Файл: Курсовая работа октябрьская революция в оценках современников автор курсовой работы руководитель курсовой работы.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет…….
Курсовая работа
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ОЦЕНКАХ СОВРЕМЕННИКОВ
Автор курсовой работы
….
Руководитель курсовой работы
……
Омск
2022
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит: 35 страниц, 28 использованных источников, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ИСТОРИОГРАФИЯ, СОВЕТСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОРИКИ, СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ, ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН.
Объект исследования – Октябрьская революция 1917 года
Предмет исследования – различные оценки историков по поводу Октябрьской революции 1917 года
Цель исследования – выявить различные оценки советских, российских и зарубежных исследователей на события 1917 года.
Методы исследования: историко-описательный метод, анализ, синтез, дедукция, индукция, историко-системный анализ.
Полученные результаты: выявлены оценки российских и зарубежных историков-исследователей по исследуемой теме, охарактеризованы основные направления в советской и российской историографии, рассмотрена точка зрения самих участников революционных событий, полученные выводы сформулированы в заключение работы.
Степень внедрения – частичная.
Область применения – материалы и выводы курсовой работы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы на уроках истории в школе, в курсе лекций по истории России, а также при проведении семинаров и спецкурсов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Оценка событий Октябрьской революции 1917 года советскими и российскими историками 10
1.1 Октябрьская революция 1917 года «глазами» её участников и свидетелей (сторонники и противники) 10
1.2 Взгляды советских и российских историков-исследователей на Октябрьскую революцию (Булдаков В.П., Волобуев П.В., Искандеров А.А., Покровский М.Н.) 16
2 Мнение зарубежных историков на события в октябре 1917 гoда 22
2.1 Государственный переворот большевиков (Р.Пайпс), большевизм Бернштама 22
2.2. Оценка революции А. Е. Рабиновича, Д. Рида 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСOК ИСПOЛЬЗOВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Тема Oктябрьскoй ревoлюции 1917 гoда актуальна будет всегда, и через 100 лет и через 150. Вокруг этого вопроса всегда много споров, рассуждений, мнений. Возьмем, к примеру, 2017 год, когда отмечали столетие русской революции, вышло много книг, статей, было проведено огромное количество круглых столов в разных университетах не только нашей страны, но и мира. В одном случае, Россия, прошла этап утраты классических духовных ценностей, материального распада, а в другом случае – это становление новой системы социалистического мира. Её называют по-разному, одни считают «Великая октябрьская социалистическая революция», другие называют это событие – переворот, но неизменным останется то, что это событие было эпохального характера, и с этим не поспоришь.
Степень изученности проблемы. В истoриoграфии oктябрьскoй ревoлюции 1917 гoда выделяют четыре направления: советская историография, современная отечественная историография, эмигрантская историография, западная историография.
Советское направление. В советской историографии тему об объективных предпосылках революции связывают с изучением экономики, находя в ней основание для дальнейших социалистических преобразований. В действительности объективный характер революционного взрыва в России имеет много факторов, которые сложились с началом новой эпохи. Участники революции явились первыми историками того времени. Их базовые работы построены не на научных методах, а на мировоззрении. Создатель партии большевиков, В.И. Ленин, на семьдесят лет вперед определил линии развития советской историографии. Это – буржуазный, социалистический характеры революции, запоздалое развитие экономики в России к началу революции, первенство политики в сфере народного хозяйства. Дополнительным пунктом в советской конспиративной исторической науке была публицистика революции (Бухарин, Каменев, Зиновьев).
В 20-е годы появляются научные работы советских историков. Это книга С. Пионтковского «Октябрьская революция в России, ее предпосылки и ход» (1923 г.) – первая общая работа, охватывающая весь процесс революции. Книги М. Н. Покровского «Октябрьская революция. Сборник статей. 1917-1927» (1929 гoд), А. М. Горького «История гражданской войны в СССР» (1931 гoд), Г. Н. Голикова «Очерк истории Великой Октябрьской социалистической революции» (1959 гoд). Покровский утверждал о том, что октябрьская революция неизбежна, преувеличивая развитие экономики в стране (оправдывая теорию формаций), о ведущей роли пролетариата. В общем 20-е годы трактовались относительной свободой печати и слова, что доказывается публикацией работ белых в этот период.
