Файл: Образовательная программа Государственное управление и государственная служба (с углубленным изучением иностранных языков и правовых дисциплин).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Институт государственной службы и управления

Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Образовательная программа «Государственное управление и государственная служба (с углубленным изучением иностранных языков и правовых дисциплин)»


БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
«НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В рф: КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА»
Автор:

обучающийся группы ОБ14-4

очной формы обучения

____________________________ (подпись)

Турчин Василий Владимирович

Руководитель:

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук

_____________________________

(подпись)

Шавлохов Алан Карлович

Москва, 2018 г.


СОДЕРЖАНИЕ



Введение............................................................................................................

3

1. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности......

6

1.1. Понятие национальной безопасности и ее сферы......................

6

1.2. Национальные интересы России: понятие и виды....................

16

1.3. Угрозы и источники угроз объектам национальной безопасности...................................................................................................


30

2. Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности России..............................................................................................................


37

2.1. Конституционно-правовая сущность национальной безопасности................................................................................................


37

2.2. Конституционная безопасность государства................................

42

3. Правовая политика Российской Федерации в сфере национальной безопасности...............................................................................................


45

Заключение.................................................................................................

59

Список использованных источников.............................................................

64




ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что за последнее десятилетие в России произошли значительные изменения в осмыслении проблемы национальной безопасности и становления конституционных правовых основ обеспечения национальной безопасности современного российского государства. Развитие концептуальных и конституционных основ обеспечения национальной безопасности России нашло отражение в доктринах и нормативно-правовых актах, которые официально приняты и действуют в настоящее время. Главную роль в определении конституционных правовых основ обеспечения национальной безопасности современного российского государства играет ее Конституция.

Конституция РФ выступает одновременно основой и источником правовых норм в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Уже в ее преамбуле установлены базисные принципы формирования государственности в России, ее развития и функционирования, которую волеизъявлением образует народ. Так, в ней установлено, что Конституцию принимает многонациональный народ, который соединен общей судьбой на своей территории. Это значит, что имеет место население и определенная территория, которые соединены вместе. Ведь население и территория выступают основой национальной безопасности, так как люди, формируя государство, становятся нацией.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года. Стратегия признается основным документом планирования развития системы обеспечения национальной безопасности России, в котором изложены порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Это основа для конструктивного взаимодействия органов власти государства, юридических лиц и общественных объединений для защиты национальных интересов России и обеспечения безопасности человека, общества и государства.

В работе также рассматривается процесс формирования, развития и закрепления в политической жизни Российской Федерации понятия «национальная безопасность», через призму осознания надобности совершенствования и организации безопасности государства, как структурной системы, и как функциональной цели правового государства.



Предметом исследования является национальная безопасность Российской Федерации, ее Концепция и структура. Объектом работы являются правовые нормы, в том числе утратившие силу, международно-правовые и нормативно-правовые акты зарубежных государств; научные труды отечественных ученых, позволяющие раскрыть исследуемые вопросы.

Исследование показало, что проблема имеет среднюю степень разработанности в науке. Отдельно можно отметить научные труды таких авторов, как И.Б. Кардашова, Савицкий А.Г., В.С. Хижняк, Я.В. Цитович, Г.В. Лисовская, В.А. Хажироков, А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев, А.Г. Кравченко. Особо интересным представились исследования А.С. Миловидовой, которая проводит технико-юридический сравнительно-правовой анализ новой стратегия национальной безопасности России; С.С. Санниковой, которая раскрывает понятие и сущность угрозы национальной безопасности государства и мер по борьбе с ними.

Нормативную базу составили в первую очередь Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, Федеральный закон от 28 декабря 2010 года "О безопасности", Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 года "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", а также прочие нормативно-правовые акты, позволяющие раскрыть тему исследования. Нормативно-правовые акты, утратившие силу были использованы для ретроспективного анализа исследуемой проблемы. Акты зарубежных государств рассмотрены с целью сравнительно-правового анализа предмета исследования.

Методологической основой являются диалектический метод познания, а также используемый на его базе ряд частно-научных методов: исторический, сравнительно-правовой анализ, аналогия, обобщение, описание.

Практическая значимость работы состоит в возможном применении выводов исследования в учебной и научной деятельности.

Целью работы является исследование национальной безопасности Российской Федерации, ее Концепции и структуры. Цель работы предопределила постановку следующих задач:

- раскрыть понятие национальной безопасности и ее сферы;

- рассмотреть понятие и виды национальных интересов России;

- раскрыть понятие и источники угрозы объектам национальной безопасности;

- проанализировать конституционно-правовую сущность национальной безопасности;

- раскрыть понятие конституционной безопасности государства ;

- проанализировать правовую политику Российской Федерации в сфере национальной безопасности;

- систематизировать исследованный материал.


