ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический
(наименование института полностью)
Кафедра ___« Педагогики и методик преподавания»_______________
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
44.03.02 Психологопедагогическое образование
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Психология и педагогика начального образования
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание №1
по учебному курсу «Теории и технологии ознакомления младшего дошкольника с окружающим миром »
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | В.Р. Фараджова (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп-1902а (И.О. Фамилия) | |
Преподаватель | (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Практическая работа № 3. Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ.
Задание. Проведите по вопросам анализ содержания примерной программы для 1 класса по окружающему миру и программы авторов УМК, по которому Вы работаете, методический аппарат учебника (должен быть включен в ФПУ).
1) Проанализируйте раздел «Содержание». Соотнесите содержание тематических разделов примерной программы учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса и программы автором УМК, по которому Вы работаете. Что добавилось в содержании каждого раздела, что исключили?
Автор УМК: Плешаков А.А. «Школа России»
Тематические разделы в примерной рабочей программе по окружающему миру для 1 класса | Что добавилось нового в содержание в примерной рабочей программе по окружающему миру для 1 класса по сравнению с программой авторов УМК, по которому Вы работаете? | Что исключили из содержания примерной рабочей программы по окружающему миру для 1 класса по сравнению с программой авторов УМК, по которому Вы работаете? |
Человек и общество | Вся данная программа конкретизирует разделы по классам. Различие в названии и последовательности содержания разделов. Добавили в раздел темы такие как: Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха. | Перенесено в другой тематический раздел: Транспорт. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи – почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации - радио, телевидение, пресса, интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. |
Человек и природа | Добавили в раздел такие темы как: Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. | Перенесено в другой тематический раздел: Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Дневное и ночное небо. Форма Земли и Солнца. Глобус – модель Земли. Луна – спутник Земли, её особенности. Погода, причины возникновения дождя и ветра. Наблюдение за погодой своего края. Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд). Пресная и морская вода. Движение воды от истока к устью. Вода. Свойства воды. Значение воды для живой природы. Состояния воды (снег и лёд). Общее представление о строении тела человека. Гигиена систем органов. |
Правила безопасной жизни | Добавили в раздел такие темы как: Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | Перенесено в другой тематический раздел: Правила безопасного поведения в природе. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Источники мусора в быту. Источники загрязнения планеты и способы её защиты. |
2) По одному из разделов программы сравните программное содержание одного (по выбору) тематического блока в «Тематическом планировании» рабочей программы по окружающему миру для 1 класса и авторской рабочей программы по окружающему миру УМК для 1 класса, по которому Вы работаете. Сделайте вывод о том, какие коррективы необходимо будет внести учителю в рабочую программу.
Например, в тематическом разделе «Человек и природа» можно выделить тематические блоки: «Живая и неживая природа», «Растения», «Животные». Анализировать нужно один блок по выбору.
Раздел программы (Человек и общество, Человек и природа, Правила безопасной жизни)
Тематический блок: Правила безопасной жизни
Название аналогичного тематического блока в авторской программе УМК, по которому Вы работаете:
Правила безопасной жизни
Содержание тематического блока в примерной рабочей программе по окружающему миру для 1 класса | Содержание тематического блока в авторской рабочей программе по окружающему миру УМК для 1 класса, по которому Вы работаете | Что нужно добавить в содержание Вашей программы, чтобы она соответствовала примерной программе? | Какой материал в Вашей программе будет носить пропедевтический характер (в связи с тем, что он отсутствует в примерной программе или изучается в следующем классе). |
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет | Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при езде на велосипеде. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасности при использовании компьютера, мобильного телефона. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. | Нужно перенести из одного тематического блока некоторые темы в другой тематический блок. Такие темы как: Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. | Нет тем, которые отсутствуют или изучается в следующем классе. |
3) Выберите одну тему урока из выбранного тематического блока. Проанализируйте учебные задания по данной теме (методический аппарат учебника) с точки зрения возможности формирования конкретных предметных или метапредметных результатов. Дополните работу по данной теме рекомендуемыми в примерной программе видами учебной деятельности (из раздела «Тематическое планирование»).
Тема урока «Что вокруг нас может быть опасным?»
Содержание учебного материала | ||
Формируемые умения (из примерной рабочей программы) | Учебные задания, вопросы, имеющиеся в УМК (характеристика задания, а не его номер) | Дополнительный вид работы из раздела «Тематическое планирование» примерной рабочей программы по данному разделу |
Предметное или УУД (а именно): Уметь оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку. | Учебник на с.48-49 фишками закройте те знаки, которые касаются нас, пешеходов. Сравни рисунки. Чем они отличаются эти дороги? О какой из них можно сказать «дорога с односторонним движением», а о какой – «дорога с двусторонним движением? Какая дорогая имеет перекресток? Какая дорога регулируется светофором? РТ на стр.23. какие ошибки допускают дети, изображённые художником Знаешь ли ты, что такое «зебра»? Это знак или разметка дороги? | Дидактическая игра по теме, например, «Правила поведения на улицах и дорогах, дорожные знаки» |
4)Сделайте вывод о соответствии или несоответствии содержания учебного материала и методического аппарата УМК требованиям примерной рабочей программы учебного предмета (ПРП).
В примерной РП по предмету «Окружающий мир» по новым стандартам цели изучения предмета более конкретные и четкие. Вся данная программа конкретизирует разделы по классам в отличие от авторской РП. В содержании учебного предмета «Окружающий мир» три раздела «Человек и общество», «Человек и природа» , «Правила безопасной жизни». В содержании учебного предмета «Окружающий мир» в примерной РП и в авторской программе по «Школе России» разделы совпадают. В тематическом планировании прописывается количество часов по разделам по классам. Названия, последовательность изучения тем в учебниках по программе «Школа России» отличаются от примерной РП.
.