Файл: 1 Теоретические аспекты здоровья населения как критерия регионального развития 5.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты здоровья населения как критерия регионального развития
1.1 Здоровье в системе общественных ценностей
1.2 Сфера здравоохранения как объект управления
2 Оценка здоровья населения как критерия регионального развития Республики Татарстан
2.1 Анализ здоровья населения РТ
2.2 Характеристика состояния системы здравоохранения РТ
2.3 Рекомендации и предложения по повышению качества медицинской помощи и медицинских услуг
Специалистами в сфере здравоохранения предлагаются подходы для комплексного изучения факторов, влияющих на качество медицинской помощи, и анализа возможностей медицинской организации в обеспечении качества. Сформировались также системы внешней оценки эффективности построения в организации процессов обеспечения качества, применяемые в т. ч. и к оценке деятельности медицинских организаций [12, с.77].
В соответствии с современными требованиями в настоящее время продолжается поиск более действенных механизмов обеспечения качества медицинской помощи.
Когда работников здравоохранения спрашивают, что могло бы наилучшим образом повысить качество медицинской помощи, большинство клиницистов и руководителей отвечают: «Больше сотрудников, больше оборудования, больше финансирования». Убедительные международные исследования показали, что это значимые, но далеко не исчерпывающие факторы. Важными компонентами являются: наличие необходимого времени; доступ к необходимым данным и информации; возможности и навыки как клинические, так и управленческие [12, с.78].
В 1993 г. в Российской Федерации появляется новая модель здравоохранения, которая подразумевает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинское обслуживание населения. Это свидетельствовало о том, что в нашей стране стала зарождаться страховая система здравоохранения, где средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей. Предпосылкой к переходу на страховую модель стала специфика рыночных отношений в здравоохранении. С помощью медицинского страхования человек может сопоставлять необходимые ему затраты на охрану здоровья с состоянием его собственного здоровья.
Формирование эффективного процесса государственного управления здравоохранением Республики Татарстан, как и в целом по России зависит от деятельности государственных органов и от своевременного обновления нормативно - правовой базы, регулирующие процессы, происходящие в здравоохранении.
Отношения в области качества здравоохранения регулируются нормативно-правовыми актами различного уровня и традиционно в их число включаются Конституция Российской Федерации [1], федеральные законы, законы субъектов Федерации, документы разъяснительного характера. Принято достаточно существенное число нормативно-правовых актов, основными, базовыми из которых являются:
-
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; -
Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; -
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования»; -
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.07.2015 №422н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан. Человек – это центральная фигура правоотношений. Этот закон направлен на сохранение жизни и здоровья отдельно взятого индивида, так как здоровье отдельного человека определяет здоровье нации в целом. Кроме того закон также определяет права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в данной сфере, полномочия и ответственность органов государственной власти [4].
Основным законодательным актом, определяющим отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, является Федеральный закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Закон создает правовую основу для медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет базу для практической выработки правоотношений в области документального, материального и организационного обеспечения медицинского страхования. Он определяет правовое положение субъектов и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации. Закон направлен на усиление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное получение медицинской помощи. Он предусматривает механизм реализации права граждан на свободный самостоятельный выбор страховой медицинской организации, медицинского учреждения и врача. В нем выделены основные положения обязательного медицинского страхования.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» разработан с целью регулирования правоотношений субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [5].
Для использования в системе управления и контроля качества оказания медицинской помощи применяются всевозможные критерии оценки качества в сфере здравоохранения.
Согласно ч. 2 ст. 64 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждено использование критериев оценки качества медицинской помощи. Приказом Минздрава России от 07.07.2015 №422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» на основе порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) установлены критерии для оценки оказании медицинской помощи в амбулаторных, стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями проводится контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования. По результатам контроля к медицинским организациям могут быть применены санкции в соответствии с перечнем оснований (критериев) для отказа в оплате либо уменьшения оплаты медицинской помощи [6].
В целях реализации ч. 5 ст. 79.1 Федерального закона №323-ФЗ созданы условия для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями. Независимая оценка качества оказания услуг предусматривает оценку условий оказания услуг по следующим общим критериям:
-
открытость и доступность информации о медицинской организации; -
комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения; -
время ожидания предоставления медицинской услуги; -
доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации; -
удовлетворенность пациента оказанными услугами.
Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, утверждены приказом Минздрава России от 28.11.2014 №787н.
На основании ч. 3 ст. 58 Федерального закона №323-ФЗ постепенно создаются условия для проведения независимой медицинской экспертизы. Профессиональными некоммерческими организациями и специалистами для применения в ходе независимой медицинской экспертизы разрабатываются алгоритмы выявления дефектов (критериев нарушения требований к качеству) оказания медицинской помощи [17, с.12].
Однако все перечисленные критерии оценки качества в сфере здравоохранения – это только часть необходимых средств для формирования системы управления качеством медицинской помощи.
В 2021 году основные изменения нормативно-правовых актов коснуться утверждения новых критериев качества медицинской помощи. Кроме этого, большое внимание будет уделяться мониторингу эффективности и безопасности лекарственных препаратов. Обозначенные правовые инструменты составляют основу государственного регулирования обязательного медицинского страхования, которое просто необходимо для контроля системы медицинского страхования, созданной ради основной цели – гарантировать всем гражданам обеспечение конституционных прав на получение бесплатной медицинской помощи. Миссия здравоохранения Российской Федерации в свете реализации гарантий и прав граждан Российской Федерации заключается в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни че- рез повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной за- щиты уязвимых групп населения.
Таким образом, в соответствии с приоритетными задачами развития здравоохранения необходимо создание эффективной системы управления медицинской помощью. В условиях современных тенденций развития экономики и здравоохранения для обеспечения эффективности процесса оказания медицинской помощи необходимо не только проведение контроля качества медицинских помощи на основе оценочных критериев, но и определение неотъемлемых компонентов, составляющих систему управления качеством.
2 Оценка здоровья населения как критерия регионального развития Республики Татарстан
2.1 Анализ здоровья населения РТ
Наиболее информативными и объективными критериями общественного здоровья являются медико-демографические показатели: рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Их величина и динамика во многом характеризуют уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По состоянию на 01.01.2020 г. численность населения Республики Татарстан составляла 3 902 888 человек, в том числе 1 808 637 (46,3%) мужчин и 2 094 251 (53,7%) женщин. Доля детского населения (от 0-14лет) в 2020 г. составила 18,6% (726652 человека), что незначительно выше количества детей в 2019 г. на 0,7% (18,5% или 721759 человек) и в 2018 г. на 1,8% (18,3% или 713817 человек). В 2020 г. доля взрослого населения (18 лет и старше) составила 78,5% (в 2019 г. – 78,6%, в 2018г. – 78,8%), доля подростков составила 2,9% (в 2019 г. – 2,9%, в 2018 г. – 2,9%). В сравнении с 2016 г. количество детского населения увеличилось на 6,3%, подросткового - на 4,4%.
В настоящее время в Республике Татарстан наблюдается тенденция старения населения - рост доли лиц старше трудоспособного возраста с 21,4% в 2011 г. до 24,3% в 2020 г. Доля лиц старше 70 лет составила 9,4% (2019 г. – 9,0%, 2018 г. – 8,6%) [21].
По оперативным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики (Татарстанстат) число родившихся в Республике Татарстан за 2020 г. составило 41 598 человек, что на 1273 детей меньше, чем в 2019 г. (42 871 человек). Показатель рождаемости за 2020 г. составил – 10,7 на 1000 населения, что ниже показателя 2016 г. на 25,2% (2016 г. – 14,3). За 2019 г. показатель рождаемости выше на 7,9%, чем по Российской Федерации (10,1 на 1000 населения) (рисунок 2.1.1) [20].
Рисунок 2.1.1 – Коэффициент рождаемости в Республике Татарстан и в Российской Федерации
В 2020 г. уровень рождаемости опустился ниже показателя смертности (таблица 2.1.1) [20].
Таблица 2.1.1 – Основные демографические показатели за 2016 – 2020 гг.
Показатель | 2016г. | 2017г. | 2018г. | 2019г. | 2020г. |
Рождаемость, на 1000 населения | 14,4 | 12,4 | 11,9 | 10,9 | 10,7 |
Смертность, на 1000 населения | 11,6 | 11,3 | 11,4 | 11,0 | 13,9 |
Естественная убыль/прирост, на 1000 населения | +2,8 | +1,1 | +0,4 | 0,0 | -3,2 |
Младенческая смертность, на 1000 детей | 5,3 | 5,07 | 4,47 | 4,8 | 4,0 |