Файл: Образ ритора. Коммуникативные намерения. Требования к поведению говорящего и слушающего.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обаяние — умение быть естественным. Проявление обаяния в речи и манере держаться состоит в умении отказаться от чужого, наносного, «не своего». Еще Аристотель говорил о том, что речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту. Свое согласие с Аристотелем выражал в «Кратком руководстве к риторике ...» М. Ломоносов.
Артистизм — умение, проявляя чувство меры, общаться с окружающими активно и с игровой установкой. Без творческой, игровой установки речевое общение многое теряет, становится механическим, неинтересным, унылым. Мастерство ораторской игры заключается в гармоничном сочетании стремления к индивидуализации и желания «быть как все», не нарушать общепринятых рамок поведения. Психологи установили, что популярность у публики создается, если отчетливо проявляются сразу две тенденции в речевом поведении оратора: стремление к индивидуализации и стремление «быть как все», не выходя за пределы выразительности поведения. Последовательность поведенческих факторов, влияющих на популярность ораторов у аудитории, выглядит так:
-
внешность (общий облик, одежда, манера держаться); -
подчеркнуто женственная манера речи и всего поведения у женщин и мужественная — у мужчин; -
выраженность индивидуальных черт — выразительность поведения, его экспрессивность и эмоциональность, при соблюдении общепринятых границ.
Дружелюбие — одно из основных условий успеха общения и действенности речи.
Искренность во многом определяет действенность речи, ее убеждающую силу. «Ораторская честность» оценивается адресатом безошибочно и немедленно. Нечестность же проявляется не только в поведении во время речи (интонация, взгляд, мимика и пр.). Ее легко обнаружить и по более объективным признакам: бездоказательности суждений, недостаточной подтвержденности тезисов примерами и фактами, необоснованности выводов, плохой подготовке к выступлению. Такая речь выдает либо незнание говорящим своей темы, некомпетентность, либо намерение представить предмет предвзято, а значит, ввести в заблуждение.
Объективность. Чтобы речь была убедительной, нельзя игнорировать взгляды и концепции, которые противоречат вашим. Существует этика речевого общения, в частности ораторская этика, которая гласит, что с аудиторией необходимо разговаривать на равных.
Увлеченность предметом речи, живая, неподдельная заинтересованность в нем — одно из важнейших условий успеха. Без нее даже хорошо построенное выступление теряет смысл.
Уверенность. Нередко возникают такие ситуации, когда наблюдается неравноправие участников по отношению к речи, особенно ясно выражена такая иерархия при ораторской, публичной речи: право голоса на определенное условленное время передается оратору; аудитория должна выполнять собственную роль. Таким образом, право на речь в определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей.
4. Требования к поведению слушателя
Поведение слушателя совсем незначительно отличается от поведения говорящего. Во время формирования целостного вербального эпизода во всех его разнообразных взаимосвязях мы должны учитывать, что слушатель делает нечто большее, нежели просто играет роль аудитории, усиливает вербальное поведение говорящего или реагирует на него невербальными способами. Иными словами, когда он слушает, то также демонстрирует вербальное поведение. Так как большая часть поведения слушателя происходит скрыто, легко поверить, что слушатель просто пассивно получает и обрабатывает информацию от говорящего. Тем не менее, с точки зрения поведения, слушатель не является пассивным реципиентом, что подразумевает рецептивную речь; слушатель постоянно активен, демонстрирует вербальное поведение по отношению к другим говорящим, как и они к нему (или к ней). Это становится особенно очевидно, когда мы признаём, что люди, становясь слушателями, одновременно становятся и говорящими и для других, и для самих себя [1].
Одна из форм вербального поведения, вероятно, очень важная в процессе слушания – эхоическое поведение. Когда человек слушает или обращает внимание на что-то, то о повторяет про себя то, что слышит. Предположение о том, что эхоическое поведение связано с тем, что называется слушанием, отчасти, поддерживается исследованиями и теориями в области когнитивной психологии и нейронауки. Наиболее популярная модель рабочей памяти состоит в том, что фонологическая петля, которая состоит из кратковременного хранилища фонологического материала и процесса артикуляторного повторения, функция которого заключается в сохранении разрозненных образов в хранилище. Самая важная функция фонологической петли состоит не в «том, чтобы запоминать знакомые слова, а в том, чтобы… генерировать более длительный образ краткого и нового речевого события – т.е. новое слово». Таким образом, хронологическая петля является когнитивным эквивалентом эхоического поведения.
Эхоическое поведение также связано с совместным контролем. В своей простейшей форме совместный контроль возникает, когда вербальное поведение одной топографии создается одновременно двумя источниками стимульного контроля.
Интравербальное поведение — это вид поведения, при котором слушание не совпадает в точности с вербальными стимулами, продуцируемыми говорящим. Когда человек слушает кого-то, некоторые эхо-реакции могут выступать в роли отличительных стимулов для интравербальных реакций, которые, в свою очередь, могут и обусловливать новые вербальные поведения, и продуцировать другие интравербальные реакции, как относящиеся к тому, что говорит оратор, так и не имеющие к этому отношения. Во втором случае процесс слушания оратора прекращается, и слушатель становится и оратором, и собственным слушателем. Интравербальное поведение, возможно, так же важно в более сложных формах слушания, например, в тех случаях, когда человек мыслит абстрактно, делает выводы, сравнивает, оценивает, экстраполирует и т.д. [1]
Заключение
Образ ритора — многогранное понятие. Он может варьироваться в зависимости от цели публичного высказывания, таким образом оратор доносит до аудитории информацию в том виде, котором видит её сам или в котором считает нужным её преподнести. Но при этом речь и поведение ритора должны соответствовать определённым параметрам, что способствует установке взаимоотношений со слушателями.
Именно поэтому оратору необходимо тщательно подойти к формированию своего образа, уделить время не только подготовке текста, но и своему поведению перед слушателями.
Список литературы:
-
Schlinger HD. Listening is behaving verbally. Behav Anal. 2008 Fall;31(2):145-61. -
Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2018 – 290 с. -
Аристотель. Риторика (перевод с древнегреческого и примечания О.П. Цыбенко, под ред. О.А. Сычева и И.В. Пешкова). Поэтика (перевод В.Г. Апельрота под ред. Ф.А. Петровского/ Комментирующая статья В.Н. Марова). Изд. 2, переработанное. Москва: Лабиринт, 2005. 256 с. -
Балычева М.Б. Риторика и теория аргументации. Москва 2020-53 с. -
Беседина, Н.А. Семантическое содержание высказывания как средство реализации коммуникативного намерения говорящего / Н.А. Беседина ; БелГУ // Единство системного и функционального анализа языковых единиц : материалы междунар. конф., Белгород, 12-13 окт. 1999 г. / БелГУ ; отв. ред. С.А. Моисеева. - Белгород, 1999. - Вып.IV.-С. 128-133. -
Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2007.460 с.; Шипунов С.А. Харизматичный оратор: руководство по курсу «Словесная импровизация». М., 2009. 288 с. и др. -
Волков А. А. Основы риторики. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003 г. - 304 с.