Файл: Б. В. Томашевский Что такое стилистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


экспрессивности числительных может показаться необоснованным

Хотя иногда, например, в публицистическом стиле, и эта часть

речи может стать сильным источником речевой экспрессии

Числительные, используемые в публицистике, подчас вызывают всплеск

эмоций, выступая при этом в своем обычном (неметафорическом) значении

Может ли не затронуть чувства читателя информация о том, что

Великая Отечественная война унесла двадцать миллионов жизней

Например:

Употребление имени числительного

Нежелательно злоупотреблять числительными в текстах,

рассчитанных на слуховое восприятие

Трудно слушать оратора, которых приводит много цифровых данных.

Поэтому опытные лекторы выносят статистические данные в специальные

таблицы, рассчитанные на зрительное восприятие, не загромождая

числительными свою речь

Употребление форм глагола

Глагол помогает создать описание жизни в ее развитии,

движении, конкретизирует действие

Глагольная стилистическая функция – придать динамизм повествованию

Глагольные формы могут варьироваться

Использование форм настоящего времени вместо

прошедшего – приближает нас к событиями

Используется настоящее время в значении будущего, чтобы

указать на то действие, которое мы собираемся совершить

Использование совершенного вида вместо несовершенного

Употребление форм глагола

Существуют экспрессивные формы глагольного прошедшего времени:

Формы давно прошедшего времени

Формы мгновенно произвольного действия (т.е., вдруг, внезапно)

Глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия

Например: Поехал Семен Петрович с пряжей в Москву и заболел

Cлыхивал, видывал, бывал

Прыг, стук, бац, бух

Например:

Например:

Употребление форм глагола

Глагол и глагольные формы играют важнейшую роль в построении

высказываний. Однако их употребительность в различных функциональных

стилях речи неодинакова

В научном и официально-деловом стилях процент глагольных форм значительно ниже,

чем в разговорной речи. Это связано с особенностями стилей:

В официально-деловом и научном стилях - потребность в наименовании

предметов, свойств, понятий преобладает над необходимостью обозначать


различные действия и процессы

В обиходно бытовой речи - важно как раз передача динамики событий,

действий и т. п., о которых сообщает говорящий

Употребление форм глагола

«Глагольность», если можно так выразиться, научного стиля в полтора раза

выше, чем официально-делового. Стремление к абстрактизации в научных

текстах получает отражение в подборе глаголов отвлеченной семантики

Быть, являться, иметь и др.

Основной причиной является

Существует несколько способов введения лекарственных веществ

В распоряжении физиотерапевта имеется несколько методов...

Например:

