Файл: Курсовая работа по дисциплине мдк 01. 01. Право социального обеспечения тема работы государственная социальная помощь источники финансирования, субъекты, виды и размеры выплат, органы управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Курсовая работа
принята с оценкой ________________
«___» ______ 20___ г. ____________
(дата) (подпись преподавателя)

Курсовая работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ МДК 01.01. «Право социального обеспечения»
ТЕМА РАБОТЫ Государственная социальная помощь: источники финансирования, субъекты, виды и размеры выплат, органы управления.

40.02.01 ПСО 1-21 ________________
(код специальности) (группа) (номер зачетки)

Студент ____________ Рахим Тасбулатович Утугалиев
(подпись) (Ф.И.О.)

РУКОВОДИТЕЛЬ
РАБОТЫ _____________ Алексей Андреевич Алпатов
(подпись) (Ф.И.О.)

Волгоград 2023

Содержание



Введение 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5

1.1.Понятие и сущность государственной социальной помощи 5

Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (с имз. и доп. от 28 декабря 2022 г.) 5

1.2 Категории граждан, имеющие право на государственную социальную помощь, и условия ее предоставления 7

2.1 Виды и размер государственной социальной помощи 13

Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 24.03.2023) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" 15

Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 N 134-ФЗ (последняя редакция) 16

2.3 Проблемы и подходы по совершенствованию системы государственной социальной помощи. 24

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Нормативно-правовые акты: 31

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020); 31

2.Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (с имз. и доп. от 28 декабря 2022 г.) 31

3.Постановление Правительства РФ от 19.02.1992 N 121 (ред. от 24.05.1995) "Об утверждении Положения о Республиканском (федеральном) и территориальных фондах социальной поддержки населения и мерах по обеспечению деятельности этих фондов"; 31

5.Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 N 134-ФЗ (последняя редакция). 31

Научная и учебная литература: 31

Введение

В настоящее время система социальной помощи в Российской Федерации испытывает серьезные трудности, которые негативно отражаются на уровне социальной защищенности населения. В частности, они обусловлены недостаточным финансированием сферы социальной помощи, ограниченностью сети учреждений социального обслуживания, несовершенством российского и регионального законодательства, в том числе в части распределения полномочий между субъектами управления, сложностью процесса модернизации системы местного самоуправления. Перечисленные проблемы обуславливают актуальность выбранной темы.


Целью данной работы является исследование порядка оказания государственной социальной помощи.

Исходя их поставленной цели, в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:

- изучить понятие и сущность государственной социальной помощи;

-рассмотреть категории граждан, имеющие право на государственную социальную помощь, и условия ее предоставления

- выделить виды и порядок оказания государственной социальной помощи;

- исследовать проблемы и подходы по совершенствованию системы государственной социальной помощи.

Объектом исследования в работе выступает социальная политика государства.

Предметом исследования в работе является государственная социальная помощь.

В данной работе были использованы  следующие работы в области исследования механизма государственной социальной помощи: Замараевой З.П., Золотова А.С., Зуй К.В., Казеевой Ю.Н., Камышникова А.И, Киселева И.Н. и многих других.

Теоретической и методологической основой данной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие основы предоставления социальной помощи, экономические и организационные аспекты механизма государственной социальной помощи.

В работе использовались федеральные законы, нормативно-правовые акты Российской Федерации, касающиеся предоставления услуг в рамках государственной социальной помощи, а также информация официальных сайтов по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации.

Содержание работы представлено введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.Понятие и сущность государственной социальной помощи

В соответствии с законодательством Российской Федерации вплоть до принятия Федерального закона “ О государственной социальной помощи” с 17 июля 1999 года конкретного, а также точного определения этого типа поддержки не было на законодательном уровне1. Это условие делало вероятным случайное определение государственной социальной помощи, что считалось существенной преградой в ее получении определённым группам лиц. Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации с 19 февраля 1992 года №121 возможность в приобретение поддержки предоставлялось наиболее бедствующим людям пенсионного возраста, инвалидам, личностям, имеющим иждивенцев (детей, а также нетрудоспособных членов семьи)

2.

Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Согласно ст.1 Федерального закона “ О государственной социальной помощи” применяется следующее понятие: «государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров».

Точная формулировка определения государственной социальной помощи, обладает большой практической ролью, таким образом равно как с целью осуществления этого закона следует установить безошибочную область получателей предоставленной поддержки, но кроме того ее объем, периоды оказания, а также процедуру назначения (либо несогласия в ее назначении).

Необходимо заметить и о целях господдержки. Согласно ст.3 настоящего Федерального закона государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

  • адресного использования бюджетных средств;

  • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

  • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

  • снижение уровня социального неравенства;

  • повышение доходов населения».

Одной с отличительных качеств государственной социальной помощи является то, что она носит адресный характер, т.е. в соответствии с предоставленным определением точно определён область получателей государственной социальной помощи.

