Файл: I. Материал для исследования фонетической стороны речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Необходимые материалы для логопедического обследования.
I. Материал для исследования фонетической стороны речи.
-
Предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце). -
Речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки).
II. Материал для исследования фонематической стороны речи.
-
Картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие и т. д.). Материал для исследования лексики и грамматического строя речи. Предметные ми сюжетные картинки по лексическим темам. -
Картинки с изображением действий. -
Картинки с изображением разного количества предметов (стол – столы, диван - диваны и т. д.). -
Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина и т. д.).
IV. Материал для исследования состояния связной речи.
-
Сюжетные картинки. -
Серии сюжетных картинок (2,3,4,5) для разных возрастных групп.
V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза.
-
Речевой материал (предложения, слова различной звуко-слоговой структуры). -
Предметные и сюжетные картинки.
VI. Материал для исследования состояния письменной речи.
-
Тексты для чтения (различной сложности). -
Слоговые таблицы. -
Буквы. -
Тексты диктантов и изложений. -
Печатные и рукописные тексты для списывания.
Схема логопедического обследования
-
Общие сведения о ребёнке -
Строение органов артикуляции -
Обследование состояния мимической мускулатуры -
Общая моторика. Координация движений -
Обследование звукопроизношения -
Обследование фонематического слуха -
Обследование навыков звукового анализа -
Обследование понимания речи -
Обследование активного словаря -
Обследование грамматического строя речи -
Обследование самостоятельной речи -
Обследование письменной речи -
Обследование чтения
Состояние просодики
Объект исследования
Характер выполнения
Голос
Тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый
Темп речи
Быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный
Мелодико-интонационная окраска
Выразительная, маловыразительная, монотонная
Дыхание
Прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий
Обследование слоговой структуры слова
Цель исследования: выявления владения проговаривания слов со сложной слоговой структурой
1 - 2 класс
Инструкция: повторяй слова, предложения
- тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, регулировщик
- У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
Оценка:
1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение;
0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова):
- сокращение слогов (элизия) «молоток - моток»;
- упрощение, опускание слогов «стул - тул»;
- уподобление слогов (антиципации) «табуретка - татуетка»;
- добавление звуков, слогов (итерация) «комната - комонамата»;
- перестановка звуков и слогов «дерево — деверо»
- соединение частей двух слов (контаминация) «холодильница» - холодильник и хлебница
0 баллов — повторить не удаётся.
Обследование состояния функций фонематического слуха
Цель исследования: выявления уровня сформированности фонематических процессов
1 класс (первое полугодие)
Инструкция:
А) в каких словах есть звук [с]? - собака, машина, транспорт, зелёный, велосипед, мотоциклист
Б) назови слово со звуком [з]
В)покажи где бочка, а где почка; покажи где тапки, где шапки; покажи где миска, а где мышка.
Г) какой звук чаще всего встречается в в этом стихотворении:
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
1 класс (второе полугодие), 2 — 4 классы
Инструкция:
А) придумай слово со звуком [ч]
Б) какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении:
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
Оценка:
1 балл — правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;
0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки;
0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.
Материал для обследования звукопроизношения
1. Повторить или назвать по картинкам слова, выделяя заданный звук:
с —самосвал, санки, автобус, усы, страус;
с' —сенокос, сети, Вася, лось, апельсин;
з —завод, коза, звезда;
з' — газета, зима, земляника;
ц —цапля, солнце, палец, огурец;
ш —шапка, мышка, душ, мешок, шишка, чашка;
ж —жук, лужа, ножи, ножницы, жираф, жёлуди;
ч —чайник, качели, ночь;
ш, —щётка, клещи, плащ;
к —кукла, ветка, мак;
к' —кепка, букет;
г —гамак, вагон, город;
г' — гитара, агент;
х —хлеб, охотник, мох;
х' — хек, орехи;
л — лось, клумба, стол, пила, лодка, дятел, белка, лук;
л' — лента, колесо, уголь, пальто, лимон, люстра;
р —радуга, труба, забор, ручей, роща, ракета;
р' —река, абрикос, дверь, брюки, ремонт, верёвка, фонарь.
2.Повторить или назвать по картинкам слова сложной структуры:
Медведь, верблюд, трамвай, сахарница, проспект, велосипедист, ласточка, жаворонок, хворост, мотоциклист, аквариум, демонстрация, холодильник, перекрёсток, телевизор, регулировщик, градусник, артиллерист, милиционер, термометр, зажигалка, тренировка.
3.Повторить предложения, выделяя определенные звуки.
Собака ест мясо.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
На кухне холодильник.
Кате купили хомяка.
У Сашеньки шесть стекляшек.
Машинист сошёл с подножки.
У Зои железный зонт.
У Сонечки в сумочкечасики.
Яша ел сладкие яблоки.
Ёжик у ёлки наколол гриб на иголки.
Дети слепили снеговика.
Повар печёт блины на сковороде.
Водопроводчик чинит водопровод.
В аквариуме плавают золотые рыбки.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Материал для обследования фонематического слуха и навыков звукового анализа
1. Повторить на слух слоговые ряды:
са-за-са са-за-ца да-та-та
са-ца-са га-ка-ха ба-ба-па
зи-жа-жу ша-жа-са ка-та-ка
ша-жа-ша са-жа ша ча-чу-чи
ла-ра-ла ро-ро-ло ап-оп-уп
па-та-за ги-ми-би ум-ам-ом
Определить, в какой позиции (в начале, в середине, в конце слова) находится звук с, а, л, н и др.:
с —мост, санки, нос
а —аист, камень, звезда
л —угол, лось, слон
н —насос, балкон, ландыш...
Понимание обобщений. Назови одним словом:
Кровать, стул, диван, шкаф, кресло, стол...
Вилка, блюдце, нож, чашка, тарелка, кастрюля, сковородка...
Яблоко, вишня, груша, слива, персик, абрикос, банан...
Сапоги, туфли, тапочки, ботинки, кеды, босоножки, кроссовки...
Огурец, капуста, морковь, баклажан, лук, картофель, кабачок...
Ручка, альбом, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, ластик...
Берёза, клён, дуб, ель, сосна, ива, тополь, осина, липа...
Смородина, ежевика, малина, клубника, крыжовник...
Употребление антонимов.
веселый — ...
здоровый — ...
горький — ...
горячий — ...
узкий — ...
чистый — ...
острый — ...
Назвать детенышей:
у кошки — ...
у утки — ...
у собаки — ...
у медведя — ...
у свиньи — ...
у овцы — ...
у лисы — ...
у козы— ...
у тигра — ...
у лошади — ...
у курицы — ...
у коровы — ...