Употребление форм глагола

В публицистическом стиле глагольность может стать определяющей чертой того

или иного текста, если функционально-смысловой тип речи ориентирует на

повествовательный, событийный характер изложения. Однако если публикации

испытывают сильное влияние официальноделового стиля, насыщение глаголами

порой сводится до минимума

Глагольность как функционально-стилевой параметральный признак выделяет

художественную речь. Значительное количество глаголов — преимущество образной

речи; оно свидетельствует о том, что повествование занимает в художественных

текстах большое место

овы синтаксической стилистики Каждому функциональному стилю свойственны свои особенности синтаксических построений, свои типичные конструкции, которые вводятся в художественное произведение и взаимодействуют в нем со специальным стилистическим эффектом Основы синтаксической стилистики Для , в частности, показательно преобладание двусоставных личных предложений, среди односоставных преобладают обобщенно- и неопределенноличные. Безличные употребляются реже. Как исключение встречаются инфинитивные и номинативные научного стиля В используется измененный порядок слов. Причем, он не используется в экспрессивной функции. В научной речи большинство предложений начинается с обстоятельства, дополнения или предикативного члена научном и официально-деловом стилях В преобладают иные конструкции: подлежащее, как правило, препозитивно, причем в тексте повторяются однотипные конструкции официально-деловом стиле Такое построение высказываний не только способствует предельной ясности формулировок, но и служит достижению единообразия в изложении. А стандартизация – это очень важное официально-делового стиля речи Основы синтаксической стилистики В , в повествовании, описании, рассуждении конструкции с подлежащим в препозиции используются для живой передачи движения, развития действия, отражая динамику событий художественной речи В преобладают иные конструкции: подлежащее, как правило, препозитивно, причем в тексте повторяются однотипные конструкции официально-деловом стиле Такое построение высказываний не только способствует предельной ясности формулировок, но и служит достижению единообразия в изложении. А стандартизация – это очень важное официально-делового стиля речи Основы синтаксической стилистики В сочетаниях имен существительных с прилагательными последние обычно препозитивны. Постпозитивное прилагательное выделяется интонацией и часто несут основную смысловую нагрузку Иногда в предложении нарушается цельность словосочетания и прилагательное отделяется от существительного глаголом. В таких конструкциях глагол обладает незначительной информативностью, большая смысловая нагрузка лежит на существительном и прилагательном «Белинский был человек сильный и решительный» (Н.Г.Чернышевский) Например: Основы синтаксической стилистики Очень интересно употребление нескольких определений, занимающих в предложении одинаковые синтаксические позиции «…. шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска» (Л.Н.Толстой) Например: Порядок слов Порядок слов имеет важное смысловое значение в сочетаниях количественных числительных с существительными. При точном обозначении числа числительное препозитивно. Иной порядок слов указывает на приблизительность количества В глагольных словосочетаниях существительным оно, как правило, стоит на втором месте Инверсия зависимой словоформы, подчеркнутой логическим ударением, создает яркую экспрессию Нормы управления Одной из наиболее актуальных проблем в области стилистически оправданных синтаксических норм является . Pyccкий cинтaкcиc oтличaeтcя бoгaтcтвoм и paзнообpaзиeм вapиaнтoв yпpaвляeмыx кoнcтpyкций управление Cтилиcтичecкий интepec вызывaют тe вapиaнты yпpaвлeния, кoтopыe пoлyчaют фyнкциoнaльнo-cтилeвoe зaкpeплeниe С ocoбoй ocтopoжнocтью нужно oтнocитьcя к вapиaнтaм yпpaвлeния, пopoждaющим двycмыcлeннocть. Taк, мoжeт вoзникнyть нeяcнocть пpи oмoнимичecкoм выpaжeнии cyбъeктa и oбъeктa дeйcтвия в тoй или инoй пaдeжнoй фopмe Нужно различать управления пpи cинoнимичecкиx cлoвax, кoтopыe тpeбyют yпoтpeблeния paзныx пaдeжeй Синтаксические средства для создания экспрессии Cинтаксические средства создания экспрессии разнообразны. К ним относят стилистические фигуры, представляющие собой сильные средства эмфатической интонации Эмфаза Это эмоциональное, взволнованное построение ораторской и лирической речи Различные приемы, создающие эмфатическую интонацию, свойственные преимущественно поэзии и редко встречаются в прозе, причем рассчитаны не на зрительное, а на слуховое восприятие текста, позволяющее оценить повышение и понижение голоса, темп речи, паузы, то есть все оттенки звучащей фразы. Это нарочитое выделение во фразе какого-либо слова Синтаксические средства для создания экспрессии Поэтический синтаксис Отличают риторические восклицания , которые заключают в себе особую экспрессию, усиливая напряженность речи. Риторические восклицания нередко сочетаются с риторическими вопросами Синтаксические средства для создания экспрессии Риторический вопрос Одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся яркостью и разнообразием эмоционально-экспрессивных оттенков Риторические вопросы содержат эмфатическое утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа Функция риторического вопроса — привлечь внимание, усилить впечатление, повысить эмоциональный тон Синтаксические средства для создания экспрессии Риторический вопрос Риторические вопросы, хоть и похожи внешне на обычное вопросительное предложение, отличаются яркой восклицательной интонацией, выражающей изумление Риторический вопрос в отличие от многих стилистических фигур, используется не только в поэтической и ораторской речи, но и в разговорной, а также в публицистических текстах, в художественной и научной прозе Не случайно авторы иногда в конце риторических вопросов ставят два знака – вопросительный и восклицательный Синтаксические средства для создания экспрессии Эллипсис Это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какоголибо члена предложения, который подразумевается из контекста Здесь пропущено сказуемое, и это придает речи особый динамизм и экспрессию Синтаксические средства для

создания экспрессии Умолчание Оборот речи, состоящий в том, что автор сознательно недосказывает мысль, предоставляя право слушателю догадаться, какие слова не произнесены Многосоюзие Бессоюзие Используется для интонационного и логического подчеркивания выделяемых предметов используется выразительная стилистическая фигура Обратная стилистическая фигура Повторяются обычно сочинительные, соединительные союзы «и», «ни» Синтаксические средства для создания экспрессии Инверсия Стилистический прием, состоящий в намеренном изменении обычного порядка слов с целью эмоционального, смыслового выделения какой-либо части высказывания Инверсия является сильным стилистическим средством создания эмфатической интонации. Если прямой порядок слов, как правило, не имеет стилистического значения, то инверсионный – всегда стилистически значим Синтаксические средства для создания экспрессии Инверсия Инверсия возможна лишь в экспрессивной речи. Этот стилистический прием используют не только писатели, но и публицисты В научном и официально-деловом стилях, как правило, порядок слов не используется в экспрессивной функции и потому инверсия не может быть оправдана Синтаксические средства для создания экспрессии Анафора Стилистический прием, заключающийся в повторении слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф Оксюморон Образное сочетание противоречащих друг другу понятий; сочетание слов с противоположным значением Синтаксические средства для создания экспрессии Синтаксический параллелизм В последнее время он стал очень популярен и в публицистическом стиле, и в различных интернет-жанрах, в том числе в социальных сетях. Это одинаковое или сходное строение соседних предложений или синтаксических отрезков Синтаксические средства для создания экспрессии Синтаксический параллелизм “Чтобы узнать цену года, спроси студента, который провалился на экзамене. Чтобы узнать цену месяца, спроси мать, родившую преждевременно. Чтобы узнать цену недели, спроси редактора еженедельника. Чтобы узнать цену часа, спроси влюблённого, ждущего свою возлюбленную. Чтобы узнать цену минуты, спроси опоздавшего на поезд. Чтобы узнать цену секунды, спроси того, кто потерял близкого человека в автомобильной катастрофе. Чтобы узнать цену одной тысячной секунды, спроси серебряного медалиста Олимпийских игр” Например: Цитата Бернара Вербера тоже — яркий пример синтаксического параллелизма


