Файл: Б. В. Томашевский Что такое стилистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


вызвать неправильное толкование:

Материалы для статьи и для курсовой работы

— Материалы для статьи и курсовой работы

Например:

Ошибки в сочетаниях однородных

членов предложения

Нельзя использовать в качестве однородных членов предложения

вещественно неоднородные, несопоставимые понятия

Нельзя не учитывать лексической сочетаемости с главным словом

Нельзя сочетать в качестве однородных членов родовые и видовые понятия

В перечисление не должны входить скрещивающиеся понятия

На деревянных скамьях ехало великое множество отпрысков

рода человеческого в сопровождении ребятишек, бутылей с

вином, тещ, козлов, кур, свиней, корзин с фруктами и прочими

необходимыми в путешествии вещами

Дж. Даррелл

Например:

Ошибки в сочетаниях однородных

членов предложения

При попарном сочетании однородных членов нельзя делать это произвольно;

должен использоваться либо принцип смежности, либо принцип контраста

Нельзя использовать в качестве однородных деепричастные

и причастные обороты и придаточные предложения

Вводные слова

Вводные слова и словосочетания, выражая те или иные оттеночные

значения, придают экспрессивную окраску высказыванию и нередко

закрепляются за функциональным стилем

Вводные слова и словосочетания, используемые с целью привлечь

внимание собеседника, как правило, функционируют в разговорном стиле

Так, вводные слова и словосочетания, выражающие

достоверность, уверенность, предположение

Однородные

вводные

члены

предложения и слова

Значительную группу составляют:

Cлова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения

Они выражают радость, удовольствие, огорчение, удивление. И придают

речи экспрессивную окраску, а поэтому не могут быть использованы

в строгих текстах книжной речи, зато часто употребляются в живом

общении людей и в художественных произведениях

Однородные

вводные

члены

предложения и слова

Вводные предложения, выражающие примерно те же оттенки значений, что

и вводные слова, в отличие от них стилистически более независимы

Вводные предложения могут быть достаточно распространены:

Но чаще они достаточно лаконичны:

Это объяснятся тем, что они разнообразнее по лексическому составу и по объему


«Пока наш герой, как писали в романах в неторопливую

добрую старину, идет до освещенных окон, мы успеем

рассказать…»

«ты знаешь», «надо вам заметить», «если не ошибаюсь» и т.п.

Например:

Например:

Однородные

вводные

члены

предложения и слова

Основная сфера их употребления

Устная речь (которую вводные предложения обогащают

интонационно, придают ей особую выразительность)

