Файл: Доклад Применение активных методов обучения на уроках биологии и химии, как средство формирования познавательной активности учащихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕЧЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«Применение активных методов обучения на уроках биологии и химии, как средство формирования познавательной активности учащихся»

Подготовила:

Тавмурзева Альбина Магомедовна

преподаватель биологии и химии

ФГОС предъявляет высокие требования к уровню подготовки студентов в СПО. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого обучающегося находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни. 

Чтобы каждый обучающийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, следует уделить внимание активным методам обучения. Это предполагает не только использование современной техники и информационных технологий, но и изменение методики преподавания, использование новых форм взаимодействия преподавателя и обучающегося. Для глубокого усвоения материала и формирования новых знаний, умений и навыков требуются новые методы проведения уроков, в частности очень популярно внедрение таких форм активных занятий как дискуссия, круглый стол, деловая игра, самостоятельная работа с литературой, коллективная деятельность и т.д. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения студентов. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения студента к самой познавательной деятельности.

Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний, обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных обучающимися теоретических положений от умения применить их на практике. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. Из этой схемы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.


Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности обучающихся.

Исследования показывают, что именно на активных занятиях – если они ориентированы на достижение конкретных целей и хорошо организованы – обучающиеся часто усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя.

Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью.

Психологи убеждают, что познавательная активность обучающегося – качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием учебного заведения, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения преподавателя и стиль его общения с обучающимися на уроке, успеваемость и настроение самого обучающегося (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же обучающегося на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой преподаватель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать группу.

Действия преподавателя, которые побуждают к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации.

При активных методах все обучающиеся группы на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием, внимательно слушают – думая, наблюдают – думая, читают – думая, выполняют практические задания – думая. Итак, активными методами можно считать только те, которые побуждают к активному, старательному учению именно всех обучающихся группы, не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных, ленивых.

 



Формы работы, повышающие уровень активности обучения

 

  • Проблемные вопросы, проблемные ситуации

  • Использование различных форм учебной работы (групповые, индивидуальные, фронтальные бригадные, парные,  и др.).

  • Применение нетрадиционных форм проведения уроков (проектные занятия, урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок)

  • Использование игровых форм.

  • Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).

  • Исследовательская деятельность

 

В современной педагогике и, в частности, в обучении биологии, химии в условиях СПО используются следующие методы: 

Словесные: 
а) Метод дискуссии – по вопросам преподавателя или студентов, требующих размышлений, обучающиеся на уроке свободно высказывают и внимательно слушают мнения выступающих. 
б) Метод самостоятельной работы с учебником - все обучающиеся самостоятельно без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию читаются учебник и преобразовывают текст в план, таблицу, схему и другие формы записи в тетрадях. Такой метод доминирует на особом типе урока – при изучении нового легкого материала без предварительного объяснения его преподавателем. 
в) Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами - все обучающиеся самостоятельно, без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию выполняют письменно – графическую работу по биологии, химии творческого характера, используя тексты и другие дидактические материалы в нескольких вариантах. 
г) Метод эвристической (поисковой) сократической беседы – обучающиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний в процессе дискуссий, коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключений, опираясь на свои знания. 
д) Метод проблемного изложения
– проблемные вопросы решает сам преподаватель, размышляя вслух и этим побуждая во время рассказа аудиторию к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию знаний. 
е) Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач – все обучающиеся по заданию преподавателя самостоятельно решают расчетные и логические задачи по аналогии или творческого характера. Использование задач для закрепления знаний позволяет в новом аспекте рассмотреть изученный материал, активизировать познавательную деятельность обучающихся. 
Наглядные: 

Частично поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями – обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения кино-, диафильмов, слайдов, теле-, видеофильмов. 
Практические: 
В последнее время все большее распространение получают такие типы занятий, как занятия – лекции, занятия – семинары, тематические зачеты.
 
Итак, успех решения учебно-воспитательных задач, уровень познавательной активности обучающихся в большей степени зависят от использования на уроках методов, методических приемов и средств обучения. Поэтому, выбор методов, приемов и средств обучения, повышающих эффективность учебной деятельности, следует рассматривать как одно из важнейших требований к уроку. При выборе методов и средств обучения следует учитывать различные факторы:
 
Содержание учебного материала;
 
Поставленные перед преподавателем задачи на урок;
 
Оснащенность кабинета биологии учебным материалом;
 
Наличие раздаточного материала.
 
Все это даст возможность по мере овладения биологическими, химическими понятиями создать необходимую базу для их дальнейшего использования, вооружения обучающихся учебными умениями, включить их в познавательную деятельность.
 
Применение компьютера на уроках - метод организации активной и осмысленной работы обучающихся, делающие занятия более наглядными и интересными.


Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до обучающихся огромный поток информации. При этом у них развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.
 
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, химии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
 
В юношеском возрасте наиболее высока потребность обучающихся СПО к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.
 
Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии, химии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования педагога и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам.


Таким образом, современные возможности при преподавании биологии, химии в условиях СПО способны оптимизировать совместную деятельность педагога и обучающихся, активное включение последних в учебную деятельность, а значит, более простое, но при этом качественное накопление ими тех знаний, умений и навыков, которые позволят успешно реализоваться выпускникам в профессиональной сфере.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. — Краснодар, 2000. 352 с.

2.Зверева Г.Ю. Развитие у обучающихся мотивации к учению // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 787–792.

3. Бондарук М.М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы - Изд. Учитель: Волгоград, 2007.

4.Высоцская М.В. нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах - Изд. Учитель: Волгоград, 2004.

5.Иванов Д.А. Управление качеством образовательного процесса.- № 6, 2007.

6.Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии.- Москва, Просвещение.- 1989 .