы железнодорожного транспорта Мордовии началась с первых дней войны. Движение поездов было переведено на военный график, в первую очередь пропускались поезда военного назначения. Часть пассажирских вагонов была переоборудована в санитарные. Для перевозки военнослужащих вводились специальные товаропассажирские поезда. Изменению деятельности этого вида транспорта были посвящены состоявшиеся на всех предприятиях, железнодорожных узлах и станциях партийные собрания и партийно-хозяйственные активы. Партийное собрание ст. Красный Узел обязало каждого коммуниста возглавить социалистическое соревнование и показать личный пример в борьбе за выполнение производственных заданий. Подобные решения приняли партийные собрания Рузаевского отделения Куйбышевской железной дороги, ст. Атяшево и Оброчное Казанской железной дороги.
22 — 23 июня 1941 г. на митингах рабочие ст. Рузаевка брали обязательства своим трудом приблизить разгром фашистской Германии. Так, 28 июня 1941 г. на митинге паровозного депо, где присутствовало около 750 железнодорожников, коллектив отделения взял обязательство добиться 100%-го отправления всех поездов, строго соблюдать график их перемещения.
Взятые обязательства рабочие не только выполняли, но и перевыполняли, показывая при этом подлинный героизм. В автоматном цехе паровозного депо ст. Рузаевка Кошкин и Макаров выполнили производственное задание на 290 %, слесарь-автоматчик Долгов — на 325 %. По-стахановски трудились и в вагонном депо. Слесари Иванов и Алферьев вагон отремонтировали за 11 ч вместо 16 ч по норме 301. В колесно-токарном и в подсобных цехах за 25 июня 1941 г. все рабочие выполнили дневные нормы на 160 — 320 %, в том числе токарь-шеечник Краменский — на 250, токарь-бандажник Логинов — на 200 %. Слесарь механического цеха ст. Красный Узел В.Гостесов ежедневно выполнял производственное задание на 300 — 350 %. 11 июля 1941 г. машинист Полежаев со своей бригадой на участке Рузаевка — Ковылкино провел тяжеловес, превысив плановую скорость .
1.6. Передовики и новаторы трудового фронта
Социалистическое соревнование в годы Великой Отечественной войны явилось важнейшим фактором наращивания военного производства и усиления экономической мощи СССР. По мере того как Советский Союз мобилизовывал и развертывал свои резервы, перестраивал на военный лад народное хозяйство, оно приобретало все более широкий размах.
В МАССР инициаторами социалистического соревнования выступили железнодорожники Рузаевки. 23 июня 1941 г. на митинге в паровозном депо (участвовали 750 чел.) коллектив отделения движения поездов обязался строго соблюдать график отправления поездов. Рабочие из автоматного цеха И. В. Кошкин и П. Ф. Макаров уже на второй день войны производственное задание выполнили на 290 %341. Соревнования проводились во всех отраслях производства. В соответствии с постановлением СНК и бюро
Мордовского обкома ВКП в декабре 1941 г. было организовано социалистическое соревнование по ремонту тракторов и прицепных машин. Постановлением определялись следующие условия его проведения.
1. Учредить переходящее Красное знамя Совнаркома и обкома ВКП МАССР для вручения ежедекадно лучшим МТС и выполнявшим график ремонта тракторов.
2. Для премирования лучших рабочих, занятых на ремонте тракторов, установить
премии: одну в размере 200 руб., две по 150 руб. и три по 100 руб., которые выдаются передовикам при вручении переходящего Красного знамени.
3. Утвердить комиссию для присуждения переходящего Красного знамени…
4. Организовать на страницах газеты „Красная Мордовия“ Доску почета для передовиков…
5. Установить, что материалы для занесения стахановцев на Доску почета и получения премии представляются райкомами ВКП и председателями райсоветов ежедекадно одновременно со сводками о ходе ремонта.
6. Обязать секретарей РК ВКП, зам. директоров МТС по политчасти и секретарей первичных организаций обсудить настоящее решение с работниками МТС, МТМ и совхозов и заключить договор социалистического соревнования с другими МТС, МТМ и совхозами, а также между ремонтными бригадами, отдельными рабочими и инженерно-техническими работниками» .
Таким образом, лучшие работники, принимавшие участие в социалистическом соревновании, получали денежные премии, а также заносились на Доску почета. Материалы об этом публиковались в республиканской прессе. Победившей организации или предприятию вручалось переходящее Красное знамя. Эти мероприятия в основном организовывались властными органами, и лишь затем их решения доводились до работников промышленных и сельскохозяйственных предприятий — предполагаемых участников соревнования.
В условиях войны основную часть участников соревнования составляли женщины. Бюро Мордовского обкома ВКП в мае 1942 г. отметило, что многие женщины трактористки, включившись в соревнование, демонстрировали хорошие образцы работы по выполнению норм выработки и экономии горючего. Например, трактористка 7-й бригады Ромодановской МТС Н. Белова на тракторе СТЗ вместо нормы 4,7 га обрабатывала от 5 до 7 га. Нормы выработки трактористок Пушкинской МТС Трофимовой и Янкиной на тракторе У-2 составляли 120 — 140 % .
Социалистическое соревнование способствовало постоянному увеличению количества передовиков производства. По данным на 18 июля 1943 г., в Саранске насчитывалось 1 700 стахановцев и свыше 700 ударников. В докладе секретаря Саранского горкома ВКП на слете стахановцев промышленности города говорилось: «Секрет их работы заключается в том, что они дорожат каждой минутой рабочего времени, берут от техники все, изучили свою профессию, занимаются усовершенствованием своего станка, являются новаторами на производстве»
Большое значение в дальнейшем развитии социалистического соревнования имело движение двухсотников. Зародившись в предвоенный период, оно в годы войны стало массовым. Инициатором этого почина явился молодой рабочий горьковского завода им. Сталина Ф. М. Букин. Одновременно с аналогичным предложением выступили молодые рабочие завода «Уралмаш». Призыв рабочей молодежи Горького и Свердловска поддержали коллективы предприятий Москвы, Ленинграда и Куйбышева. Данное начинание нашло горячую поддержку среди молодых рабочих Мордовии.