Файл: Образовательная программа Государственное управление и государственная служба (с углубленным изучением иностранных языков и правовых дисциплин).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9

До буржуазных революций люди считали себя причастным не национальным государствам, а клану либо племени, городу- государству либо сюзерену, церкви, династическому государству. В течение веков политическим вектором являлось не национальное государство, а мировая империя, которая включала разные этнические группы и народы на базе общих цивилизации, религии. Так развивались Западная и Восточная Римская империи.

В Новое время замысел национального государства, где под нацией воспринималась, более договорная, политическая общность, нежели этническая группа, которая достигла в своем развитии необходимости своего государства, была очень востребованной для революционной перемены устройства государства, которое основано на сословной монархии, что в результате значительно повлияло на политическую организацию в обществе и привело к формированию политических свобод и прав.

Попытки рационально обосновать новый тип государственного, политического устройства, которое основано на республиканской форме правления, приводят к понятию национальной либо общей безопасности, которому в новой доктрине правового государства и общественного договора отведена роль базовой категории в развитии логики доктрины государства.

Суть замысла правового государства и общественного договора состоит в правовом, справедливом обеспечении безопасности лиц, которые входят в общественный договор. Именно для этого создается государство, издается Конституция, являющаяся писанным актом общественного договора.

Безопасность человека, общества и государства становится источником закона, права, правосудия, принуждения государства. Вот отчего почти все государства, которые провозгласили замысел правового государства, как государствообразующую идею, установили в конституциях ценность защиты прав личности, обеспечения его безопасности, как высшей ценности.

Понятие национальной безопасности в первый раз установлено встречается в Послании президента Соединенных Штатов Америки Т. Рузвельта Конгрессу 1904 года, в котором при обосновании захват части Панамского канала интересами безопасности национальной. Помимо этого, понятие национальной безопасность раскрывалось в Соединенных Штатов Америки в Законе о национальной безопасности 1947 года. Нормативно-правовой акт определяет ее как сумму задач внешней, внутренней и военной оборонной политики в интересах подхода к проблемам применения государством разнообразных методов во внешней политике.
10

Современные ученые, в частности А.В. Степанов, национальную безопасность государства расценивают как синоним военно-оборонной политики, как важной цели национальной безопасности именуют самосохранение нации как особенной культурной, политической, исторической общности, что подразумевало бы защиту строя государства, идеалов нации, традиций, образа жизни.11

До революции в отечественной правовой мысли понятие безопасности встречалось редко, поскольку обеспечение безопасности населения было предметом доктрины полицейского права, то есть это понятие относился к предупреждению опасности от угроз внутренних. Отсутствие безопасности, пишут А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев и А.Г. Кравченко, обуславливает гибель государства.12

М.Сперанский указывал, что общим предметом для правового урегулирования является создание общей безопасности имущества и лиц. Безопасность лиц и имущества является преимущественным и неотъемлемым достоянием любого человека в обществе.13

В Советского союза термин безопасности относился к состоянию защищенности государства социалистического от буржуазного империализма.

В период первых либеральных реформ в России в 1990-е годы появились работы, которые посвящены сути безопасности личности, общества и государства. А в политологической науке появился термин национальной безопасности в политологическом словаре, определяемый как категория политической науки, характеризующая состояние социальных институтов, которая обеспечивает их результативную деятельность по поддержанию реальных условий развития и существования человека и общества.14

Начиная с указанного временного периоды появляется большое число работ, которые посвящены понятию национальной безопасности. Одни ученые, в частности А.П. Кочетков, понимают под термином национальной безопасности систему факторов и условий, в которой государство как некая социальная политическая общность органично действует и развивается по внутренним законам, передавая управлению право стимулирования положительных сдвигов и тенденций, а также корректировать отрицательные отклонения, ограждая государство от внешних угроз

15, другие авторы, к примеру С.И. Петров, как состояние защищенности важнейших интересов человека, общества и государства от внешних и внутренних угроз, третьи, к примеру А.А. Шелахаев, как состояние защищенности человека, общества и государства от возможных внешних и внутренних угроз, достигаемое суммой действий органов власти государства, муниципалитета, общественных организаций и личности на базе законодательства в обеспечение единства, суверенитета и неделимости российской территории, стабилизации и следующего социального, экономического, духовного, нравственного развития.16

Имеют место и другие определения:

- состояние, которое обеспечивает достаточную финансовую и военную мощь нации для противления угрозам для ее существования, исходящим как из иных государств, так и внутри собственного государства17;

- реальная способность являться свободными от внешних опасностей18.

Некоторые вообще именуют национальную безопасность "нечетким символом", вовсе не имеющим конкретного значения.19

Это многообразие воззрений типично для определений гуманитарных наук, в особенности если учитывать отсутствие до сих пор одного мнения по поводу понятий "безопасность" и "нация": разные ученые вкладывают разный смысл в понятия. Дело в том, указывают А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев и А.Г. Кравченко, минимум два подхода к пониманию понятия нации:

- политический;

- этно-культурный.