ой интерес вызывает их

01 Функционирование в разных стилях речи

02 Их огромные экспрессивные возможности

Также те трудности, которые возникают в речи

при использовании однородных членов

03

Однородные

вводные

члены

предложения и слова

Однородные члены предложения часто употребляются в книжных стилях

Они выступают как важнейшее средство подробного описания

предметов, их свойств, различных явлений, процессов и т.п.

В перечисление нередко выглядит как длинная цепочка

однородных членов, Преобладает, как правило, бессоюзная связь

книжных стилях

В при использовании однородных членов особая

четкость достигается их нумерацией, помогающей выделить и

подчеркнуть каждый из перечисляемых предметов

книжных стилях

Однородные

вводные

члены

предложения и слова

Хотя если и последний член ряда при перечислении употребляется без союза,

то ряд однородных членов воспринимается как незаконченный, открытый для

возможного дополнения. Поэтому чаще используются «закрытые» ряды

однородных членов с замыкающим союзом «и», который вносит значение

исчерпанности

Однородные

вводные

члены

предложения и слова

В однородные члены предложения также

встречаются очень часто. Ведь точность перечисления однородных понятий

– обязательное требование к языку законов

официально-деловом стиле

Однородные

вводные

члены

предложения и слова

Научный стиль: в научных работах, исследованиях авторы стремятся к

полному и подробному перечислению признаков, действий, свойственных

описываемому явлению или предмету

Однородные

вводные

члены

предложения и слова

В однородные члены не менее популярны, чем в

научной и официально-деловой, причем к их смысловой функции здесь

добавляется и эстетическая

публицистической речи

В то же время в часто используют отдельные

предложения вместо однородных членов. Такое синтаксическое

построение усиливает эмоциональность. При использовании

однородных членов напряжение речи снижается

публицистической речи

Так как журналисты используют перечисление не только как средство

логического изложения материала, но и как яркий источник речевой

экспрессии. И это сближает публицистическую речь с художественной

Однородные

вводные

члены

предложения и слова

В также однородные понятия


могут быть оторваны от предыдущих

художественной речи

Этот прием воспроизводит интонации живой речи,

создавая эффект непринужденности

Употребление однородных членов предложения влияет и на интонационный

рисунок фразы. В перечисление порождает особую

гармоничность звучания текста, создает его упорядоченность

художественной речи

В использование однородных членов предложения

может быть связано с описаниями или с созданием динамики

художественной речи

«Наступила дождливая, грязная, темная осень»

А.П.Чехов

Например:

Однородные

вводные

члены

предложения и слова

Однородные члены предложения могут осложнять, «утяжелять» синтаксическую

конструкцию: слишком длинный их перечень делает предложение громоздким

Чтобы упростить и разнообразить перечисления,

используют различные синтаксические структуры

В первую очередь - различные союзы, которые оживляют изложение и уточняют

характер связи однородных членов. Тогда однородные члены предложения могут

объединяться в группы, сопоставляться, противопоставляться

Если мы говорим при

однородных членах предложения

про союзы

Как мы уже знаем:

При отсутствии союзов конструкция образует незамкнутый ряд и не

имеет характера исчерпывающего перечисления, то же самое при

повторении союза перед каждым однородным членом

Союзы при однородных

членах предложения

Попарное соединение однородных членов

союзом возможно в следующих случаях: И

Это дает эффект неожиданности, оживляющий речь,

широко используется такой прием в публицистике

Объединяются близкие по смыслу слова

Объединяются слова-антонимы

Объединяются попарно далекие друг от друга по смыслу понятия

Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень

Он одинаково проникновенно рассказывает о похоронах

кинозвезды и о выставке дверных ручек, о юбилее

почтенного банкира и о погоде в штате Юта, о перестрелке

на соседней улице и о собственном завтраке

Например:

Например:

Предлоги при однородных

членах предложения

Возможны варианты, когда ставится один предлог либо предлог

повторяется перед каждым однородным членом

Нельзя опускать разные предлоги, повторяются предлоги

и в случае распространения однородных членов

Предлог повторяется, если его отсутствие может