Файл: Практику (вид практики) Научноисследовательская работа (тип практики).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кейс-задача № 5

Большинство успешных ИТ- компаний представляют собой проектно- ориентированные организации, главной деятельностью которых является осуществление проектов. Несмотря на то, что в последние годы наблюдается тенденция перехода к управлению проектами как к управлению бизнес- процессами, проекты все еще остаются областью деятельности с высокой степенью неопределенности при принятии решений. Снизить степень неопределенности можно за счет применения стандартизации и унификации типовых процедур управления проектами, применения современных методик стратегического управления на основе знаний, а также за счет формализации процессов правления знаниями в компании. Так считают и в ProjectManagementInstitute(PMI), которая в последней версии рамочного стандарта ProjectManagementBodyofKnowledge (PMBoK) определила политики, правила и процедуры, а также корпоративную базу знаний в качестве активов организации, использование которых оказывает благоприятное влияние на достижение целей проекта.

Одним из эффективных инструментов управления деятельностью компании и ее развитием являются ключевые показатели деятельности – количественные индикаторы, позволяющие измерять степень успешности деятельности компании через определение стратегических целей. Для того, чтобы этим инструментом действительно можно было пользоваться, необходимо ключевые показатели деятельности объединить в сбалансированную систему показателей, применив предложеннуюР.Капланом и Д.Нортоном методологию BSC (BalancedScorecard) [2]. Важным здесь является то, что набор измеряемых показателей, по которому оценивается компания, не ограничивается только лишь финансовыми показателями (такими, как прибыль, рентабельность и т.д.), а включает также показатели, свидетельствующие об уровне отлаженности внутренних бизнес- процессов, о мероприятиях, направленных на перспективное развитие компании, в том числе, обучение персонала и расширение клиентской базы. Для удобства отслеживания показателей они сгруппированы по 4взаимосвязанным перспективам: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, развитие (рис. 1).

Рис. 1. Перспективы сбалансированной системы показателей

Являясь инструментом, позволяющим трансформировать стратегию организации в исчерпывающий набор показателей деятельности, методология BSC позволяет проводить целенаправленный мониторинг деятельности компании, прогнозировать и упреждать появление проблем, контролировать наиболее существенные финансовые и нефинансовые показатели деятельности компании.



Применение сбалансированной системы показателей для ИТ-компании

Сбалансированная система показателей может быть представлена в виде стратегической карты, где иерархия взаимоувязанных целей, распределенных по четырем перспективам, отображает стратегию руководства компании в достижении глобальной цели. Важной составляющей стратегических карт являются причинно-следственные связи, показывающие присущую бизнесу компании логику, следование которой должно привести ее к успеху (достижению цели). Выбор показателей и установление связи между ними имеет смысл в контексте достижения целей компании. ИТ-компания ориентирована на оказание качественных услуг по разработке и внедрению программного обеспечения, а также связанных с этой деятельностью дополнительных услуг.

Стратегическая карта показывает возможность достижения главных целей компании, таких как рост стоимости и прибыльности компании через достижение промежуточных целей, например, повышение квалификации сотрудников, повышение эффективности управления проектами и др. Оценить степень

достижения цели можно благодаря связанным с ней показателям, которые связаны с выполнением определенных бизнес-процессов. Накапливая знания о достижении целей компании через реализацию бизнес- процессов, можно судить об эффективности принятых решений по значениям ключевых экономических и нефинансовых показателей, полученных в различные периоды деятельности компании. Тот факт, что использование накопленных в компании знаний оказывает существенное влияние на повышение эффективности ее деятельности, говорит о необходимости включения в стратегическую карту показателей выполнения бизнес-процессов управления знаниями.

С другой стороны, деятельность проектно-ориентированных компаний построена на выполнении проектов, чаще всего, не связанных между собой, каждый из которых преследует свои цели. Если в соответствии с принципами системного подхода рассматривать предприятие и проект как объекты управления, то окажется, что у них много общего  наличие стратегических, тактических и оперативных целей и свидетельствующих об их достижении набора показателей, наличие организационной структуры управления, а также последовательность взаимосвязанных бизнес-процессов, требующих использования разного рода ресурсов. Поэтому для проектно- ориентированных компаний авторы предлагают разрабатывать ССП на основе выполняемых ею проектов. Устойчивость к изменениям для ССП проектно- ориентированной компании определяется количеством однотипных проектов, для каждого из которых может быть разработана частная типовая ССП, настраиваемая в зависимости от внешних и внутренних

условий реализации конкретного проекта.