Первый, который оформился в период буржуазных революций, под понятием "нация" имеет ввиду свободное политически-организованное общество. Поседний восходит к Гегелю и романо-германской школе XIX века. Согласно такого представления нация отражает народную культуру, судьбу, язык, основываясь на общее этническое происхождение.20

Принцип исторического развития, указывал Гегель - это национальный дух, в каждом столетии существует одна конкретная нация, которой вменяется обязанность миссии осуществить мир через стадию диалектики, которой он постиг. 21

Для правовой доктрины современности, которая насыщена либеральными приоритетами и ценностями, свойственно политическое восприятие нации как согражданства. То есть, в границах такого подхода имеет место российская нация, американская, французская и т.д. Безопасность человека, гарантированность защищенности его прав при этом воспринимается как высшая государственная ценность и цель. Не вдаваясь в критику этого понимания безопасности, нации, цели государственного бытия, необходимо отметить, что ценность национальной безопасности больше тысячи лет была одной из главных для населения на Руси, который формировал Федерацию с древних времен.


В идеологии государства на Руси имел место следующий смысл: князь несет бремя власти для спокойствия государства, его населения, церквей. Власть князя была не привилегией, а тяжким крестом, испытанием, которые необходимо было нести с терпением.22

Представляется, что для теории национальной безопасности Российской Федерации в силу культурной и исторической самобытности государства не принципиально разведение понятий государственной и национальной безопасности. Невзирая на то, что в либеральной юридической мысли государство и нация, государство и общество разводятся по различные стороны, не стоит забывать, что именно государство привело к объединению племен и создало Русское государство - особую цивилизацию, которая создана из неповторимого переплетения православной веры и славянской культуры.

Меж тем, в действующей в настоящее время Стратегии национальной безопасности Российской Федерации23 общественная и государственная безопасность определены как области национальной безопасности, поскольку базой для строения доктрины национальной безопасности принимается триада "человек, общество, государство".

Даже не взирая на то, что замысел различия государства и общества характерна для европейской и американской политической и правовой культуры, затруднительно найти угрозы человека отдельные от угроз населению и государству, либо угрозы государству вряд ли не причиняют вред безопасности общего. Оттого разделение на человека, общество и государство объекта национальной безопасности имеет условный характер, который необходим для моделирования результативной системы обеспечения национальной безопасности.
1.2. Национальные интересы России: понятие и виды
В методологическом отношении национальные интересы являются первоосновой инструментария анализа обеспечения национальной безопасности. Стремление к выяснению природы национального интереса обусловлено низкой степенью его разработки в науках общественных и фактическим отсутствием доктринальных исследований в праве.

Как отмечает В.С. Хижняк, ключевая вещь, к сожалению, которую больше десятилетия не получилось пробить, - это национальные интересы Российской Федерации24. Ныне требуется наиболее глубокое понимание категории национального интереса, которая, согласно политолога Э. Хейвуд, вообще не может иметь точного назначения.25 Как представляется, достижению сути национальных интересов способствуют во многом нормы формальной логики взаимно связанных понятий: интересы - потребности - национальные интересы - ценности.


В первую очередь, в большинстве учений можно выявить тесную связь интересов и потребностей личности. Потребность является надобностью, нуждой в чем-либо, требующей удовлетворения.26 Потребности – это основа активности живых существ, а потребности человека имеют особенную сущность, которая заключается в их общественной производственной обусловленности. В потребностях человека имеет место динамическое соотношение субъективного и объективного. Объективность определена ее существованием в реальности вне зависимости от воли и сознания личности как идеальный образ. Находя отражение в человеческом сознании, объективные потребности обретают субъективную форму существования для их осуществления в жизни.27

Системный подход к анализу бесконечных по своему качеству и количеству потребностей человека дает возможность выявить их особенности. Разные варианты дифференциации вырабатывали ученые советского периода. К примеру, В.А. Ядов - социальные, витальные (самоутверждение, самореализация).28

Ученые в Соединенных Штатах Америки выделяют фундаментальные физиологические потребности и высшие уровни - социальные, которые удовлетворяются при удовлетворении низших. Так, по А.Г. Маслоу, имеет место пять уровней:

- физиологические, которые проявляются в еде, воздухе воде и т.п.);

- в устойчивом положении в обществе;

- в дружеских и родственных связях;

- в уважении;

- в самореализации.29

В Конституции Соединенных Штатов Америки национальные интересы определяются как важнейшие желания и потребности нации.30

Таким образом, потребности - реальность, при помощи которой реализуется преобразование объективной нужды в субъективные требования. Потребности к интересу первичны и наиболее динамичные, имеют меняющиеся во времени качественные и количественные характеристики

Кроме того, понятие национального интереса производно от общей категории интереса (от латинского "interest" переводится, как имеющий значение, важность31). В словаре С.И. Ожегова интерес именуется, как потребности, нужды, намерение вникнуть в сущность, понять, разузнать32; у Даля, как важность, значение дела; внимание, которое возбуждено по отношению к кому(чему)-либо важному, значительному, полезному либо представляющемуся таким.33 Однако общий смысл интереса одинаковый - иметь определенное значение.

В социологии определяется как существующая в реальности причина социальных идей, действий и т.д., участвующих в них человек, групп человек