Файл: Российской Федерации Сибирский университет потребительской кооперации.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
движениясердцаисосудов, дыхательногоаппарата, моторикажелудочно-кишечноготракта, движениеклетокмозга, т.е. огромноеколичестводвижений, сутьизакономерностикоторыхтребуютсамогопристальногоизучениякакфакторапреобразованиявцеломдвигательнойкультурычеловека. Важнойпроблемойявляетсясоотношениевнутреннейивнешнейформдвигательнойдеятельности.
Внешняясредаиеевоздействиенаорганизмижизнедеятельностьчеловека
Начеловекавоздействуютразличныефакторыокружающейсреды. Приизучениимногообразныхвидовегодеятельностинеобойтисьбезучетавлиянияприродныхфакторов (барометрическоедавление, газовыйсоставивлажностьвоздуха, температураокружающейсреды, солнечнаярадиация - такназываемаяфизическаяокружающаясреда), биологическихфактороврастительногоиживотногоокружения, атакжефакторовсоциальнойсредысрезультатамибытовой, хозяйственной, производственнойитворческойдеятельностичеловека.
Извнешнейсредыворганизмпоступаютвещества, необходимыедляегожизнедеятельностииразвития, атакжераздражители (полезныеивредные), которыенарушаютпостоянствовнутреннейсреды. Организмпутемвзаимодействияфункциональныхсистемвсяческистремитсясохранитьнеобходимоепостоянство
своейвнутреннейсреды.
Деятельностьвсехоргановиихсистемвцелостноморганизмехарактеризуетсяопределеннымипоказателями, имеющимитеилииныедиапазоныколебаний. Одниконстантыстабильныидовольножесткие (например, рНкрови 7,36 - 7,40, температуратела - впределах 35 - 42°), другиеивнормеотличаютсязначительнымиколебаниями (например, ударныйобъемсердца - количествокрови, выбрасываемойзаодносокращение - 50 - 200 см). Низшиепозвоночные, укоторыхрегуляцияпоказателей, характеризующихсостояниевнутреннейсреды, несовершенна, оказываютсявовластифакторовокружающейсреды. Например, лягушка, необладаямеханизмом, регулирующимпостоянствотемпературытела, дублируеттемпературувнешнейсредынастолько, чтозимойвсежизненныепроцессыунеезатормаживаются, алетом, оказавшисьвдалекеотводы, онавысыхаетигибнет. Впроцессефилогенетическогоразвитиявысшиеживотные, втомчислеичеловек, какбысамисебяпоместиливтеплицу, создавсвоюстабильнуювнутреннююсредуиобеспечивтемсамымотносительнуюнезависимостьотвнешнейсреды.
Природныеисоциально-биологическиелогическиефакторы, влияющиенаорганизмчеловека, неразрывносвязанысвопросамиэкологическогохарактера.
Экология (отгреческого: oikos - дом, жилище, родина; logos - понятие, учение) - этоиобластьзнания, ичастьбиологии, иучебнаядисциплина, икомплекснаянаука. Экологиярассматриваетвзаимоотношенияорганизмовдругсдругомиснеживымикомпонентамиприроды. Экологиячеловекаизучаетзакономерностивзаимодействиячеловекасприродой, проблемысохраненияиукрепленияздоровья. Человекзависитотусловийсредыобитанияточнотакже, какприродазависитотчеловека. Междутемвлияниепроизводственнойдеятельностинаокружающуюприроду (загрязнениеатмосферы, почвы, водоемовотходамипроизводства, вырубкалесов, повышеннаярадиацияврезультатеаварийинарушенийтехнологий) ставитподугрозусуществованиесамогочеловека. Кпримеру, вкрупныхгородахзначительноухудшаетсяестественнаясредаобитания, нарушаютсяритмжизни, психоэмоциональнаяситуациятруда, быта, отдыха, меняетсяклимат. Вгородахинтенсивностьсолнечнойрадиациина
15 - 20% ниже, чемвприлегающейместности, среднегодоваятемпературавышена 1 - 2°, менеезначительнысуточныеисезонныеколебания, нижеатмосферноедавление, загрязненныйвоздух. Всеэтиизмененияоказываюткрайненеблагоприятноевоздействиенафизическоеипсихическоездоровьечеловека. Экологическиепроблемынапрямуюсвязаныспроцессоморганизацииипроведениясистематическихзанятийфизическимиупражнениямииспортом, атакжесусловиями, вкоторыхонипроисходят.
