Файл: Теоретические аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 335

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Частное учреждение

профессиональная образовательная организация

«Гуманитарный колледж» г. Омска

(ЧУ ПОО «ГК»)
КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему «Теоретические аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста»
Выполнил: студент (ка) гр. 114дз

заочной формы обучения

Бурдова Ольга Петровна

Проверил:

Омск 2023

СОДЕРЖАНИЕ


Список использованной литературы 34


Введение
Актуальность темы. В условиях нестабильности современного мира, кризиса системы общественного дошкольного образования в России руководителю детским садом очень важно принять адекватные оперативные меры по сохранению и развитию вверенного ему учреждения.

Для успешного осуществления задач дошкольного образования решающей должна стать практика признания приоритета детского бытия, при которой в центре внимания ребенок с его природными наклонностями, возможностями, стремлениями, интересами и тому подобное. Чтобы обеспечить гармоничное единство процессов воспитания и обучения, направленное на развитие и саморазвитие детей, необходимо целенаправленное, рациональное планирование.

Приоритетное направление работы направлено на реализацию проблемы: формирование навыков самостоятельного анализа собственной педагогической деятельности.

Направления методической работы: содержание методической работы реализуется через следующие формы:

- семинары-практикумы;

- работа в режиме доверия, доброжелательности;

- ежедневная помощь;

- нормативные документы, инструктивно-методические материалы;

- материалы участия ДОУ в районных мероприятиях.

Важной и эффективной формой методической работы с воспитателями является проведение открытых занятий, которые должны отвечать современным требованиям, быть интегрированными с использованием инновационных технологий.

Степень изученности темы исследования. Теоретической основой изучения процесса методической работы воспитателя в ДОУ, стали публикации таких авторов: Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, И.В. Абдулманова, Е.А. Альябьева, В.Г. Алямовская, К.Ю. Белая, И.И. Вепрева, Н.В. Елжова, В.В. Крюкова, П.Н. Лосев, А.А. Майер, М.В. Мирошниченко, Л.В. Поздняк, Н.Г. Постолова, О.В. Скоролупова, Л.Л. Тимофеева, С.А. Титова, Л.И. Фалюшина, Н.Ю. Честнова, Н.В. Шурова, Н.В. Шушарина, Г.В. Яковлева и др.


Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы научного исследования.

Объект исследования: дошкольное воспитание как педагогический процесс.

Предмет исследования: методическая работа воспитателя.

Цель исследования: изучить теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать организацию и содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольных учебных заведениях;

- рассмотреть научно-теоретические подходы к определению сущности методической работы в современном дошкольном учреждении;

- охарактеризовать технологии и формы организации эффективной методической деятельности в дошкольном учебном заведении.

Методы исследования: во время выполнения работы были использованы такие общенаучные методы исследования как литературный метод, анализ, синтез, метод сравнения, классификации и обобщения, педагогическое наблюдение.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.

Объем исследования: 30 страниц печатного текста.

Список использованной литературы содержит 20 источников.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения теоретических и прикладных аспектов методической работы воспитателя в ДОУ
Организация учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении направлена на реализацию основных задач дошкольного учебного заведения1.

Содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном учреждении определяется Базовым компонентом дошкольного образования и реализуется в соответствии с программами развития, обучения, воспитания детей. Допускается одновременное использование вариативных программ, определенных Перечнем программ, учебников и учебных пособий, рекомендованных для использования в общеобразовательных учебных заведениях. Дошкольное учебное заведение и его отдельные группы выбирают для работы одну из указанных программ. Решение о выборе программы обсуждается и одобряется педагогическим советом заведения.



Учебный год в нем начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.

Деятельность дошкольного учебного заведения регламентируется планом работы на год, который одобряется педагогическим советом заведения, утверждается его руководителем и соглашается с соответствующим органом управления образованием.

В учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного заведения используются следующие основные формы организации детей: специально организованная учебная деятельность (занятия), игры, самостоятельная деятельность детей (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.), индивидуальная работа, наблюдение, экскурсии, походы, праздники и развлечения, кружки и тому подобное. Они могут быть организованы фронтально, подгруппами, индивидуально в зависимости от возраста детей, педагогической цели, материально-технического обеспечения заведения, профессионального мастерства педагога.

Основной формой организованной учебной деятельности детей дошкольного возраста остаются занятия по различным разделам программы (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).

Продолжительность специально организованной учебной деятельности (занятия) для детей раннего возраста - до 10-15 минут, младшего дошкольного возраста - от 15 до 25 минут (5-6 групповых занятий в неделю), старшего дошкольного возраста - от 25 до 35 минут (7-8 групповых занятий в неделю).