Художественная речь

Не книжные стили, в которых, как правило, отдается

предпочтение более коротким вводным единицам

ным называется предложение, имеющее в своем составе

два или несколько простых предложений, образующих

в смысловом и интонационном отношении единое целое

Сложное предложение отличается от простого не объемом,

а разницей в структуре — простое предложение, имеющее в

своем составе одну предикативную единицу, может быть

очень длинным, а сложное — очень коротким

Стилистика сложных предложений

Цельность сложного предложения может

создаваться различными средствами

Интонацией Лексическим составом

Параллелизмом частей

Порядком частей

Союзами

Союзными словами

Союзы при однородных

членах предложения

Простые предложения, входящие в состав сложного, могут объединяться

сочинительными союзами, подчинительными союзами или соотносительными

словами, бессоюзной связью, в которой не проявляется ни сочинение, ни подчинение

При подчинении одна часть в смысловом и синтаксическом отношении подчинена

другой. Обычно не только придаточная часть не может существовать без главной,

но и главная нуждается в распространении с помощью придаточного предложения

Союзы при однородных

членах предложения

Сложносочиненные предложения - части сложного

предложения равноправны по отношению друг к другу и связаны

с помощью сочинительных союзов. Части такого предложения

обычно отделяются друг от друга запятой

Союзы при однородных

членах предложения

Части сложносочиненного предложения, связанные неповторяющимися

союзами не разделяются запятыми, если: И, ДА, ИЛИ, ЛИБО

Есть общий второстепенный член предложения или вводное слово

Есть общее придаточное предложение

Если связаны односоставные предложения


Ошибки в сочетаниях однородных

членов предложения

Сложноподчиненное предложение отличается наличием неравнозначных

частей — главного и придаточного, связанных с помощью союзных слов и

подчинительных союзов и пр. КТО, КОТОРЫЙ, ЧТО, КАК, ГДЕ, КУДА

Если используются сложные союзы

то запятая ставится перед ними

С ТЕХ ПОР КАК, ХОТЯ ЕСЛИ,

ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО,

Стилистика сложных предложений

В мы используем в основном простые предложения, причем

очень часто – неполные, сложные предложения употребляются реже. Это

преимущественно бессоюзные предложения

разговорной речи

Отсутствие союзов компенсируется интонаций, которая в

имеет решающее значение для выражения смысловых оттенков

и синтаксических отношений

разговорной

речи

Когда мы отражаем разговорную речь на письме, мы используем

чаще всего бессоюзные сложные предложения

Сложноподчиненные предложения в художественной речи,

отражающей разговорную встречаются редко

Стилистика сложных предложений

Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей

Обращение к сложносочиненным предложениям оправдано при описании

каких-либо фактов, наблюдений, констатации результатов исследований

«Чистые» сложносочиненные предложения в сравнительно

редки, так как не выражают всего многообразия причинно-следственных,

условных, временных и других связей, возникающих в научном,

публицистическом, официально-деловом текстах

книжных стилях

В широко используются сложные

синтаксические конструкции с различными видами сочинительной

и подчинительной связи

книжных функциональных стилях

Стилистика сложных предложений

Сложноподчиненные предложения занимают достойное место

в любом из книжных стилей

Сложноподчиненные предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных

смысловых и грамматических отношений, которые особенно свойственны языку науки

Точность и убедительность конструкций сложноподчиненных предложений при этом во

многом зависит от правильного использования средств связи в составе сложных

предложений, которые устанавливают логические связи отдельных предложений

в составе сложного синтаксического целого

Стилистика сложных предложений

Научный стиль характеризуется преобладанием причинных

и условных придаточных предложений, часто используются


сопоставительные конструкции с двойным союзом

В наиболее широко

используются определительные и условные придаточные

официально-деловом стиле

В широко используются придаточные времени художественной речи

Стилистика сложных предложений

В роль сложноподчиненных предложений состоит в выявлении

логических связей между сопоставляемыми фактами, закономерностями

научном стиле

В сравнительные придаточные части

сложноподчиненных предложений обычно становятся тропами

художественной речи

К тропам относятся

Эпитет Сравнение Олицетворение Метафора

Стилистика сложных предложений

Некоторые союзы могут быть использованы в любом стиле

Например: «что», «чтобы», «потому что», «как»

Есть сугубо книжные

Сугубо разговорные

Ряд союзов имеет просторечную окраску

«вследствие того, что»

«коль» в значении «если»

«раз» в значении «как».

«кабы», «дабы»

Например:

Например:

Например:

Союзы при однородных

членах предложения

Каждая предикативная единица в составе сложного предложения

обладает определенной самостоятельностью, однако части

сложного предложения координируются между собой

Параллельные синтаксические

конструкции

Многообразие вариантов передачи значения обусловлено прежде всего

существованием параллельных конструкций, с помощью которых одну

и ту же информацию можно передать различными способами

Параллельными конструкциями являются такие, которые при наличии общего

грамматического значения (определительного, обстоятельственного,

уступительного и пр.) различаются своей структурой и функцией (член

предложения и придаточное предложение, простое и сложное предложение)

Параллельные синтаксические

конструкции

Придаточное в сложноподчиненном предложении заменяется

Стилистические различия связаны с использованием

параллельных конструкций в различных речевых стиля

Либо обособленным причастным оборотом

Либо обособленным деепричастным оборотом

Либо существительным с зависимыми от него словами

Либо инфинитивной конструкцией

Причастный оборот

Причастные и деепричастные обороты являются принадлежностью

прежде всего , употребление отглагольных

существительных указывает на канцелярский стиль

книжной речи

Недостатком причастий является их неблагозвучие, связанное с избытком

шипящих — блещущий, тащащий, проштрафившийся, таращащийся


Причастия, сочетая в себе признаки глагола и прилагательного,

обладают меньшим динамизмом, чем глаголы в спрягаемых формах.

Поэтому они утяжеляют речь, замедляют ее темп

Причастные обороты — характерная черта письменной речи. Причастный

оборот обладает емкостью и выразительностью, и, заменяя предикативную

конструкцию, дает возможность сообщить дополнительную информацию в

пределах одного высказывания

Обособленный причастный оборот обладает большей

смысловой нагрузкой и большей выразительностью

Причастия характеризуют категории времени, вида, залога и числа,

поэтому большую роль играет правильное использование этих категорий

Важно также и расположение причастий и причастных оборотов в

предложении, поскольку именно неправильный порядок слов является

наиболее распространенной ошибкой, приводящей к искажению смысла

Замена придаточного причастным оборотом нужна в тех случаях, когда

излишне часто употребляется союзное слово КОТОРЫЙ, а при этом

соотносительные связи не всегда ясны

Причастный оборот

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот также более краток и динамичен,

чем синонимичное ему обстоятельственное придаточное

Однако придаточное предложение, благодаря разнообразию

подчинительных союзов, способно передавать те дополнительные

оттенки значения, которые недоступны деепричастному обороту

Деепричастный оборот

Невозможна замена придаточного предложения деепричастным

оборотом в следующих случаях

Когда подлежащие главного и придаточного предложения различны

Если сказуемое главного или придаточного предложения

дано в безличной форме

Если от глагола нельзя образовать деепричастия

соответствующей формы

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот указывает на дополнительное действие подлежащего,

поэтому употребление деепричастий в безличных предложениях невозможно

Например: Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа

Деепричастный оборот может употребляться в безличном предложении при

инфинитиве, только если нет ни грамматического, ни логического подлежащего

или даже косвенных указаний на субъект действия

Подводя итоги проделанной работы, необходимо отметить

следующее... Лежа в постели, читать вредно

выступление – это выступление оратора перед

непосредственно присутствующей в зале аудиторией

Риторика