Средствафизическойкультуры, обеспечивающиеустойчивостьорганизмакнеблагоприятнымфакторам
Основноесредствофизическойкультуры - физическиеупражнения. Существуетфизиологическаяклассификацияупражнений, вкоторойвсямногообразнаямышечнаядеятельностьобъединенавотдельныегруппыупражненийпофизиологическимпризнакам. Устойчивостьорганизмакнеблагоприятнымфакторамзависитот: врожденныхиприобретенныхсвойств. Онавесьмаподвижнаиподдаетсятренировкекаксредствамимышечныхнагрузок, такиразличнымивнешнимивоздействиями (температурнымиколебаниями, недостаткомилиизбыткомкислорода, углекислогогаза). Отмечено, например, чтофизическаятренировкапутемсовершенствованияфизиологическихмеханизмовповышаетустойчивостькперегреванию, переохлаждению, гипоксии,
действиюнекоторыхтоксическихвеществ, снижаетзаболеваемостьиповышаетработоспособность.
Тренированныелыжникиприохлажденииихтеладо 35° сохраняютвысокуюработоспособность. Еслинетренированныелюдиневсостояниивыполнятьработуприподъемеихтемпературыдо 37 - 38°, тотренированныеуспешносправляютсяснагрузкойдажетогда, когдатемператураихтеладостигает 39° иболее.
Улюдей, которыесистематическииактивнозанимаютсяфизическимиупражнениями, повышаетсяпсихическая, умственнаяиэмоциональнаяустойчивостьпривыполнениинапряженнойумственнойилифизическойдеятельности.
Кчислуосновныхфизических (илидвигательных) качеств, обеспечивающихвысокийуровеньфизическойработоспособностичеловека, относятсилу, быстротуивыносливость, которыепроявляютсявопределенныхсоотношенияхвзависимостиотусловийвыполнениятойилиинойдвигательнойдеятельности, еехарактера, специфики, продолжительности, мощностииинтенсивности. Кназваннымфизическимкачествамследуетдобавитьгибкостьиловкость, которыевомногомопределяютуспешностьвыполнениянекоторыхвидовфизическихупражнений. Многообразиеиспецифичностьвоздействияупражненийнаорганизмчеловекаможнопонять, ознакомившисьсфизиологической
Внешняясредаиеевоздействиенаорганизмижизнедеятельностьчеловека
Начеловекавоздействуютразличныефакторыокружающейсреды. Приизучениимногообразныхвидовегодеятельностинеобойтисьбезучетавлиянияприродныхфакторов (барометрическоедавление, газовыйсоставивлажностьвоздуха, температураокружающейсреды, солнечнаярадиация - такназываемаяфизическаяокружающаясреда), биологическихфактороврастительногоиживотногоокружения, атакжефакторовсоциальнойсредысрезультатамибытовой, хозяйственной, производственнойитворческойдеятельностичеловека.
Извнешнейсредыворганизмпоступаютвещества, необходимыедляегожизнедеятельностииразвития, атакжераздражители (полезныеивредные), которыенарушаютпостоянствовнутреннейсреды. Организмпутемвзаимодействияфункциональныхсистемвсяческистремитсясохранитьнеобходимоепостоянство
своейвнутреннейсреды.
Деятельностьвсехоргановиихсистемвцелостноморганизмехарактеризуетсяопределеннымипоказателями, имеющимитеилииныедиапазоныколебаний. Одниконстантыстабильныидовольножесткие (например, рНкрови 7,36 - 7,40, температуратела - впределах 35 - 42°), другиеивнормеотличаютсязначительнымиколебаниями (например, ударныйобъемсердца - количествокрови, выбрасываемойзаодносокращение - 50 - 200 см). Низшиепозвоночные, укоторыхрегуляцияпоказателей, характеризующихсостояниевнутреннейсреды, несовершенна, оказываютсявовластифакторовокружающейсреды. Например, лягушка, необладаямеханизмом, регулирующимпостоянствотемпературытела, дублируеттемпературувнешнейсредынастолько, чтозимойвсежизненныепроцессыунеезатормаживаются, алетом, оказавшисьвдалекеотводы, онавысыхаетигибнет. Впроцессефилогенетическогоразвитиявысшиеживотные, втомчислеичеловек, какбысамисебяпоместиливтеплицу, создавсвоюстабильнуювнутреннююсредуиобеспечивтемсамымотносительнуюнезависимостьотвнешнейсреды.
