Файл: В. Р. Фараджова (И. О. Фамилия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. Коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы.

11. Межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяется через отношение к общему делу.

Ученический коллектив учебно-воспитательный. Его цель - овладение определенной суммой знаний, профессиональными умениями, навыками, формирование способностей и социально полезных качеств личности.

Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива - задача лишь начального этапа работы классного руководителя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречит личности каждого школьника. Ведь класс ячейка той социальной микросреды, с которой школьник, по словам А.С. Макаренко, входит в бесконечно множество отношений.

Подходя к освещению данной проблемы, следует подчеркнуть, что коллектив создаётся не путём разговоров и бесед о коллективизме.

Методика организации и воспитания ученического коллектива базируется на двух аспектах:

Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;

во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.

Отсюда следует два существенных вывода:

  1. В качестве важнейших среды в воспитания ученического коллектива вступает учебная и воспитательная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.

  2. В процессе организации указанных выше видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплочённого коллектива.

Педагогическую основу этой методики составляют:

  • Воспитание ученического актива;

  • Организация увлекательных мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетический и спортивно-оздоровительной деятельности.

  • Формирование здорового общественного мнения;

  • Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

От учащихся нужно не только требовать, но и приучать их к тому, чтобы они не опаздывали на занятия, соблюдали порядок на уроке, дисциплинированно вели себя на переменах, бережно относились к учебникам и школьному имуществу, проявляли знаки внимания и вежливости не только к учителям и старшим, но и друг к другу.


      В жизни младших школьников также большое значение имеет игра. Трудно представить себе детский коллектив, как коллектив неиграющих. При этом цель игры (как утверждают исследования О. С Газмана, С. А. Шмакова) какой бы она ни была по своему содержанию и характеру получить удовольствие, наслаждение. Игра, лишённая удовольствия, осуществляемая в силу необходимости просто нелепость. Если удаётся включить детей в такую игру, она немедленно затухает. Детей должна привлекать сама игра, как труд. Результат игры - те эмоциональные переживания, которые они испытывают, тот жизненный опыт, который они в ней приобретают.

     Этот опыт весьма значителен, ибо в игре дети как бы примеривают те социальные роли, которые могут им встречаться в будущем. В игре ­импровизации; игре - фантазии они «реализуют» жизненные планы и замыслы. В играх с правилами у младших школьников формируется чувство ответственной зависимости.

Таким образом, в жизни детского коллектива игра влияет и на настоящее (приносит детям радость служит удовлетворению их потребностей, создаёт атмосферу мажора), и на будущее вводит детей в ситуации аналогичные тем, в которых они будут участвовать во взрослой жизни.

     Эти свойства детской игры дают основание не только включить ее в жизнедеятельность младших школьников наряду с трудом и познанием, но и использовать её в качестве метода организации того и другого.

Также существенную роль в сплочении ученического коллективе играет общение, обмен духовными ценностями его членов в процессе их взаимодействия.

Ответы на вопросы:

  1. Дайте определение понятия «ученический коллектив».


Ученический коллектив - группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при равенстве всех членов в правах и обязанностях. 


  1. Назовите признаки ученического коллектива.


Ученический коллектив имеет признаки любого коллектива: сознательный характер объединения людей; единство общих и личных целей членов коллектива; относительная устойчивость, деятельность функционирования; чёткая организованная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений; наличие органов координации деятельности (органов самоуправления); ценностно-ориентированная единство; интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат; защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта; сплочённость; коллективистские межличностные отношения.



Однако ему присущи специфические особенности, в качестве которых можно выделить следующие:

  • Деятельность ученического коллектива направлена на самих себя, на воспитание каждой личности и всех учащихся, подготовку их к труду и общественной работе, тогда как деятельность других коллективов направлена на объекты, лежащие за их пределами (производство, спорт, оборона страны и т.д.).

  • В ученическом коллективе объектом и субъектом обучения и воспитания являются учащиеся, а центральной фигурой этого процесса выступает педагог, так как деятельность учащихся не сводится к самообучению и самовоспитанию. Процесс обучения и воспитания невозможен без взаимодействия "учащийся - педагог".

  • Особенность ученического коллектива состоит и в том, что основной вид деятельности школьников - учение, которое организует и сплачивает их единством цели, формами и методами обучения и воспитания.

  • Ученический коллектив характеризуется однородным возрастным составом, обеспечивающим общность интересов, взаимопонимание и относительную психологическую совместимость.




  1. Каковы особенности формирования ученического коллектива в начальных классах?


Младший школьный возраст – период позитивных преобразований и изменений в сфере формирования коллективистских отношений, общественно-ценных мотивов деятельности, усвоения социальных и нравственных норм, а также развития навыков общения со сверстниками и установления дружеских контактов. Поэтому необходимо учитывать следующие особенности формирования учебного коллектива:

  • Учебная деятельность должна носить общественно-полезный смысл, иметь конкретную постановку цели и строиться таким образом, чтобы она своим содержанием, методами обучения способствовала формированию организованного детского коллектива в классе.

  • Учитель создает благоприятные условия для социализации ребенка и в рамках этих условий устанавливает и объясняет учащимся общие требования к ним, режим труда и отдыха в школе, параллельно выявляя интересы воспитанников.

  • При организации деятельности ученического коллектива следует учитывать возрастные особенности детей и уровень развития коллектива.

  • Особое место следует отводить коллективным творческим делам (познавательным, трудовым, эстетическим, физкультурно-оздоровительным).

  • Воздействие воспитательного коллектива на личность осуществляется с помощью общественного мнения и позволяет овладевать богатством общественных отношений и регулировать собственное поведение.

  • Следует учитывать также активную и деятельностную природу младших школьников, а также образующуюся форму организации жизни и деятельности самих детей.





1 Оставить нужное