Файл: 1 Теоретические аспекты здоровья населения как критерия регионального развития 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Высокотехнологичную медицинскую помощь оказывают 17 медицинских организаций по 21 профилю, в 2020 году ее получили 28 719 человек (в 2019 году – 24 284). В 2020 году зарегистрировано 13 765 впервые выявленных случаев заболевания злокачественными новообразованиями (далее – ЗНО), что на 16,6 % меньше, чем в 2019 году (16 507 случаев) [19].

В республике функционируют два центра трансплантации органов. На базе государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» выполняются трансплантации почки и печени, на базе государственного автономного учреждения здравоохранения «Межрегиональный клинико-диагностический центр» – трансплантации сердца. В Республиканской клинической больнице за 2020 год выполнено 40 операций по трансплантации почки, 18 – по трансплантации печени. На базе Межрегионального клинико-диагностического центра проведены 4 пересадки сердца.

В 2020 году проведено лечение бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий на условиях размещения государственного заказа на данный вид услуг в 7 учреждениях частной формы собственности: ООО «АВА- 21 ПЕТЕР», АО «АВА-Казань», ООО «ВРТ», ООО «Клиника семейной медицины» ООО «Клиника Нуриевых-Челны», ООО «КОРЛ», ООО «Мать и дитя Казань». В рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории республики на 2020 год проведены 2 333 процедуры экстракорпорального оплодотворения, из них 648 криопереносов.

В отделении патологии новорожденных государственным автономным учреждением здравоохранения «Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» за 2020 год пролечены 1 619 новорожденных (в 2019 году – 1 341 новорожденный), в том числе 629 недоношенных (38,9 %), из них с экстремально низкой массой тела – 66 детей, очень низкой массой тела – 113 детей.

В республике функционируют 68 структурных подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь населению [19].

В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» в соответствии с Концепцией создания Единой территориально-распределительной информационно-управляющей системы Министерством здравоохранения Республики Татарстан в 2020 году осуществлены работы по созданию и внедрению региональной автоматизированной системы скорой медицинской помощи и медицины катастроф. Это позволяет обеспечивать прозрачность работы скорой медицинской помощи, поддерживая весь технологический цикл работы учреждения (от приема и распределения вызовов до статистической обработки информации и оценки эффективности функционирования учреждения).


Мероприятия по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при оказании медицинской помощи проводятся в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19».

Для своевременного принятия мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Татарстан и организации необходимых профилактических и лечебно-диагностических мероприятий Министерством здравоохранения Республики Татарстан (приказ от 18 марта 2020 года № 488) создан оперативный штаб. Его решением от 19 марта 2020 года с целью координации работы медицинских организаций в период массового поступления больных и своевременного оказания медицинской помощи больным короновирусной инфекцией нового типа, внебольничными пневмониями республика условно разделена на 5 медицинских округов: Центральный, Северовосточный, Нижнекамский, Юго-восточный, Закамский. В каждом округе предусмотрено поэтапное развертывание медицинских организаций.

Для недопущения распространения новой коронавирусной инфекции в республике организована система провизорных госпиталей, на базе которых происходит первичная сортировка больных и диагностика (осмотр, лабораторное обследование на COVID-19, инструментальные исследования: компьютерная томография органов грудной клетки, рентгенологическое исследование и т.д.).

С учетом лабораторного статуса по наличию коронавирусной инфекции и при наличии медицинских показаний происходит направление больных на санитарном автотранспорте в перепрофилированные медицинские организации. В соответствии с поэтапным планом ввода госпиталей в период эпидемии, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), во всех муниципальных районах задействовано 55 медицинских организаций в 5 территориальных округах.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 9 ноября 2020 года № 1887 «Об обеспечении льготными 24 лекарственными препаратами пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19» препараты для лечения больных в амбулаторных условиях отпускаются бесплатно. Отпуск препаратов начался с 13 ноября 2020 года. Их доставка пациентам на дом организована силами волонтеров [19].



Таким образом, в сфере здравоохранения Республики Татарстан наблюдаются положительные тенденции управления качеством в здравоохранении и оказании медицинской помощи.

Но, несмотря на многие лидерские достижения в системе российского здравоохранения, Республика Татарстан демонстрирует более низкие, чем в странах со сравнимым экономическим потенциалом, интегральные показатели здравоохранения – ожидаемой продолжительности жизни, заболеваемости и смертности от управляемых причин.

