Файл: Iv городская межшкольная конференция я исследователь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует отметить, что мальчики наиболее высоко оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем - игры на ловкость, игры - приключения («Аркады»), игры типа «Стратегия»; наименее любимыми являются логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем - логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и, наконец, игры типа «Стратегия». «Аркады» предпочитают 23% опрошенных девочек и 54% мальчиков. Расхожее мнение о том, что мальчики в сравнении с девочками предпочитают более «агрессивные» игры, нельзя считать подтвержденным. Исследование показало, что девочки активно вовлечены в большинство популярных игр, которые традиционно считаются «мужскими».

Среди компьютерных игр особое место занимают Shooters (стрелялки), в них играть предпочитают и девочки (41 человек или 55% от общего числа играющих девочек (всего играют 74 девочки)), и большинство ребят (53 школьника или 85 % от общего числа играющих мальчиков (всего играют 62 мальчика)). Чаще всего ребята играют в: GTA, Half Life, Counter-Strike.

Ролевые приключенческие компьютерные игры нравятся 45 учащимся нашей школы (или 33 % от общего числа подростков, играющих в компьютерные игры), такие игры позволяют погрузиться в фантастический мир, стать участником интересных событий, выполнить какое-нибудь важное задание. Приключенческие игры могут быть аркадами и квестами. Аркады обычно требуют от игрока хорошей реакции, а квесты - предлагают разгадать тайну, не прибегая к оружию.




выбрано

подростками*

Игры

Карточные игры

35

Кинг, Косынка, Solitare, Hearts, Пасьянсы, Покер

Симуляторы

85

NFS, FIFA, NHL, GTA, Mafia

Стратегии

50

SIMS, Starkraft

Quest (Бродилки)

49

Wolf quest, Royal quest

Аркады

68

Tanki Online, Angry Birds, Minecraft

Shooters (Стрелялки)

103

Call of Duty, Point Blank, Conter Strike

Ролевые игры

45

Skyrim, Borderlands, Crossfire

* каждый подросток указывал в среднем 2-3 игры.

Количественный анализ предлагающихся игр по таблице представлен в виде диаграммы:



    

  Анализируя ответы на вопрос о подражании героям компьютерных игр, 90 учеников (66% от числа всех играющих) ответили отрицательно, но 33 подростка или 24% от общего числа играющих в компьютерные игры, ответили положительно, что не может не вызывать обеспокоенность, учитывая, что многие из ребят играют в игры, связанные с насилием.

На вопрос «Компьютерные игры, где есть сцены насилия, вызывают»:

  1. страх/желание прекратить игру/что еще ответило 23 ученика (17% от общего числа играющих в игры);

  2. ничего (равнодушие/безразличие/неприязнь/пропущен ответ на вопрос) – 94 человека (69% от общего числа играющих в игры);

  3. агрессию – 19 человек (14% от общего числа играющих в игры).



На мой взгляд, последние данные о количестве учеников, у которых сцены насилия вызывают агрессию, заслуживает особого внимания. Наличие в принципе данных сведений является сигналом о необходимости проведения консультаций среди учеников о степени негативного воздействия компьютерных игр, связанных с насилием, на психику подростков.

    Далее необходимо установить взаимосвязь между агрессией и видами компьютерных игр. Для определения зависимости между типом предпочитаемых игр и уровнем агрессивности, среди учеников был проведен опрос по форме анкеты (Приложение№2). Анкета содержит вопросы, в той или иной степени определяющие склонность подростка к агрессивному поведению.

Анализ ответов на вопросы анкеты, косвенным образом связанных с возможностью проявления подростком насильственных действий (например, ученик готов ударить в ответ) показал, что 80 учеников имеют склонность к подобным действиям, причем так ответили 39 девочек (42% от их общего количества) и 41 мальчик (59% от их общего количества). Следовательно, современное поколение девочек, к сожалению, практически не уступает мальчикам по степени проявления агрессивных действий.

Анализ ответов на вопрос анкеты, косвенным образом связанный с определением склонности учеников к азарту (например, подросток злится и продолжает играть в игру, несмотря на два проигрыша подряд) показал, что 82 ученика (51% от общего числа) имеют к ней склонность. Следовательно, отвечая на вопросы анкеты №1, ряд учеников немного слукавили, так как сведения данной анкеты отличаются от сведений анкеты № 2 на 10%.