Так, например, для проектно- ориентированных компаний вопросы оценки эффективности их деятельности стоят особенно остро в связи с непредсказуемостью реализации проектов в силу их специфики  уникальности решаемых задач, применяемых технологий и конечных результатов.

Сбалансированная система показателей для проекта.

Проект является сложным динамическим объектом управления, иерархическую структуру которого можно рассматривать не только с позиций последовательной детализации стадий его выполнения, но и с позиций совокупности областей знаний, включающих процессы, практики, входы, выходы, инструменты и методы.В PMBoKопределено 10 областей знаний, каждая из которых может быть рассмотрена как отдельная подсистема управления проектом со своим набором целевых показателей, управляющих воздействий и методов управления (табл. 1).

Области знаний управления проектами с целевыми показателями

Область знаний

Основные процессы

Цели

Основные целевые показатели

управление интеграцией проекта

  1. Разработка устава проекта;

  2. разработка плана управления проектом;

  3. руководство и управление работами проекта;

  4. управление знаниями проекта;

  5. мониторинг и контроль работ проекта;

  6. интегрированны й контроль изменений;

  7. закрытие проекта или фазы

  1. обеспечение согласованности установленных сроков поставки продукта;

  2. предоставление плана управления проектом для достижения целей проекта;

  3. обеспечение создания и исполь- зования знаний, необходимых для осуществления проекта и получен- ных в ходе его исполнения;

  4. управление ходом работ и изменениями операций;

  5. принятие решений в отношении ключевых изменений, влияющих на проект;

  6. измерение и мониторинг прогресса проекта, а также выполнение необходимых действий для достижения целей проекта;

  7. сбор данных о достигнутых результатах, анализ данных и доведение информации до заинтересованных сторон;

  8. завершение всех работ и формальное закрытие проекта;

  9. управление переходом от фазы к фазе.

  1. количество итераций при разработке плана проекта (min);

  2. удовлетворенность участников полнотой предоставляемой информации (max);

  3. степень доступности информации о ходе выполнения фаз проекта (max)

управление содержание м проекта

  1. планирование управления содержанием;

  2. сбор требований;

  3. определение содержания;

  4. создание иерархической структуры работ;

  5. подтверждениеи контроль

содержания;

  1. оптимизация масштаба проекта;

  2. построение непротиворечивой системы требований;

  3. выбор и использование формализованной методологии управления проектами

  1. количество изменений в содержании проекта в течение жизненного цикла (min);

  2. количество доступных методологий управления проектом;

  3. степень типизации требований к продукту проекта

управление закупками проекта

  1. планирование управления закупками;

  2. проведение закупок;

  3. контроль закупок

  1. закупка качественной продукции;

  2. сокращение сроков закупок;

  3. применение современных методов управления логистикой и цепочками поставок

  1. количество рекла- маций поставщикам на некачественную продукцию;

  2. количество заказов с сорванными сроками

поставки

управление стоимостью проекта

  1. планирование управления стоимостью;

  2. оценка стоимости;

  3. определение бюджета;

  4. контроль стоимости

  1. выполнение работ в рамках заданного бюджета;

  2. применение современных

методик оценки и контроля стоимости

  1. индекс освоения затрат;

  2. индекс исполнения

расписания;

  1. освоенный объем;

  2. запланированный объем на период;

  3. фактическая стоимость работ за период

управление расписание м проекта

  1. планирование управления сроками;

  2. определение операций;

  3. определение последовательности операций;

  4. оценка длительности операций;

  5. разработка расписания;

  6. контроль расписания.

  1. минимизация отклонений проекта от согласованного расписания;

  2. составление гибкого расписания проекта с учетом занятости членов проекта в других проектах и работах;

  3. оптимизация загрузки ресурсов

  1. процент просроченных работ;

  2. процент работ, выполненных с опережением;

  3. количество работ с несколькими исполнителями;

  4. частота проведения контроля соблюдения расписания;

  5. степень жесткости расписания;

  6. количество перегру- женных ресурсов;

  7. степень перегрузки ресурсов

управление

качеством проекта

  1. планирование

управлением качеством;

  1. обеспечение качества;

  2. контроль качества

  1. достижение заданного уровня

качества продукта проекта;

  1. соответствие современным стандартам качества;

  2. соответствие требованиям заказчика

  1. стоимость качества;

  2. количество процедур контроля качества продукта;

  3. процент отклонений от запланированного уровня качества в

готовом продукте

управление ресурсами проекта

  1. планирование управления ресурсами;