Природныесоциально-экологическиефакторыиихвоздействиенаорганизм
Природныеисоциально-биологическиелогическиефакторы, влияющиенаорганизмчеловека, неразрывносвязанысвопросамиэкологическогохарактера.
Экология (отгреческого: oikos - дом, жилище, родина; logos - понятие, учение) - этоиобластьзнания, ичастьбиологии, иучебнаядисциплина, икомплекснаянаука. Экологиярассматриваетвзаимоотношенияорганизмовдругсдругомиснеживымикомпонентамиприроды. Экологиячеловекаизучаетзакономерностивзаимодействиячеловекасприродой, проблемысохраненияиукрепленияздоровья. Человекзависитотусловийсредыобитанияточнотакже, какприродазависитотчеловека. Междутемвлияниепроизводственнойдеятельностинаокружающуюприроду (загрязнениеатмосферы, почвы, водоемовотходамипроизводства, вырубкалесов, повышеннаярадиацияврезультатеаварийинарушенийтехнологий) ставитподугрозусуществованиесамогочеловека. Кпримеру, вкрупныхгородахзначительноухудшаетсяестественнаясредаобитания, нарушаютсяритмжизни, психоэмоциональнаяситуациятруда, быта, отдыха, меняетсяклимат. Вгородахинтенсивностьсолнечнойрадиациина
15 - 20% ниже, чемвприлегающейместности, среднегодоваятемпературавышена 1 - 2°, менеезначительнысуточныеисезонныеколебания, нижеатмосферноедавление, загрязненныйвоздух. Всеэтиизмененияоказываюткрайненеблагоприятноевоздействиенафизическоеипсихическоездоровьечеловека. Экологическиепроблемынапрямуюсвязаныспроцессоморганизацииипроведениясистематическихзанятийфизическимиупражнениямииспортом, атакжесусловиями, вкоторыхонипроисходят.
Средствафизическойкультуры, обеспечивающиеустойчивостьорганизмакнеблагоприятнымфакторам
Основноесредствофизическойкультуры - физическиеупражнения. Существуетфизиологическаяклассификацияупражнений, вкоторойвсямногообразнаямышечнаядеятельностьобъединенавотдельныегруппыупражненийпофизиологическимпризнакам. Устойчивостьорганизмакнеблагоприятнымфакторамзависитот: врожденныхиприобретенныхсвойств. Онавесьмаподвижнаиподдаетсятренировкекаксредствамимышечныхнагрузок, такиразличнымивнешнимивоздействиями (температурнымиколебаниями, недостаткомилиизбыткомкислорода, углекислогогаза). Отмечено, например, чтофизическаятренировкапутемсовершенствованияфизиологическихмеханизмовповышаетустойчивостькперегреванию, переохлаждению, гипоксии,
действиюнекоторыхтоксическихвеществ, снижаетзаболеваемостьиповышаетработоспособность.
Тренированныелыжникиприохлажденииихтеладо 35° сохраняютвысокуюработоспособность. Еслинетренированныелюдиневсостояниивыполнятьработуприподъемеихтемпературыдо 37 - 38°, тотренированныеуспешносправляютсяснагрузкойдажетогда, когдатемператураихтеладостигает 39° иболее.
Улюдей, которыесистематическииактивнозанимаютсяфизическимиупражнениями, повышаетсяпсихическая, умственнаяиэмоциональнаяустойчивостьпривыполнениинапряженнойумственнойилифизическойдеятельности.
Кчислуосновныхфизических (илидвигательных) качеств, обеспечивающихвысокийуровеньфизическойработоспособностичеловека, относятсилу, быстротуивыносливость, которыепроявляютсявопределенныхсоотношенияхвзависимостиотусловийвыполнениятойилиинойдвигательнойдеятельности, еехарактера, специфики, продолжительности, мощностииинтенсивности. Кназваннымфизическимкачествамследуетдобавитьгибкостьиловкость, которыевомногомопределяютуспешностьвыполнениянекоторыхвидовфизическихупражнений. Многообразиеиспецифичностьвоздействияупражненийнаорганизмчеловекаможнопонять, ознакомившисьсфизиологической