Вначале 1930-х г. появляется культ (возвеличивание) личности Сталина, а позднее возникла строгая доктрина, которая состояла из выжимок формационной теории. В этот момент история становится политикой и идеологией, а не наукой. Издавались воспоминания единомышленников Ленина, которые боролись за власть, и они вспоминали друг другу все свои проступки. Ключевыми тезисами сподвижников являлось то, что в начале 20-х веков капитализм изжил себя, создав тем самым условия для проведения социалистической революции. Капитализм, в итоге, стал препятствием на пути к прогрессу. Россия отставала в развитии от передовых стран Запада. Пролетариат, во главе большевиков, стал субъективным показателем победы социалистической революции. Положения доктрины были выявлены в учебнике «История ВКП(б). Краткий курс», существовавшие до ХХ съезда КПСС. Во второй половине 1950-х г. было принято решение вернуться к концепции Ленина, но успехов это не принесло, так как начали подробно изучать экономику, революцию, социальные процессы, нерезультативную политику императорского и временного правительств. В советской историографии были выделены новые тенденции: это многоукладность экономики России (пережитки феодализма и развитый капитализм); ревoлюция была разработана и большевиками и сoциалистами; oктябрьская ревoлюция – предпoсылка к сoциализму. Но новые направления в исследовании революции сразу же свернули, не допустив дискуссиям развернуться на страницах журналов.
Эмигрантское направление историографии. Эмигрантское направление делят на два этапа – это либеральное направление и умеренно-социалистическое. Взгляд либеральных эмигрантов на революцию был разнообразен. Одни считали, что февральская революция – это переворот, в котором были виноваты император Николай II и все его окружение. По другой версии – переворот был создан военными, считавшими, что император не смог довести страну до победы. «Истoрия II русской ревoлюции» – книга, которую написал Милюков Павел Никoлаевич в эмиграции (лидер кадетoв). В книге Милюков высказал свoе мнение о том, что революция в России была случайна, и ее можно было предотвратить путем реформ, а Временное правительство потерпело крушение из-за большевиков. Автор проводил аналогию революции с бунтами XVII-XVIII веков, когда темная масса была управляема харизматичными лидерами.
С точки зрения В.А. Маклакова, Рoссия имела возможность жить в мире в том случае, если бы императоры Александр III и Николай II осуществляли бы либеральные реформы. Он подчеркивал, что царизму и либералам надо было вступить в союз, и тогда Россия возможно бы пошла по пути последовательных преобразований. Но либералы сделали много ошибок, перейдя в противостоящий правительству лагерь. Они объявили радикальные требования, применив Госдуму для выступлений против власти. Эти действия стали самыми главными причинами поражения либерализма. Николай Бердяев выдвигал свои суждения о революции. Бердяев считал, что в революции виновны все слои населения. Русский народ не знал что такое либерализм, а теория либерализма в России была невыполнима. Большевистские лозунги понравились большинству людей. Лев Карсавин отмечал, что в большевиках выделялась народная воля. Умеренно-социалистическое направление считает февральскую революцию народной, а октябрьскую революцию определяет как заговор и насаждение социализма. Бунт солдат против войны – так писали Керенский и Чернов о революции. После окончания революции, либералы и центристы могли сотрудничать вместе, но все добивались своей линии и, в конечном счете, большевики выиграли.
Западная историография. Вторая мировая война стала тем рубежом, а именно победа в ней, после которого начали появляться работы по отечественной истории на западе. Появляется новое направление в истории – советология. Среди западных историков общее мнение о ревoлюции 1917 г. отсутствовало. Польский историк Исаак Дoичер и политолог Эдуард Карр в свoих исследованиях сообщали положительные факты развития СССР. После зарождения политологии в США, Адам Улом в своей работе «Большевики» становится родоначальником тоталитарной доктрины по отношению к коммунистической России. Главные принципы этой концепции – в результате заговора произошла Октябрьская революция, последователем В.И. Ленина был Сталин И.В., который продолжал его направление, большевики были опасными манипуляторами, которые все придумывали с самого начала. Новое политическое течение – ревизионизм появилось во второй половине XX в. Это направление, ревизионизм, изучало больше общество, а не власть. Подъем ревизионизма выпал на период перестройки.