Анализ ответов на вопросы анкеты, косвенным образом определяющие отношение подростков к своим родителям показал, что 70 учеников (43% от общего числа) готовы пойти гулять на улицу без разрешения на то обоих родителей. Причем наибольшее количество таких учеников обучаются в старших классах (9 -10 классы). Следовательно, здесь имеет место быть недостаточный контроль со стороны родителей и большая вероятность совершения подростками действий не надлежащего характера. При этом эти ученики имеют самую высокую долю из числа опрошенных по времени, которые они проводят за компьютерными играми (более 2 часов в сутки).

   Для определения взаимосвязи между уровнями агрессии и видами компьютерных игр, выбранных подростками, все испытуемые были разделены на две группы — ученики, которые играют  и не играют в жестокие игры.

   Затем я провела сравнительный анализ полученных данных с двух анкет и получила результаты наличия определенного уровня агрессии в группе подростков, играющих в игры с элементами насилия и практически отсутствие определенного уровня агрессии в группе подростков, играющих в добрые игры (результаты представлены в процентном отношении).  Из представленных данных видно, что  среди учеников,  предпочитающих играть в агрессивные компьютерные игры, показатель агрессивности в среднем достаточно высокий и в сумме составляет 75%. Среди наиболее популярных игр были названы: Call Duty, Sims, GTA и Minecraft. Испытуемые, предпочитающие играть в «миролюбивые» компьютерные игры, имеют низкие показатели агрессии.

 

Таким образом, полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что компьютерные игры агрессивного содержания оказывают влияние на формирование агрессивности подростков.

        Увлечение компьютерными играми может быть чревато негативными последствиями для ребенка: падением академической успеваемости, совершением  противоправных действий, серьезными отклонениями от нормы в поведении (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайними проявлениями), проблемами со здоровьем (головные боли, ухудшение зрения, проблемы с желудком), риском возникновения компьютерной тревожности.

Выводы:

        Большинство современных детей не представляют себе без компьютера ни учебу, ни досуг, проводя все свободное время возле монитора.

Влияние компьютера на детей может быть различным. При разумном  подходе, польза от детских компьютерных игр может быть явной: они помогают  расслабиться,  развивают у детей скорость реакции и логическое мышление,  дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию.


При неразумном увлечении компьютерными играми (длительное времяпровождение у монитора, чрезмерное увлечение жестокими играми) возможно негативное влияние на психическое и физическое здоровье школьников.

Компьютер в жизни испытуемых играет большую роль, так как все ребята имеют домашний компьютер и практически все ежедневно играют в компьютерные игры.

Уровень агрессивности учащихся 7-10 классов МОУ 102 г. Самары зависит от характера предпочитаемых компьютерных игр. Ученики, играющие в жестокие компьютерные игры, имеют более высокий уровень агрессии. При этом выбор игр практически не определяется половыми различиями подростков.

Таким образом, компьютерные игры являются одним из факторов формирования агрессивного поведения учеников.

Заключение.

Любой прогресс в науке или технике, наряду с ярко выраженными безусловно положительными явлениями, неизбежно влечет за собой и отрицательные стороны. Вопросы компьютеризации общества сейчас стоят в ряду множества факторов, влияющих на здоровье людей. Именно поэтому так важно оценить степень влияния информационных технологий на здоровье человека.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии, они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. А в этом поможет родительская культура, «знание врага в лицо», самообразование в этой области.


Тема насилия и агрессии становится все более актуальной в обществе. Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе за преуспевание. Этой замаскированной формой являются компьютерные игры. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в агрессивном поведении.

На сегодняшний день сложно прийти к однозначному мнению о влиянии информации из «всемирной паутины» на уровень агрессивности подростков. Вместе с тем, можно смело утверждать, что существующие средства контроля за получаемой информацией достаточно эффективны для осуществления надлежащего контроля со стороны родителей или иных проверяющих, при условии определенной грамотности в вопросах современных компьютерных технологий, в отношении не сложившейся личности ребенка и подростка. Подобный же контроль со стороны совершеннолетних индивидов является продуктом деятельности системы образования, в чьи функции входит формирование системы норм и ценностей, являющихся лучшим средством контроля, у ребенка в период взросления.

Таким образом, можно говорить о том, что у подростков, имеющих патологическое пристрастие к игре на компьютере, существует специфика проявления эмоциональных реакций. Результаты проведенного исследования показали значительную степень влияния компьютерных игр на развитие агрессивности у подростков. Возможность практического использования материалов моего исследования состоит в том, чтобы учитывать полученные результаты в психологическом консультировании подростков и их родителей, а также при разработке психокорректирующих программ.