  2. оценка ресурсов;

  3. приобретение ресурсов;

  4. развитие команды;

  5. управление командой;

  6. контроль ресурсов

  1. оптимизация ресурсов проекта;

  2. назначение сотрудников и распределение объемов работ в проекте с учетом всех заданных ограничений;

  3. выбор опытного руководителя проекта;

  4. создание развитой системы мотивациикоманды проекта

  1. уровень квалификации исполнителей;

  2. количество (процент) сертифицированных сотрудников;

  3. количество (процент) оборудования, соответствующего требованиям;

  4. уровень совместимости членов команды;

  5. количество запасов материалов

управление коммуника- циями проекта

  1. планирование управления коммуникациями;

  2. управление коммуникациями;

  3. мониторинг коммуникаций

  1. разработка стратегии по обеспечениюрезультатив-ности взаимодействия для заинтересованных сторон;

  2. реализация стратегии информационного обеспечения.

  1. количество форм взаимодействия между участниками проекта;

  2. степень удовлетворенности системой коммуникаций

Область знаний

Основные процессы

Цели

Основные целевые показатели

управление рисками проекта.

  1. планирование управления рисками;

  2. идентификация рисков;

  3. качественный анализ рисков;

  4. количественный анализ рисков;

  5. планирование реагирования на риски;

  6. реагирование на риски;

  7. мониторинг рисков

  1. разработка стратегии управления рисками;

  2. минимизация рисков;

  3. учет рисков в расписании и бюджете проекта;

  4. выбор методов управления рисками

  1. степень устойчивости проекта к рисковым событиям;

  2. величина резерва (временного, ресурсного, финансового);

  3. вероятность наступления риска;

  4. степень тяжести воздействия риска;

  5. величина потерь/выигрыша от воздействия риска

управление заинтересов анными сторонами проекта

  1. идентификация заинтересованных сторон;

  2. планирование вовлечения заинтересованных сторон;

  3. управление вовлечением заинтересованных сторон;

  4. мониторинг вовлечения

заинтересованных сторон

  1. вовлечение высшего руководства заказчика в проект;

  2. вовлечение пользователей в проект;

  3. приоритизация заинтересованных сторон

  1. степень удовлетворенности заинтересованных сторон от участия в проекте;

  2. количество конфликтных ситуаций за период;

  3. степень влияния заинтересованных сторон на проект;

  4. приоритет заинтересованной стороны

Построение стратегической карты на базе системы сбалансированных показателей подразумевает назначение лиц, ответственных за достижение целевых значений показателей, а также за ввод корректных значений и контроль исполнения процессов. Это позволяет сформировать матрицу ответственности участников проекта, что, в свою очередь, поможет определить степень загрузки исполнителей при выполнении процессов, связанных с различными областями знаний




Дата: _________

_________ ___________________

(подпись) (ФИО обучающегося)










Директору Института

Информационных технологий

Косареву С.А.__

(указать Ф.И.О.)







от ____________________________

(Ф.И.О. ответственного лица

от Профильной организации)



СПРАВКА1
Дана __________________________________________________________в том, что

(Ф.И.О. обучающегося полностью)

он(а) действительно проходил(а) производственную практику (научно-исследовательская

(наименование вида и типа практики)

работа) 4 семестр 6_недель в___________________________________________________

(количество недель) (наименование Профильной организации)

_____________________________________________________________________________________________

с «__» _______________ 20__ г. по «__» _______________ 20__ г.

Обучающийся(аяся) _________________________________________ успешно прошел(а)

(фамилия, инициалы обучающегося)

инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, после чего был(а) допущен(а) к выполнению определенных индивидуальным заданием видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

К должностным обязанностям и поставленным задачам в соответствии с индивидуальным заданием практикант относился добросовестно, проявляя интерес к работе. Порученные задания выполнил в полном объеме в установленные программой практики сроки.


Ответственное лицо от Профильной организации

М.П. (при наличии)

_________________ ________________

(Ф.И.О.)(подпись)


«___» _____________ 20__ г.


Аттестационный лист

__________________________________________________________________________________,

(Ф.И.О. обучающегося)

обучающий(ая)ся _______2_________ курса заочной формы обучения

(указать курс) (очной, очно-заочной, заочной)

группы ______________ по направлению подготовки/ специальности 09.04.03 Прикладная______

(шифр группы) (код, наименование направления

информатика, профиль/ специализация Управление информационными технологиями в