При составлении расписания занятий необходимо учитывать их доминирующую нагрузку на ребенка (психическое, физическое, эмоциональное), предусматривать рациональное чередование видов деятельности (умственная, двигательная, практически-прикладная) на каждом из них и целесообразное использование мест для проведения занятий (в частности, спортивного и музыкального зала, студийных комнат, бассейн, игровая, спортивная площадка, цветочный сад и т. д.)2.

Организованная учебная деятельность детей в форме занятий планируется преимущественно в первую половину дня. В отдельных случаях допускается проведение некоторых занятий во второй половине дня. Это может касаться физической культуры (в частности, по плаванию), изобразительной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста. Элементы учебной деятельности включаются также в другие формы работы с детьми в повседневные (игры, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, наблюдение, дежурства и т. д.).

Организуя учебную деятельность важно систематически использовать задачи из теории решения изобретательских экспериментально-исследовательской деятельности, проблемно-поисковые ситуации и другие методы, и приемы, что положительно зарекомендовали себя в современной дидактике. Следует сочетать вербальные, наглядные и практические методы, отводить должное место продуктивным видам деятельности, в которых дошкольник способен к самовыражению и самореализации (рисование, лепка, конструирование, художественный труд), а также речевой, двигательной, музыкальной деятельности
3. С учетом разного уровня интеллектуального развития, различий в направленности познавательных интересов отдельных детей целесообразно дифференцировать работу с ними на занятиях и в повседневной жизни, объединяя детей в подгруппы и подбирая для каждой из них учебный материал разного содержания, сложности и соответствующие методы и приемы.

Учитывая то, что ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, игра широко используется в образовательном процессе дошкольного учебного заведения как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет предоставляется творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественной деятельности) и играм с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные и т. д.).

В течение всего дня организуются различные виды игр с учетом возраста детей, их игровых интересов, места игры в режиме дня, места проведения, содержания предыдущих и следующих форм работы, сезонных условий, степени физической и интеллектуальной нагрузки на детей.

Переориентация учебно-воспитательного процесса в современном дошкольном учебном заведении на развитие детской личности оказывает особое значение таким формам организации жизнедеятельности дошкольника как его самостоятельная деятельность и индивидуальная работа с ним.

Самостоятельная деятельность детей организуется во всех возрастных группах ежедневно в первой и второй половине дня. В течение дня сочетаются различные по содержательной направленности ее виды (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.) и постепенно привлекаются к участию в них все дети данной группы. Содержание и уровень самостоятельной деятельности детей зависят от их опыта, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческой воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства4.

Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.


Индивидуальная работа с детьми как самостоятельная организационная форма проводится с детьми всех возрастов в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т. п) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных детей, дополнительных занятий с отдельными детьми (новенькими, часто пропускающими через болезнь, другие причины и хуже усваивают программный материал во время фронтальной работы).

Кружки (студии, секции) являются дополнительной организационной формой образовательного процесса. Возможно различное профильное направление кружков: эстетического цикла (изобразительной деятельности, художественного труда, игры на музыкальных инструментах, хореографические, вокальные, театральные), спортивные (гимнастики, акробатики, ритмической гимнастики, плавания, настольного тенниса и т. д), иностранного языка и др. Они организуются с учетом интересов и способностей самих воспитанников, запросов родителей, имеющихся материальных условий и кадрового обеспечения. Содержание кружковой работы определяется авторскими программами, которые составляются руководителями кружков на основе собственной педагогической деятельности, изучение опыта инновационной деятельности, обязательно согласуется с образовательной программой, по которой работает заведение и отражается в годовом плане работы. Если кружковая работа организуется как дополнительная образовательная услуга (платная), ее программа утверждается на уровне местного органа управления образования в установленном порядке.

Кружковые занятия проводятся во второй половине дня, во время, отведенное для игр и самостоятельной художественной деятельности детей. Продолжительность их соответствует указанным выше нормам для учебных занятий, а периодичность проведения составляет 1-2 раза в неделю. Оптимальными являются наполняемость кружковых групп - 10-12 человек на одном занятии и посещение одним ребенком одного кружка в день.

В общем раскладе кружковых занятий рационально согласуются занятия кружков разных профильных направлений для детей разных возрастных групп, избегается дублирование тех видов деятельности, на которых базируются учебные занятия в первой половине дня5.

Другие организационные формы, имеющие место в образовательном процессе дошкольного учебного заведения, организуются и проводятся в соответствии определенных действующими программами требований.