Файл: Учебноисследовательская деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


УДК 371.31; 001.891


Г. В. Буковская



НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ – ВАЖНЫЙ ЭТАП В ОРГАНИЗАЦИИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ




Опыт подготовки и проведения научно-практической конференции представлен как важный этап в организации исследовательской деятельно- сти студентов.
Experience in the preparation and holding of scientific-practical conference presents as an important step in the organization of research activity of students is shown.
Ключевые слова: эффективные формы взаимодействия, педагогическое взаимодействие, исследовательская деятельность студентов, технология ор- ганизации, научно-практическая конференция.
Keywords: effective forms of interaction, pedagogical interaction, the research activities of students, technology organizations, scientific-practical conference.
В настоящее время общество испытывает потребность в спе- циалистах, способных к самостоятельному приобретению новых научных знаний и многофункциональных умений. Большую роль в подготовке современных специалистов играет такая форма органи- зации педагогического процесса, как научно-практическая конфе- ренция.

Научно-практическая конференция – это мероприятие, кото- рое проводится с целью обсуждения различных вопросов науки, методики и практики, выработки рекомендаций по их решению.

Мы рассматриваем научно-практическую конференцию как одну из эффективных форм педагогического взаимодействия пре- подавателей и студентов, как необходимый этап в организации их исследовательской деятельности.

Приобретение умений в подготовке докладов, сообщений о проведенных исследованиях, навыки публичного
представления полученных результатов и их обоснования на научно-практической конференции способствуют формированию рефлексивной культу- ры, коммуникативных способностей студентов.

Руководство исследовательской деятельностью и подготовкой студентов к научно-практической конференции укрепляет научное и педагогическое сотрудничество преподавателей и их воспитан- ников.

К сожалению, педагогический потенциал научно-практичес- кой конференции недостаточно востребован в педагогической практике образовательных учреждений. Одной из причин является недостаточное владение технологией ее организации. И как след- ствие этого возникает противоречие между необходимостью ис- пользовать научно-практическую конференцию как форму органи- зации педагогического процесса и нежеланием или неумением проводить это трудоемкое мероприятие.

Таким образом, возникает проблема овладения преподавате- лями и педагогами образовательных учреждений технологией ор- ганизации и проведения научно-практической конференции как одной из форм педагогического взаимодействия и как неотъемле- мой составляющей исследовательской деятельности студентов и самих преподавателей и педагогов.

В связи с этим автор этих строк представляет свое видение этой проблемы на основе обобщения опыта организации и прове- дения юношеских чтений им. В. И. Вернадского Моршанским дет- ским экологическим центром (1999–2005 гг.) совместно с ТГУ им. Г. Р. Державина и ТОИПКРО, Научным культурно-просветите- льским ноосферным центром им. В. И. Вернадского (2005–2007 гг.) совместно с ТГУ им. Г. Р. Державина, ТОИПКРО и Неправитель- ственным экологическим фондом им. В. И. Вернадского (г. Моск- ва), а также организации и проведения научно-практических кон- ференций в ТОГБОУ СПО «Моршанский строительный колледж», где уделяется большое внимание экологии и краеведению. Буду- щие строители и архитекторы должны знать особенности природы

и культуры родного края, людей, которые вписали славные стра- ницы в его историю, а также уметь в будущем строить свою про- фессиональную деятельность таким образом, чтобы она не нару-

шала экологического равновесия и служила умножению славных дел любимой Тамбовщины.

Научно-практическая конференция является результатом дли- тельной подготовительной работы педагогов и их воспитанников, которая завершается подведением итогов их исследовательской деятельности. Поэтому подготовка к конференции начинается с создания научно-методическим советом образовательного учреж- дения оргкомитета, определения цели и задач конференции, а так- же тематики исследовательских работ.

Оргкомитет выбирается на одном из последних в учебном го- ду заседаний научно-методического совета образовательного уч- реждения, посвященного организации летней краеведческой ис- следовательской деятельности студентов, завершающейся прове- дением научно-практической конференции, которая должна состо- яться в следующем учебном году. Возглавляет оргкомитет, в со- став которого входят члены педагогического коллектива образова- тельного учреждения, утвержденные научно-методическим сове- том, директор образовательного учреждения. В состав оргкомитета обязательно должны быть выбраны и юные исследователи – члены студенческого научного общества. Членами оргкомитета могут стать представители других образовательных учреждений, науч- ных и творческих центров, заинтересованные в проведении конфе- ренции.

