ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ется на заседании научно-методического совета. Предварительно выбор темы обсуждается преподавателями на заседаниях цикловых предметных комиссий с приглашением зам. директоров по науч- но-методической работе. Темы студенческих работ перед утвер- ждением на научно-методическом совете обсуждаются и утвер- ждаются в студенческих научных обществах.
Перед утверждением тематики исследований необходимо провести семинар-практикум по организации исследовательской деятельности для преподавателей – руководителей студенческих исследовательских работ (если это необходимо).
Осуществление исследовательской деятельности, которая яв- ляется самостоятельным и самодостаточным мероприятием, мы в данной статье рассматривать не будем.
После получения положения о заочном конкурсе исследова- тельских работ потенциальные участники научно-практической конференции направляют свои исследования на этот конкурс. Ис- следовательская работа оформляется в соответствии с требования- ми оргкомитета. Авторы, прошедшие во второй тур, приглашаются для участия в научно-практической конференции.
Реализуя план проведения научно-практической конферен- ции, ее участники согласно установленным срокам:
-
направляют в оргкомитет тезисы докладов; -
участвуют в мероприятиях конференции. Программа конференции может включать: -
стендовую сессию исследовательских работ участников на- учно-практической конференции; -
пленарное заседание; -
заседания научно-практических секций; -
«круглые столы» для участников научно-практической кон- ференции.
Стендовая сессия проводится до работы пленарного заседа- ния. Это очень важное и полезнее мероприятие, так как в процессе его работы можно познакомиться со всеми исследованиями, пред-
ставленными на научно-практическую конференцию, познакомить- ся с их авторами, задать им вопросы, обменяться опытом. Мате- риалы, представленные на стендах, помогают осветить цели и за- дачи исследования, его предмет и методику исследования. На стенде наглядно представлены также результаты и выводы прове- денного исследования, размещается информация о работе в виде плакатов, моделей, раздаточного материала и т. д.
Но стендовая сессия имеет еще одно назначение, кроме на- глядной демонстрации процесса и результатов проведенного ис- следования. Это один из этапов соревнования участников конкурса исследовательских работ. В процессе работы стендовой сессии жюри изучает работы юных исследователей, определяет, насколько успешно решена поставленная проблема, как юные исследователи умеют отвечать на поставленные вопросы, отстаивать свою пози- цию. Члены жюри отбирают работы для участия в публичной за- щите на заседании научно-практической секции.
Пленарное заседание – это официальное начало работы науч- но-практической конференции. Ему предшествует «вступительная часть», во время которой к участникам конференции обращаются с пожеланиями плодотворной работы почетные гости, которые могут быть и участниками конференции. Это может быть директор образо- вательного учреждения, на базе которого проводится научно-практи- ческая конференция, представители администрации города.
На пленарном заседании первым, как правило, дают слово ученым институтов и университетов области или других регионов, выступления которых предоставляют возможность юным исследо- вателям увидеть и услышать, какие исследования проводят пред- ставители большой науки.
Особая роль отводится заключительному пленарному заседа-
нию, на котором подводится итог работы научно-практической конференции. На этом заседании выступают руководители науч- но-практических секций, «круглых столов», которые кратко рас- сказывают о том, что обсуждалось на этих заседаниях, к каким вы- водам пришли их участники. На заключительном пленарном засе- дании происходит награждение победителей конкурса исследова- тельских работ.
После первого пленарного заседания начинают работать на- учно-практические секции и «круглые столы». Руководителями секций выступают преподаватели и ученые. Они ведут заседания секций, организуют дискуссию, выступают сами и отвечают на во- просы студентов. Юным исследователям предоставляется возмож- ность публично защитить свои исследовательские работы.
Важное значение для успешной работы научно-практической конференции имеет культурная программа. Она может включать экскурсию, целью которой является знакомство с образовательным учреждением, проводящим научно-практическую конференцию или экскурсию, нацеленную на знакомство с достопримечательностями города, в котором проводится научно-практическая конференция. Культурная программа может также включать 2–3 музыкальных но- мера или небольшой концерт, отвечающий духу темы научно-прак- тической конференции. Это позволяет участникам научно-практи- ческой конференции немного снять естественное волнение, связан- ное с участием в ее работе. Жюри в это время, как правило, подводит окончательные итоги конкурса исследовательских работ.
Конференция считается завершенной, если будут оформлены ее материалы. Кроме аналитического отчета по итогам конферен- ции оргкомитет формирует список лучших исследовательских, практических, методических работ
и готовит их к публикации.
Победители конкурса исследовательских работ награждаются дипломами разных степеней (1–3) и грамотами по отдельным номи- нациям. Оргкомитет утверждает специальные призы победителям.
Таким образом, научно-практическая конференция – это одна из наиболее эффективных форм организации учебно-познаватель- ной деятельности студентов, которые занимаются исследователь- ской деятельностью и стремятся к углублению знаний по специ- альности или интересующей их области знания.
Технология подготовки и проведения научно-практической конференции требует большой отдачи практически от всего педа- гогического коллектива образовательного учреждения по вовлече- нию студентов в исследовательскую деятельность, а затем участию в конкурсе исследовательских работ и обсуждению этих работ и проблем, связанных с ними, на научно-практической конференции.
Выпадение одной из составляющих подготовительной работы по проведению научно-практической конференции или одной из составляющих самой научно-практической конференции резко снижает эффективность этой продуктивной формы организации педагогического процесса.
УДК 379.85; 374.1; 372.854; 001.891.7
Г. А. Русских, В. П. Макаренко,
Г.Г.Двинина
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
Проанализирован опыт работы учителя природоведения в лицее есте- ственных наук по развитию метапредметных умений школьников средства- ми экологического туризма. Раскрыто содержание воспитательной програм- мы «Зеленый мир», реализуемой в городском лагере труда и отдыха, цен-
тральное место в которой отводится учебной научно-исследовательской дея-