Структурно работа состоит из трех глав, поделенных на параграфы. Главы исследования соответственно посвящены концептуальным основам обеспечения национальной безопасности, конституционно-правовому обеспечению национальной безопасности России; правовая политике Российской Федерации в сфере национальной безопасности.

1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Понятие национальной безопасности и ее сферы
В период после распада Союза Советских Социалистических Республик на уровне законодательства впервые понятие национальной безопасности было установлено в Законе РФ от 05 марта 1992 года "О безопасности"1. Так, безопасностью именовалось состояние защищенности важных интересов человека, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Законодатель подчеркивал именно жизненно важные интересы. При этом под ними подразумевалась сумма потребностей, удовлетворение которых нерушимо обеспечивает возможности и существование прогрессивного развития человека, государства и общества.2

Указанным нормативно-правовым актом к главным объектам безопасности были отнесены:

- человек - его свободы и права;

- общество и его духовные и материальные ценности;

- государство, в частности его конституционный суверенитет, строй и целостность территории.

В науке предлагаются различные определения национальной безопасности. Исследуемое понятие, которая появилась в политологической и правовой литературе недавно, имеет давнюю историю, которая уходит корнями в Новое время. В частности, Концепции общественного договора Гоббса, Спинозы обосновывают заключение договора соображениями общей безопасности, которой угрожает безначалие состояния.3

В противоположность Аристотелю и Гуго Гроцию Гоббс раскрывает личность, как существо эгоцентричное и антисоциальное, представляя государство и общество как производное от интересов человека. Считая, что в итоге грехопадения сущность человека искажается страстями тщеславия и эгоизма, люди живут из принципа "человек человеку волк". Личность в обществе ищет свое благо, но не чужое. Меж людьми, которые не сдержанны властью, господствует обоюдный страх, который проистекает из страха зла. Гоббс отмечал, что доказательством этого служит то, что люди на пустырях носят оружие; в домовладении хозяева запирают двери; государства, даже в мирном состоянии, всегда вооружены. Причина таких опасений состоит в части в естественном равенстве людей, из-за которого даже самый слабый с легкостью может убить самого сильного, хоть и в соперничестве, но основном в стремлении к обретению благ, которыми все не могут пользоваться все сразу.
4

В соответствии с политической философией Гоббса в естественном состоянии природа предоставила все всем и каждому. В связи с этим произошла война всех против всех (bellum omnium contra omnes5), так как на всезде возникают столкновения, и все считают все дозволенным. Меж тем всеобщая война противоречит главному началу природы человека - самосохранению. Люди подвержены постоянной опасности и испытывают обоюдный страх. Для избавления таких зол, сильные пытаются подчинить себе слабых и превратить их в орудия защиты. Однако, поскольку человеческие силы по сути одинаковые, надежда на безопасность является непрочной.6

Война всех против всех вступает в противоречие с самой целью жизни человека, самосохранению, поэтому нужно искать мир, а когда нельзя обрести мир, необходимо искать хотя бы союзников в войне. Таким является естественный закон, иными словами предписание разума права. То есть, для того чтобы прекратить насилие и хаос, обеспечить безопасность и мир, люди заключают общественный договор и создают государственную власть. В противоположность естественному состоянию в государственном, гражданском состоянии, в которое люди переходят, для избегания вражды при помощи соглашения либо договора меж людьми, избирается глава либо верховный орган, который сможет обладать правами власти и положит окончит всеобщую войну. Такого правителя либо правящих Гоббс именовал сувереном.7

Суверен гарантирует свободу, являющуюся правом делать все, что не запрещается законом. Долгом суверена является хорошее управление народом. Поскольку добровольного согласия мало для стабильной безопасности, нужно подавлять всплески эгоизма общей волей, которая бы нацеливала отдельных людей к общей цели и их держала страхом наказания от действий, который нарушают мир. Суверен - это носитель указанной воли и гарант безопасности.8

Таким образом, государство в понимании Гоббса представляет собой единое лицо, воля которого, из-за договора многих, признается волей всех, поэтому употреблять способности и силы каждого для всеобщих защиты и мира. Собрание либо лицо, воле которого подчинены все остальные, именуется верховной властью; прочие называют подданные.

Таким образом, понятие безопасности включается в логику обоснования государства нового типа, то есть государства национального. Дело в том, пишут А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев и А.Г. Кравченко, что замысел национального государства, который появился в Новое время, в период времени с XVI по XVII века, предшествовал замысел империи-государства. Замысел того, что у нации должно иметься собственное государство, которое охватывает всю нацию, сформировался недавно.