Оргкомитет руководит всей подготовительной работой, кото- рую можно условно разделить на подготовительную работу самого оргкомитета и подготовительную работу потенциальных участни- ков научно-практической конференции.

Оргкомитет разрабатывает:

  • план организации заочного конкурса исследовательских работ;

  • Положение о конкурсе исследовательских работ;

  • план подготовки и проведения научно-практической конфе- ренции;

  • программу научно-практической конференции. Остановимся более подробно на содержании документов,


обеспечивающих и регламентирующих подготовку научно-практи- ческой конференции.

К ним относятся, прежде всего, план организации и проведе- ния заочного конкурса исследовательских работ и план проведения

научно-практической конференции. План организации заочного конкурса исследовательских работ студентов включает следующие мероприятия, которые проводят оргкомитет и жюри:

  • утверждение разработанных Положения и условий;

  • знакомство потенциальных участников с Положением и ус- ловиями;

  • взаимодействие с образовательными учреждениями – по- тенциальными участниками конкурса;

  • проведение 1-го тура конкурса;

  • утверждение протокола 1-го тура конкурса.

Реализация плана проведения научно-практической конфе- ренции оргкомитетом и жюри предусматривает:

  • разработку и утверждение: программы научно-практической конференции, сметы расходов, макета дипломов, грамот, пригла- шений, макета сборника тезисов докладов;

  • организацию редактирования тезисов докладов и сообщений участников научно-практической конференции;

  • подготовку и проведение пленарных заседаний;

  • организацию и проведение стендовой сессии, научно-прак- тических секций и других мероприятий конференции;

  • подготовку аналитических материалов, приказа по итогам конференции.

Положение о конкурсе исследовательских работ определяет цель и задачи конкурса, состав участников и базовую организацию по проведению конкурса, контингент участников конференции, сроки проведения конкурса и порядок участия в нем, требования к исследовательским работам, направляемым на заочный тур кон- курса, и тезисам докладов и сообщений о проведенных исследова- ниях, представляемых на конференции, требования к структуре ис-
следовательской работы, критерии оценки исследовательских ра- бот, права оргкомитета и жюри, процедуру и порядок подведения итогов конкурса, координаты оргкомитета конкурса, форму заявки на участие в заочном конкурсе исследовательских работ, время и место работы научно-практической конференции.

Программа научно-практической конференции представляет содержание и регламент ее работы, включая названия докладов и фамилии ее участников, выступающих на пленарных заседаниях, научно-практических секциях и других мероприятиях. В програм-

ме также указывается место проведения мероприятий конференции и включенных в программу культурных мероприятий.

Опыт показывает, что успешное проведение конференции за- висит во многом от того, насколько своевременно будет осуществ- лена разработка необходимых документов и их доведение до сведе- ния потенциальных участников конференции. Так, с информацион- ным письмом, включающим условия проведения конкурса исследо- вательских работ, потенциальные участники научно-практической конференции знакомятся за 6–8 месяцев до начала ее работы. С по- ложением о заочном конкурсе исследовательских работ, програм- мой за месяц до начала научно-практической конференции.

Подготовка потенциальных участников научно-практической конференции к участию в ней также состоит из нескольких этапов и начинается с планирования. План организации и проведения за- очного конкурса исследовательских работ студентов включает сле- дующие мероприятия, которые проводят потенциальные участники научно-практической конференции:

  • семинар-практикум по организации исследовательской дея- тельности для преподавателей – руководителей студенческих ис- следовательских работ;

  • утверждение тем исследовательских работ студентов;

  • руководство исследовательской деятельностью студентов преподавателями;

  • осуществление исследовательской деятельности студентами;

  • подача заявок на 1-й (заочный) тур конкурса исследователь- ских работ;

  • участие в заочном конкурсе исследовательских работ. Утверждение тематики исследовательских работ осуществля-