Таким образом, рассмотрев понятие государственной социальной помощи, а также проанализировав цели господдержки, можно сделать заключение, что задачей оказания государственной социальной помощи является гарантированность предоставления прожиточного минимума группам населения, которые в силу возраста, состояния здоровья либо сформировавшейся нелегкой жизненной ситуации никак не могут лично гарантировать себе нужными средствами для жизни. Для отмеченных групп социальная поддержка, оказываемая страной за счет бюджетных денег - единственный средство выбраться из того состояния нищеты, в котором они очутились, больше всего по независящим от них самих причинам.


1.2 Категории граждан, имеющие право на государственную социальную помощь, и условия ее предоставления

Ст.7 Федерального закона РФ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что получателями такой социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации.

Виды оказания государственной социальной помощи разнообразны, как и круг лиц, которому она предназначается. На территории Российской Федерации проживает более 146 млн. граждан около 30 млн. из них с доходами ниже прожиточного минимума. Господдержка направлена на улучшение уровня жизни людей с незначительным доходом. Вопрос о предоставлении решается на местном уровне и обратиться за соцпомощью могут:

  • Нетрудоспособные граждане:
    пенсионеры;
    инвалиды;
    несовершеннолетние иждивенцы;
    лица, находящиеся на гособеспечении.

  1. Малоимущие.

  2. Попавшие в трудную жизненную ситуацию:

  • безработные;

  • переселенцы;

  • беженцы;

  • люди без определённого места жительства;

  • пострадавшие в результате ЧС (наводнение, землетрясение, пожары, радиация).



Рисунок – 1. Субъекты социальной поддержки

За оказанием поддержки со стороны местных властей семья или человек, чей доход ниже среднего показателя прожиточного уровня, могут обратиться по месту жительства в территориальный орган.

Социальная защита детей - государство оказывает содействие несовершеннолетним по трём направлениям:

  • в социальной сфере деятельности;

  • в семейном окружении;

  • в образовательном вопросе.

Права и обязанности детей, также, как и их родителей, прописаны в Семейном Кодексе РФ. В стране, в регионе, где проживает несовершеннолетний гражданин, власти обязаны обеспечить среду пребывания, которая будет отвечать всем требованиям правильного развития личности с точки зрения психического, физического состояния. Для этого работают социальные центры, районные кружки.

Образовательная сфера регламентирована и регулируется законодательно. Дети получают бесплатное начальное, общее, среднее-специальное, полное среднее и даже высшее образование, но на конкурсной основе. Также, начиная с детского сада, малоимущим родителям полагается субсидия, чтобы они смогли оплатить услуги пребывания детей в муниципальном учреждении. Школьники пользуются скидкой на питание. Со стороны государства оказывается материальная помощь к первому сентября. Родителям выделяются средства на приобретение одежды, канцелярии, обуви.


Медицинское обслуживание производится на бесплатной основе. Детям до трёх лет, а в многодетных семьях до 6-ти, участковым педиатром выписываются льготные рецепты на лекарство.

Социальная защита семьи - поддержка имеет широкий спектр направлений, которые активно используются населением:

  • единовременные выплаты при рождении ребёнка;

  • ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет;

  • ежемесячное пособие на детей для малоимущих семей;

  • налоговые вычеты;

  • жилищная субсидия;

  • льготное медицинское обслуживание многодетных, малоимущих, воспитывающих детей-инвалидов;

  • социальная помощь в натуральной форме (продуктовые наборы, уголь, дрова).

В регионах на усмотрение местных чиновников список льгот может быть расширен. Если льгота не предоставляется своевременно, то семья ставится на учёт. Когда подойдёт очередь, преференция будет исполнена.

Социальные услуги инвалидам. Люди, утратившие физическую возможность трудиться на благо страны, получают от государства пособие по инвалидности. Степень ограничения устанавливается комиссией ВТЭК в соответствии с чем человеку присваивается группа и назначается ежемесячная выплата, которая имеет классификацию:

  • трудовая пенсия по инвалидности полагается человеку, который какое-то время работал, а потом получил травму, повлекшую инвалидность;

  • государственная пенсия по инвалидности предназначается участникам и ветеранам ВОВ, жителям блокадного Ленинграда, жертвам техногенных катастроф, космонавтам;

  • социальная пенсия по инвалидности начисляется остальным людям с ограниченными физическими возможностями, а также детям-инвалидам.

Дополняет список льгот право на бесплатное медикаментозное обеспечение, профилактическое и восстановительное лечение в специализированных учреждениях. Для лиц с 3-ей группой инвалидности преференции доступны с 50% скидкой.

Маломобильные люди могут получить социальные услуги в виде:

  • оказания юридической помощи;

  • прикрепление патронажного социального работника;

  • ритуальные услуги.

На безвозмездной основе господдержка предусмотрена, если инвалид проживает один и у него нет родственников, которые могли бы его обеспечивать, а также при условии, что доход семьи ниже прожиточного минимума.

Помощь пожилым людям. Особого внимания заслуживают одинокие старики. Им государство предоставляет следующий вид социальных услуг: