Файл: Российской Федерации Сибирский университет потребительской кооперации.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
классификациейфизическихупражнений (сточкизренияспортивныхфизиологов). Восновуееположеныопределенныефизиологическиеклассификационныепризнаки, которыеприсущивсемвидаммышечнойдеятельности, входящимвконкретнуюгруппу. Так, похарактерумышечныхсокращенийработамышцможетноситьстатическийилидинамическийхарактер. Деятельностьмышцвусловияхсохранениянеподвижногоположениятелаилиегозвеньев, атакжеупражнениемышцприудержаниикакого-либогрузабезегоперемещенияхарактеризуетсякакстатическаяработа (статическоеусилие). Статическимиусилиямихарактеризуетсяподдержаниеразнообразныхпозтела, аусилиямышцпридинамическойработесвязанысперемещениямителаилиегозвеньеввпространстве.
Какизвестно, неправильноорганизованныйтрудстудентовможетпринестивредздоровью. Поэтомубольшоезначениеимеетналаживаниерациональногообразажизни. Человек, умеющийсостуденческойпорыправильноорганизоватьрежимсвоеготрудаиотдыха, вбудущемнадолгосохранитбодростьитворческуюактивность.
Четкоевыполнениехотябывтечениенесколькихнедельзаранеепродуманногоиразумносоставленногораспорядкадняпоможетстудентувыработатьусебядинамическийстереотип
. Егофизиологическаяоснова - формированиевкоребольшихполушарийопределеннойпоследовательностипроцессоввозбужденияиторможения, необходимыхдляэффективнойдеятельности.
Помиморазумногораспорядкаднявыделимследующиесоставныечастирациональногообразажизнистудента, отсоблюдениякоторыхзависятуспехвучебеихорошеездоровье: гигиенаумственноготруда, правильноепитание, сон, оптимальнаядвигательнаяактивность, избавлениеотвредныхпривычек.
Можновыделитьтривидаумственнойдеятельности. Кпервомуотноситсялегкаяумственнаяработа: чтениехудожественнойлитературы, разговорсинтереснымсобеседником. Такаядеятельностьможетпродолжатьсядлительноевремябезпоявленияутомления, таккакприеевыполнениипсихофизиологическиемеханизмыфункционируютсневысокойстепеньюнапряжения.
Второйвидумственнойдеятельностиможноназвать «оперативныммышлением», таккаконхарактерендлятрудаоператоров, диспетчеров. Устудентов - этоповторениепройденногоматериала, решениематематическихзадачпоизвестномуалгоритму, переводиностранноготекстанарусскийязык. Вданномслучаепсихофизиологическиемеханизмымозгаработаютсбольшимнапряжением. Эффективноподобнаядеятельностьможет
продолжаться 1,5-2 часа.
Ктретьемувидуотноситсяработа, отличающаясянаиболеевысокойинтенсивностью. Этоусвоениеновойинформации, созданиеновыхпредставленийнабазестарых. Притакогородадеятельностипроисходитнаиболееактивноефункционированиефизиологическихмеханизмов, осуществляющихпроцессымышленияизапоминания.
Знаниеприведеннойклассификациидолжнопомочьстудентамправильноорганизоватьсвойучебныйтруд. Специалистыпогигиенеумственноготрудасчитают, чтоприоперативноммышлениицелесообразноделатьперерывычерез 1,5-2 часа, апритретьемвидеумственнойдеятельности - через 40-50 минут. Следуетподчеркнуть, чтомыслительныепроцессывмозгузатухаютмедленно. Поэтому 5-10-минутныепаузы, отводимыедляотдыха, ненарушатэффективностьпоследующеговыполненияумственнойработы, атолькопомогутвосстановитьэнергиюнейроновмозга.
Вовремятакогоперерываорганизмуполезнодаватьфизическуюнагрузкуввидепрогулкиилинебольшогокомплексагимнастическихупражнений. Научнымиисследованиямидоказанаэффективностьтакогоактивногоотдыха. Мышцыкакбы «подзаряжают» мозг.
Немалоевлияниенапродуктивностьумственноготрудаоказываютфизическиефакторывнешнейсреды. Установлено
, чтооптимальнаятемпературавоздухадолжнабыть 18-22°, аотносительнаявлажность - 50-70%. Длительноепребываниестудентоввпомещениистемпературой 25-27° приводиткзначительномунапряжениюфизиологическихфункцийорганизма. Этоотрицательносказываетсянакачествевыполняемойработы, атакженавегетативныхфункциях: деятельностисердечно-сосудистой, дыхательнойидругихсистем.
Клеткиголовногомозга, какужеотмечалось, отличаютсяособенноинтенсивнымэнергетическимобменом. Поэтомудляуспешнойумственнойработынеобходимонаходитьсявпомещенииснормальнымсодержаниемкислорода.
Санитарно-гигиеническиеисследованияпомоглиустановить, чтоужепослепервойлекциисодержаниедиоксидауглерода (углекислогогаза) ваудиториидостигает 0,15-0,45 %, т. е. увеличиваетсяв 5-15 разпосравнениюснормой. Крометого, ваудиториях, читальныхзалах, особенноеслионипереполнены, в 2 разаувеличиваетсяокисляемостьвоздуха, возрастаетконцентрацияаммиака, угарногогаза, сероводородаирядадругихвеществ, вредныхдляздоровья. Всеэтоговоритонеобходимостипроветриватьаудитории. Ксожалению, многиестудентыпренебрегаютэтимправилом.
Накачествеумственной
деятельностизначительносказываетсяиналичиешума. Обычноваудиторияхегозначениесоставляет 40-50 дБ. Поданнымгигиенытрудашумдо 40 дБневлияетотрицательнонасостояниеорганизма, превышениеэтогопоказателяснижаеттрудоспособность, вредноотражаетсяназдоровьечеловека.
Немалоспороввозникаетвокругвопросаобиспользованиимузыкивпроцессеумственноготруда. ВенгерскийученыйАлмазикатегорическиутверждает, чтововремяумственнойработыпрослушиваниедаженегромкоймузыкинецелесообразно. Онсчитает, чтовоздействиемузыкиспособствуетболеебыстромуистощениюнервныхцентровиувеличиваетрасход «психическойэнергии».
Помнениюсоветскихученых, негромкаямелодичнаямузыканесколькоповышаетпродуктивностьумственнойработы. ИнтересныйэкспериментбылпроведенвКазанскомуниверситетеЮ. А. Цагарелли, Оценивалсяисходныйуровеньэмоциональногосостояния. Затемстудентыподвергалисьстрессовомувоздействию - проверкепреподавателемихзнанийпоиностранномуязыкуспроставлениемоценки. Уровеньэмоциональноговозбуждениярезковозрастал. Послеэтогостудентампредлагаливтечение 2,5-3 минпрослушатьклассическуюиджазовуюмузыку.
Послепрослушиванияклассическоймузыкиснижениеуровня
Какизвестно, неправильноорганизованныйтрудстудентовможетпринестивредздоровью. Поэтомубольшоезначениеимеетналаживаниерациональногообразажизни. Человек, умеющийсостуденческойпорыправильноорганизоватьрежимсвоеготрудаиотдыха, вбудущемнадолгосохранитбодростьитворческуюактивность.
Четкоевыполнениехотябывтечениенесколькихнедельзаранеепродуманногоиразумносоставленногораспорядкадняпоможетстудентувыработатьусебядинамическийстереотип
. Егофизиологическаяоснова - формированиевкоребольшихполушарийопределеннойпоследовательностипроцессоввозбужденияиторможения, необходимыхдляэффективнойдеятельности.
Помиморазумногораспорядкаднявыделимследующиесоставныечастирациональногообразажизнистудента, отсоблюдениякоторыхзависятуспехвучебеихорошеездоровье: гигиенаумственноготруда, правильноепитание, сон, оптимальнаядвигательнаяактивность, избавлениеотвредныхпривычек.
Можновыделитьтривидаумственнойдеятельности. Кпервомуотноситсялегкаяумственнаяработа: чтениехудожественнойлитературы, разговорсинтереснымсобеседником. Такаядеятельностьможетпродолжатьсядлительноевремябезпоявленияутомления, таккакприеевыполнениипсихофизиологическиемеханизмыфункционируютсневысокойстепеньюнапряжения.
Второйвидумственнойдеятельностиможноназвать «оперативныммышлением», таккаконхарактерендлятрудаоператоров, диспетчеров. Устудентов - этоповторениепройденногоматериала, решениематематическихзадачпоизвестномуалгоритму, переводиностранноготекстанарусскийязык. Вданномслучаепсихофизиологическиемеханизмымозгаработаютсбольшимнапряжением. Эффективноподобнаядеятельностьможет
продолжаться 1,5-2 часа.
Ктретьемувидуотноситсяработа, отличающаясянаиболеевысокойинтенсивностью. Этоусвоениеновойинформации, созданиеновыхпредставленийнабазестарых. Притакогородадеятельностипроисходитнаиболееактивноефункционированиефизиологическихмеханизмов, осуществляющихпроцессымышленияизапоминания.
Знаниеприведеннойклассификациидолжнопомочьстудентамправильноорганизоватьсвойучебныйтруд. Специалистыпогигиенеумственноготрудасчитают, чтоприоперативноммышлениицелесообразноделатьперерывычерез 1,5-2 часа, апритретьемвидеумственнойдеятельности - через 40-50 минут. Следуетподчеркнуть, чтомыслительныепроцессывмозгузатухаютмедленно. Поэтому 5-10-минутныепаузы, отводимыедляотдыха, ненарушатэффективностьпоследующеговыполненияумственнойработы, атолькопомогутвосстановитьэнергиюнейроновмозга.
Вовремятакогоперерываорганизмуполезнодаватьфизическуюнагрузкуввидепрогулкиилинебольшогокомплексагимнастическихупражнений. Научнымиисследованиямидоказанаэффективностьтакогоактивногоотдыха. Мышцыкакбы «подзаряжают» мозг.
Немалоевлияниенапродуктивностьумственноготрудаоказываютфизическиефакторывнешнейсреды. Установлено
, чтооптимальнаятемпературавоздухадолжнабыть 18-22°, аотносительнаявлажность - 50-70%. Длительноепребываниестудентоввпомещениистемпературой 25-27° приводиткзначительномунапряжениюфизиологическихфункцийорганизма. Этоотрицательносказываетсянакачествевыполняемойработы, атакженавегетативныхфункциях: деятельностисердечно-сосудистой, дыхательнойидругихсистем.
Клеткиголовногомозга, какужеотмечалось, отличаютсяособенноинтенсивнымэнергетическимобменом. Поэтомудляуспешнойумственнойработынеобходимонаходитьсявпомещенииснормальнымсодержаниемкислорода.
Санитарно-гигиеническиеисследованияпомоглиустановить, чтоужепослепервойлекциисодержаниедиоксидауглерода (углекислогогаза) ваудиториидостигает 0,15-0,45 %, т. е. увеличиваетсяв 5-15 разпосравнениюснормой. Крометого, ваудиториях, читальныхзалах, особенноеслионипереполнены, в 2 разаувеличиваетсяокисляемостьвоздуха, возрастаетконцентрацияаммиака, угарногогаза, сероводородаирядадругихвеществ, вредныхдляздоровья. Всеэтоговоритонеобходимостипроветриватьаудитории. Ксожалению, многиестудентыпренебрегаютэтимправилом.
Накачествеумственной
деятельностизначительносказываетсяиналичиешума. Обычноваудиторияхегозначениесоставляет 40-50 дБ. Поданнымгигиенытрудашумдо 40 дБневлияетотрицательнонасостояниеорганизма, превышениеэтогопоказателяснижаеттрудоспособность, вредноотражаетсяназдоровьечеловека.
Немалоспороввозникаетвокругвопросаобиспользованиимузыкивпроцессеумственноготруда. ВенгерскийученыйАлмазикатегорическиутверждает, чтововремяумственнойработыпрослушиваниедаженегромкоймузыкинецелесообразно. Онсчитает, чтовоздействиемузыкиспособствуетболеебыстромуистощениюнервныхцентровиувеличиваетрасход «психическойэнергии».
Помнениюсоветскихученых, негромкаямелодичнаямузыканесколькоповышаетпродуктивностьумственнойработы. ИнтересныйэкспериментбылпроведенвКазанскомуниверситетеЮ. А. Цагарелли, Оценивалсяисходныйуровеньэмоциональногосостояния. Затемстудентыподвергалисьстрессовомувоздействию - проверкепреподавателемихзнанийпоиностранномуязыкуспроставлениемоценки. Уровеньэмоциональноговозбуждениярезковозрастал. Послеэтогостудентампредлагаливтечение 2,5-3 минпрослушатьклассическуюиджазовуюмузыку.
Послепрослушиванияклассическоймузыкиснижениеуровня