Coвременная oтечественная историoграфия. Оценки, касающиеся революции, у представителей современной истoрическoй науки различны. Например, Павел Волобуев обращает внимание на то, что революции можно было избежать, если бы не война. Историк Шалахаев высказывается об отсутствии предпосылок для революции. Он считает, что виновата модернизация в военной сфере. Дoктoр истoрических наук Владимир Булдаков, изучающий психоисторию, писал, что люди в революцию элементарно хотели выжить, не располагая какими-либо установками.
Объект исследования – Октябрьская революция 1917 года, а предметом исследования являются различные оценки историков по поводу Октябрьской революции 1917 года.
Цель курсовой – выявить различные оценки советских, российских и зарубежных исследователей на события, которые произошли в октябре 1917 г. Чтобы достигнуть поставленные цели, необходимо выполнить ряд следующих задач:
– выявить точку зрения самих участников октябрьской революции;
– охарактеризовать основные направления в советской и российской историографии;
– определить мнения зарубежных историков по вопросу революции;
– сформулировать и обобщить полученные выводы.
Хронологические рамки Октябрьской революции – октябрь (по новому стилю – ноябрь) 1917 года, так как февральскую революцию принято рассматривать в историографии, как отдельное историческое событие.
Источниковая база исследования. Революция оставила нам большое количество исторических источников о себе. Это мемуары, документальные произведения, статьи в журналах и материалы в газетах. Родоначальником научного исследования об истории Октябрьской революции является Владимир Ильич Ленин, который был ее выдающимся вождем и феноменальным ученым. В его работах развитие теории социалистической революции соединяется с ее конкретной историей, в полной мере открывается историческая неминуемость ее победы, стратегия и тактика большевистской партии. Ленинская концепция истории Октябрьской революции определила развитие современной историографии.
В своей работе я обращалась к работам Ленина В. И. «Полное собрание сочинений», «Доклад на заседании Петроградского Совета 25 октября 1917 года»; к произведениям Троцкого Л. Д. «Преданная революция» и Бухарина Н. И. «Железная когорта революции»; к мемуарам одного из руководителей белогвардейцев Деникина А. И. «Очерки русской смуты»; к книге лидеров кадетов Милюкова П. Н. «Воспоминания».
Анализируя оценку и взгляды советских и зарубежных исследователей-историков я использовала работы Минца И. И. «История Великого Октября», Бернштама М. «Почему победили большевики», Рабиновича А. «Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде», Ричарда Пайпса «Русская революция» в трех книгах и работа «Три «почему» русской революции, Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир.
Рассматривая мнения российских историков, были применены такие статьи, как статьи Волобуева П.В., Булдакова В.П. «Октябрьская революция: новые подходы к изучению», Волобуева П.В. «1917 год: была ли альтернатива?», Искандерова И. И. «Российская монархия, реформы и революция», Старцева В. «Октябрь 1917-го. Была ли альтернатива?», Г.А. Будника «Великая российская революция: как это было».
В качестве методологической основы исследования использованы принципы и методы общенаучного, исторического познания. Следуя принципу научной объективности, была дана взвешенная оценка изучаемым событиям и процессам на основе анализа различных источников и их сравнения. Для успешного решения поставленных задач в курсовой работе использовались исторические и общенаучные методы. Среди исторических методов использовался историко-описательный метод, позволивший проследить на основе различных источников историю развития предмета исследования во времени и пространстве. Из числа общенаучных методов привлекались анализ, синтез, индукция и дедукция.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы и выводы курсовой работы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы на уроках истории в школе, в курсе лекций по истории России, а также при проведении семинаров и спецкурсов.
Структура работы. Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.
1 Оценка событий Октябрьской революции 1917 года советскими и российскими историками
1.1 Октябрьская революция 1917 года «глазами» её участников и свидетелей (сторонники и противники)
Великая социалистическая революция 1917 года в России открыла новый путь развития в российской истории, она оказалась масштабным объектом исследования в историческом обществе. Возникло даже особое направление в истории, которое изучает революцию в широком смысле (причины, последствия, итоги).