Файл: Можно ли сказать, что лагерь убивал всякую духовную жизнь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный педиатрический Медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра:

ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И БИОЭТИКИ

Дисциплина:

ФИЛОСОФИЯ

ЭССЕ

На тему:

Можно ли сказать, что лагерь «убивал всякую духовную жизнь»

Выполнила: студентка 230 группы 

Бусоргина Мария Олеговна 

Проверила:

Раевская Наталья Юрьевна


Г. Санкт-Петербург

2020 год

В наши дни каждый знает о концлагерях, которые создавались во времена Второй мировой войны. Страшно представить в каких условиях выживали люди и как это влияло на их психику. Казалось бы, после такого места человеческое восприятие жизни никогда не будет прежним. А что насчет свободы? Может ли человек находясь в таких обстоятельствах обладать свободой выбора своих действий? Люди, которые теряли веру в свою свободу, дальнейшую жизнь и себя – погибали. Ведь без этих чувств человек теряет свои внутренние силы, которые помогали ему выживать в условиях лагеря.
Но в чем заключается свобода выбора? Она минимальна, не та, что вы возможно можете представлять, живя в спокойное время, услышав это словосочетание. Приведу пример.
В начале текста «Основы логотерапии. Часть 2» , автор нам рассказывает о том, как он рискнул взять с собой свой рюкзак, это была его свобода выбора, которая могла привести к определенным последствиям. Рискнуть или нет? Решал каждый сам. Были люди которые выбирали побег, это был их выбор, но когда предложили сбежать повествователю, он сначала согласился, но затем решил, что не пойдет и это тоже пример его свободы выбора.
Что же касается духовной жизни. Некоторые заключенные теряли веру во все, в свое будущее, в свою жизнь и в Бога. Но были и такие, что несмотря на вынужденную физическую и умственную примитивность лагерной жизни духовная жизнь для них могла стать даже глубже. Эти люди могли найти прибежище от окружающего кошмара в богатой внутренней жизни и духовной свободе. И здесь можно увидеть парадокс, заключенные, которые не выглядели крепкими, часто выживали в лагерных условиях успешнее, чем здоровяки. Потому что вера и внутренний мир человека может его спасти от пустоты и отчаяния. Человек может сохранить остатки духовной свободы и независимости мышления даже в условиях крайнего психического и физического напряжения.

Так что по существу каждый может, даже в лагерных условиях, решать, каким он станет умственно и духовно. Человек может сохранить свое человеческое достоинство даже в концлагере. Достоевский как-то сказал, «Есть только одно, чего я страшусь: быть недостойным своих страданий». Страдания и смерть людей, которые находились в лагерях, доказывала, что последняя внутренняя свобода не может быть потеряна. Они были достойны своих страданий, ибо то, как они их переносили, было подлинным внутренним подвигом. Именно эта духовная свобода, которую невозможно отобрать, придает жизни смысл и цель. Но что же все таки происходило с психикой людей живших в концлагерях?
У заключенных выявляются 3 фазы душевной реакции на лагерную жизнь и то, что с ними происходило:

-период, сопровождающий прибытие в лагерь.

-период глубокого погружения в лагерную жизнь.

-период следующий за освобождением.
Характерный симптом для первой фазы – шок. Шок от происходящего, от жизни которая их ждет и мучений, которые они будут проходить. Смерть и страдания были в лагерях повсюду и это не могло не угнетать и не вызвать шоковое состояние. При некоторых обстоятельствах шок может даже предшествовать формальному попаданию в лагерь. Кроме этой реакции, новоприбывшего заключенного мучают другие, более болезненные эмоции, которые он старается заглушить. Прежде всего, это безграничная тоска по дому и семье. Она часто может быть такой острой, что буквально пожирает человека. Потом-отвращение: отвращение к окружающей и уродливой действительности.
Апатия, притупление эмоций и чувство равнодушия - это симптомы возникающие во второй стадии заключенного, Почему люди становились такими не живыми? Этому способствовали ежедневные и ежечасные избиения, унижения. К ним настолько плохо относились, что они были вынуждены притупить свои человеческие эмоции и сочувствие к товарищам. Бесчувственность помогала окружить себя чрезвычайно необходимой защитной скорлупой.
Мы дошли до третьей фазы душевных реакций заключенного. К их психологии после освобождения. Первое с чем столкнулся человек после лагеря на свободе это горечь. Горечь причиняло многое, с чем сталкивались в своем родном городе. Оказалось, что во многих местах их встречают «равнодушные пожатые плечи», потому что каждый настрадался по своему от врага, что изменило их отношение к горю и состраданию к другим. Но куда больнее было пережить разочарование. «Горе тому, кто узнавал, что человека, само воспоминание о котором питало его мужество в лагере, больше нет! Горе тому, кто едва дождавшись дня, по которому он так тосковал, обнаруживал, что этот день совсем не так радостен, как он ему снился! Он садился в трамвай, подъезжал к дому, который годами видел в своем воображении, нажимал на кнопку звонка, о чем он страстно

мечтал тысячи раз - и только для того, чтоб убедиться, что человека, который должен был открыть ему дверь, тут нет - и никогда больше не будет.»

Человек, который годами считал, что достиг абсолютного предела возможных страданий, теперь обнаруживал, что у страдания нет пределов, что он способен страдать еще и куда сильнее. Это разочарование, выпавшее слишком многим, оказалось очень трудно преодолимым. Но это не должно обескураживать, а наоборот-дать добавочный стимул.
Что же могло помочь людям выжить? Прошлое. Прошлое это единственное, куда мог вернуться заключенный и почувствовать себя счастливым. Теплые воспоминания о той, прошедшей жизни, о тех чувствах и эмоциях, которые были в их жизни. Любовь. Многие заключенные очень часто вспоминали и представляли своих жен, девушек, о жизни которых, на тот