Файл: Кафедра энергетики и транспорта задания и методические указания к выполнению курсовых проектов по дисциплине техническая эксплуатация автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Екатеринбург
РГППУ
2022
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально- педагогический университет»
Кафедра энергетики и транспорта
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ по дисциплине
«ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ»
Уровень высшего образования бакалавриат
Программа подготовки бакалавриат
Направление подготовки
44.03.04 Профессиональное обучение
(по отраслям)
Профиль подготовки
«Автомобильный транспорт»
Автор(ы): канд. техн. наук, доцент К.В. Лялин
Заведующий кафедрой
А.О. Прокубовская
ДОКУМЕНТ
ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
Сертификат
: 2FF4095D1500DC80EC115E890537DD9E
Владелец
:
Прокубовская
Алла
Олеговна
Действителен
: с
09.02.2022 до
01.02.2023

ВВЕДЕНИЕ
Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии во многом определяется уровнем развития производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта, оснащенной современным технологическим оборудованием, средствами диагностирования, технического обслуживания и ремонта.
Развитие производственно-технической базы автомобильного транспорта неразрывно связано со строительством новых, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, что требует от обучаемых знаний основ технологического проектирования автотранспортных предприятий.
Дисциплина «Техническая эксплуатация автомобилей» способствует систематизации разносторонних знаний студентов, развитию умения целенаправленно использовать их в курсовом и дипломном проектировании, а также при решении практических задач на производстве.
При изучении дисциплины рекомендуется придерживаться оп- ределенной последовательности в работе:

ознакомиться с рабочей программой и методическими указа- ниями;

изучить материал дисциплины по рекомендуемой литературе;

в соответствии с заданием выполнить курсовой проект.
Изучение дисциплины и выполнение курсового проекта позволяют будущему специалисту получить необходимые знания основ технологического проектирования АТП, развития их производственно- технической базы.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА
Цель курсового проекта - углубление и закрепление теоретических знаний по решению инженерных задач, связанных с организацией, технологическим проектированием производственно-технической базы,

разработкой технологических процессов обслуживания и ремонта автомобилей, механизацией работ ТО и ТР.
Курсовое проектирование направлено на развитие у студентов навыков самостоятельной работы по планировке производственных зон и участков
АТП, обоснованному подбору и размещению технологического оборудования, разработке вопросов организации и технологии работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, определению технико- экономических показателей и эффективности разрабатываемых мероприятий.
В основе тематики курсовых проектов лежат вопросы проектирования и реконструкции АТП с учетом прогрессивных методов ТО и ремонта, а также технической и экономической рациональности в осуществлении планировочных решений структурных подразделений предприятий. В связи с этим студент должен глубоко изучить производственную структуру АТП, состояние ПТБ, технологические процессы ТО и ремонта автомобилей, организацию производства.
Тема курсового проекта выдается студенту с индивидуальным заданием, в котором указываются: наименование темы, разрабатываемые вопросы и сроки выполнения.
Курсовой проект выполняется в соответствии с индивидуальным заданием и графиком работы, выданным руководителем проекта. Сроки выдачи задания, сдачи готовых материалов руководителю и защита проекта определяются учебным планом.
Студент выполняет проект самостоятельно и несет ответственность за правильность расчетов, качество разработок и графический материал.
Разработка графической части проекта должна проводиться параллельно с составлением пояснительной записки, так как выбор тех или иных планировочных решений необходимо проверить и уточнить расчетами.
Заключительным этапом работы над проектом является окончательное оформление пояснительной записки.

Выполненный в полном объеме курсовой проект направляется на проверку руководителю, который решает вопрос о его допуске к защите.
После устранения всех отмеченных руководителем недостатков студент защищает курсовой проект перед комиссией. Состав комиссии и порядок ее работы утверждает заведующий кафедрой. Для доклада и ответов на вопросы по проекту студенту предоставляется 10 - 12 минут.
Оценку при защите проекта выставляют за обоснованность и ра- циональность принятых при проектировании решений, глубину пред- ставленного материала, уровень знаний по дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей».
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Курсовой проект должен содержать пояснительную записку объемом
35 - 40 страниц машинописного текста и графический материал.
Пояснительную записку выполняют в соответствии с индивидуальным заданием на проектирование, основной текст ПЗ включает: расчет производственной программы АТП по видам технических воздействий, обоснование принятых методов ТО и ремонта, режимов работы производственных зон и участков, определение численности производственных и вспомогательных рабочих, количества постов ЕО, ТО и
ТР, площадей зон, участков и складских помещений.
ПЗ должна иметь следующую структуру:

титульный лист;

оглавление;

исходные данные в виде таблицы 1;

введение;

подробная техническая характеристика автомобиля (и прицепного состава) согласно варианту;

технологический расчет АТП;

планировка производственного корпуса АТП;



технологическая планировка производственной зоны или участка;

технико-экономическая оценка проекта;

заключение;

список использованной литературы;

приложения.
Графическая часть проекта выполняется в объеме двух чертежей формата А1 и содержит:

планировку производственного корпуса;

планировочное решение производственной зоны или участка, с расстановкой технологического оборудования.
ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
Пояснительную записку оформляют в логической последовательности разрабатываемых вопросов, аккуратно, в сжатой форме в соответствии с
ГОСТом. Общие требования к текстовым документам, на листах формата А4
(297 х 210 мм). Сокращение слов при написании записки не допускается за исключением установленных ГОСТом.
Текст и все расчеты в ПЗ выполняют на одной стороне листа и набирают на компьютере через два интервала. Первый лист записки - оглавление, которое включает нумерацию и наименование раздела
(подраздела) с указанием номера страницы.
Формулы, используемые в ПЗ, должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Номер проставляют с правой стороны листа на одной строке с формулой в круглых скобках.
Условные обозначения в формулах расшифровывают только при первом написании. При повторном использовании расшифровку не проводят.
Текст пояснительной записки разделяют на разделы и подразделы, которые нумеруют арабскими цифрами и записывают прописными буквами.

Каждый раздел ПЗ рекомендуется начинать с новой страницы. Переносы слов в заголовках не допускаются.
В ПЗ с рамкой и штампом предусматривается один (заглавный) лист, который должен следовать за фирменным титульным листом и листом с заданием на КП. Последующие текстовые листы ПЗ выполняют с рамками и штампами.
Цифровой материал ПЗ рекомендуется оформлять в виде таблиц, которые должны иметь наименование и быть пронумерованы арабскими цифрами последовательно.
Все иллюстрации в ПЗ (графики, схемы, эскизы и др.) именуются рисунками и нумеруются по порядку расположения в тексте. Рисунки должны иметь подрисуночный текст, а все ссылки на иллюстрации дают в тексте ПЗ.
Во введении необходимо кратко изложить состояние, основные направления и задачи по совершенствованию производственно- технической базы предприятий автомобильного транспорта, ее влияние на эффективность использования подвижного состава, прогрессивные формы и методы организации ТО и ремонта автомобилей. Введение должно заканчиваться постановкой цели и задач, которые будут решаться в курсовом проекте, и раскрывать сущность темы проектирования.
В заключении следует отразить основную суть выполненной работы, этапы и результаты проектирования.
Список литературы должен отражать весь перечень материалов, используемых при выполнении КП. Источники располагают в той последовательности, которая соответствует расположению материала в ПЗ или в алфавитном порядке. Ссылки на литературу указывают в тексте в квадратных скобках в соответствии с порядковым номером источника в списке.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ АТП
1. Исходные данные.
Технологический расчет автотранспортного предприятия является основой для последующего проектирования производственных зон и участков технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.
Рекомендуется следующий порядок выполнения этой части проекта:

расчет производственной программы;

определение годовых объемов работ по ТО, ТР, самообслужи- ванию АТП;

распределение работ ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР по их видам и расчет численности производственных рабочих;

определение площадей производственных, складских и вспо- могательных помещений.
Исходными данными для технологического расчета АТП являются следующие показатели:

марка и вид подвижного состава (ПС);

списочное количество ПС в парке - А
С
;

наименование проектируемого участка (зоны);

среднесуточный пробег единицы ПС - L
СC
;

время в наряде - Т
Н
, ч;

число дней работы ПС в году - D
Г
;

категория условий эксплуатации;

климатический район.
2.
Корректирование нормативов периодичности технического
обслуживания и ремонта подвижного состава.
Периодичность технического обслуживания, межремонтные пробеги, трудоемкость и продолжительности простоев подвижного состава в ТО и ремонте принимаются и корректируются применительно к условиям производственной деятельности предприятия в соответствии с

Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава и другими руководящими документами, а также по кратности со среднесуточным пробегом.
Исходные нормативы корректируются с помощью коэффициентов, учитывающих: К
1
- категорию условий эксплуатации;
К
2
- модификацию подвижного состава; К
3
- природно-климатические условия;
К
4
- пробег с начала эксплуатации; К
5
- количество единиц и групп технологически совместимого подвижного состава; К
6
- способ хранения.
Расчет производственной программы ведется по каждой группе одномарочных автомобилей (прицепов) по цикловому методу.
Средний цикловой пробег ????
К
(до капитального ремонта (КР)) для смешанного возрастного парка, в котором часть подвижного состава новая, другая - прошла капитальный ремонт, определяется из условия, что цикловой пробег автомобиля, дошедшего капитальный ремонт, равен 80% от нормативного пробега нового автомобиля, а количество капитальных ремонтов за амортизационный период не превышает двух.
В случае, если донные о пробегах автомобилей отсутствуют (при проектировании новых АТП), коэффициенты ????
4
и ????
4

, принимаются равными единице.
Пробег до капитального ремонта (результирующие коэффициенты корректировании периодичности ТО и пробега до КР не должны быть меньше 0,5).
Исходные нормативы пробегов, коэффициентов и результаты корректирования нормативов представляют в пояснительной записке в виде таблицы 2.
3.
Расчет
производственной
программы
по
техническому
обслуживанию и диагностике подвижного состава.
Производственная программа АТП рассчитывается по количеству планируемых технических воздействий за определенный промежуток времени - год, сутки, смену, В целях дальнейшего определения годовой

трудоемкости каждого вида воздействий и необходимого штата рабочих требуется в первую очередь выполнить расчет программы на календарный год.
Количество моек, принимаемых в расчетах, зависит от типа подвижного состава.
Количество ТО-1000 и ТО-4000 в год для устоявшегося возрасту парка автомобилей КамАЗ равно количеству получаемых в год новых автомобилей взамен отработавших амортизационный срок.
Результаты расчетов годовой производственной программы ТО и Д необходимо представить в виде таблицы.
4. Режим работы зон технической обслуживания и ремонта.
Количество рабочих дней в году зон ЕО и ТО-1 выбирается с учетом годового режима работы подвижного состава. Зона ЕО работает по режиму
АТП. Годовой режим работы зоны ТО-1 выбирается таким, чтобы перепробег автомобилей в нерабочие для зоны дни не превышал периодичность ТО-1 более чем на 10%. Если подвижной состав работает на линии 1; 1,5 или 2 смены, то ЕО и ТО-1 выполняются в нерабочее для подвижного состава время суток - межсменное время. При определении межсменного временя необходимо учитывать режим выпуска (возраста) автомобилей на линию, а также режим работы автомобилей на линии (время отстоя подвижного состава).
Зона ТР, как правило, работает в две смены, из которых в одну
(дневную) смену работают все производственно-вспомогательные цеховые подразделения и посты текущего ремонта. Во вторую смену выполняются постовые работы по текущему ремонту автомобилей, необходимость которого выявляется при диагностировании, техническом обслуживании или установлена по заявке водителя.
Режим работы зон должен быть увязан с режимом работы рабочих.
Продолжительность работы рабочего не должна превышать 7…8 часов.

Перевод рабочего из одной смены в другую должен проводиться один раз в неделю. Наиболее удобное начало первой смены с 7 или 8 часов.
5. Выбор методов технического обслуживании и диагностирования.
Выбор методов организации диагностировании и оснащения постов
(линий) диагностики определяется общей трудоемкостью ТО и ТР, которая зависит от количества подвижного состава АТП и его среднегодового пробега.
Для рассматриваемого примера, исходя из технологической совместимости и списочного количества подвижного состава, а так же суточной программы, принимаем следующие методы выполнения технических воздействий:

мойка автопоезда производится в сцепке с полуприцепом механизированным способом (Ас > 100);

Д-2 тягача без полуприцепа производится на специали- зированном посту (????
????
> 10 млн. км) за 1...2 дня перед очередным ТO-2;

Д-1 выполняется в сцепке с полуприцепом также на специализированном посту ( ????
????
> 10 млн. км) непосредственно поста ТО-1 и ТО-2 (заключительное диагностирование);

ТО-1 автопоезда в сцепке производится на универсальных постах (????
????
< 12);

ТО-2 седельного тягача без полуприцепа производится на поточной линии (????
????
> 5);

крупный и средний текущий ремонт седельных тягачей производится на специализированных тупиковых постах зоны
ТР и специализированных участков. Мелкий текущий ремонт автопоезда в сцепке производится на универсальных проездных постах;

ТО-2 и ТР полуприцепов производится в специализированной зоне на тупиковых постах.