Ключевые вызовы:

    • рост продолжительности жизни населения и старение популяции, которые меняют требования к организации здравоохранения и требуют повышения ресурсного обеспечения социальных систем;

    • ускорение технологических изменений в мире и переход к качественному обновлению системы медицинского обеспечения на основе нанотехнологий, биотехнологий, информационных и коммуникационных технологий. Чтобы сохранить конкурентное преимущество, Республика Татарстан должна быть в авангарде этих изменений и активно развивать ключевые технологические направления, определяющие облик здравоохранения будущего;

    • усиление глобальной конкурентной борьбы за привлечение в систему здравоохранения стратегических инвестиций и развитие медицинского туризма. В республике должны быть созданы условия, в которых отрасль будет привлекательной как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов, а также для пациентов из Татарстана и других регионов и стран;

    • снижение предложения трудовых ресурсов и дефицит квалифицированных кадров в системе здравоохранения практически всех стран мира. Это обстоятельство диктует необходимость создания эффективной системы медицинского образования при одновременном повышении мотивации персонала к работе в регионе.

Для решения стоящих перед республикой задач была разработана «Государственная программа развития здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года», которая отличается серьезным анализом зон неэффективности региональной системы здравоохранения и детальной проработкой целевых задач и мероприятий. Однако достижение установленных показателей при сохранении экстенсивного развития является затруднительным в связи с существенным дефицитом ресурсов.

Основным сдерживающим фактором является нацеленность федеральной и региональной стратегий на наращивание объема основных средств при сохранении инфраструктуры и персонала на балансе государства. Это уменьшает возможности системы здраво- охранения гибко реагировать на изменение конъюнктуры и быстро внедрять инновационные технологии. Последнее в свою очередь снижает конкурентоспособность республики в мировой системе оказания медицинской помощи и не позволяет в полной мере решить задачу повышения качества человеческого капитала.


В сфере здравоохранения городов Республики Татарстан, таких как Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск наблюдается наличие высокотехнологичной медицины, развитие негосударственного сектора здравоохранения (особенно в части стоматологии, диагностических и лабораторных исследований, и индустрии красоты), и, как следствие - стабильный рост продолжительности жизни населения города.

Но наряду с несомненными достоинствами в управлении объектами инфраструктуры здравоохранения городов Республики Татарстан, существуют и слабые стороны:

  • отсутствие пациентоориентированности городского здравоохранения и целенаправленной политики по работе с разными группами населения (пожилые, молодежь и т.д.);

  • невысокое качество медицинских услуг в городских поликлиниках, в том числе вследствие снижения количества врачей и среднего медицинского персонала;

  • низкий приток, текучесть и нарастающий дефицит кадров в здравоохранении города;

  • недостаточно развитая информатизация системы здравоохранения;

  • неэффективный менеджмент в управлении кадрами.

Все вышеописанные проблемы снижают качество медицинской помощи и медицинских услуг региона и нуждаются в скорейшем решении.


2.3 Рекомендации и предложения по повышению качества медицинской помощи и медицинских услуг



Достижение поставленной цели предполагает создание ресурсоэффективной пациентоцентрической системы здравоохранения, органично интегрирующей систему медицинского страхования, диагностику, лечение, реабилитацию, мониторинг и профилактику, что включает:

1) инвентаризацию и использование всех источников ресурсов, направленных на охрану здоровья граждан (бюджеты всех уровней, вложения в оздоровление работников на предприятиях, благотворительность, частные платежи населения, мощности ведомств, возможности использования межрегиональных и международных связей и т.п.);

2) балансировку объема обязательств с имеющимися ресурсами с учетом дифференцированных потребностей различных категорий населения;

3) планирование потребления ресурсов с учетом возможностей межведомственного и межтерриториального взаимодействия и активизации частных инициатив организаций и граждан на основе анализа эффектов от возможных альтернативных направлений использования ресурсов;

4) расширение моделей взаимодействия пациента с системой здравоохранения за счет развития телемедицинских технологий и современных средств коммуникации;

5) внедрение эффективных мотивационных систем оплаты труда медицинского персонала, ориентированных на удовлетворенность пациентов;

6) развитие различных форм страхования здоровья, внедрение механизма индивидуальной ответственности пациента за сохранение своего биологического потенциала.

Действия в рамках указанных направлений:

1) повышение средней заработной платы младшего и среднего медицинского (фармацевтического) персонала до 100 процентов, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги, до 200 процентов от средней заработной платы в Республике Татарстан;

2) финансирование масштабной информационно-просветительской кампании с целью формирования моделей поведения, способствующих снижению заболеваний и сохранению здоровья населения: популяризация культуры здорового питания, спортивно-оздоровительные программы, профилактика алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака;