Файл: К. соци ол. Н., Д о ц ент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативно-методическое регулирование образовательной деятельности: уровни, структура, инструменты
Д.А.МЕТЕЛКИН,
К. С О Ц И ОЛ .Н. , Д О Ц ЕНТ

Структура регуляторов деятельности в сфере образования
Правовые
•Конституция РФ
•Федеральное законодательство
Нормативно- правовые
•Ведомственные
НПА:
•Положения
•Порядки
Методические
•Типовые
Положение
•Примерные программы
12.10.2022

Институциональный уровень
Нормативно-правовые инструменты (локальные нормативные акты организации)
Методические инструменты
Муниципальный уровень
Нормативно-правовые инструменты
Методические инструменты
Региональный уровень
Правовые инструменты
Нормативно-правовые инструменты
Методические инструменты
Федеральный уровень
Правовые инструменты
Нормативно-правовые инструменты
Методические инструменты

Правовые нормы:
ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» №273-ФЗ
Часть 4. Статья 3:
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

4. единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
КОНСТИТУЦИЯ РФ
Статья 43 1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

ГАРАНТИЯ РАВЕНСТВА РЕСУРСОВ, УСЛОВИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Единые подходы к формированию содержания образования, воспитания детей и молодежи
Единые стандарты образовательного пространства страны
Единая система мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций
СОВРЕМЕННАЯ ЕДИНАЯ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩАЯСЯ
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации» №273-ФЗ
3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах
Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления,
должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим
Федеральным законом.
Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации» №273-ФЗ
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
);
2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской
Федерации);
3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, муниципального округа, городского округа;
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных
районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования


Реализация функций и полномочий учредителя
муниципальных бюджетных образовательных
организаций как инструмент управления

назначение (утверждение) руководителя учреждения и прекращение его полномочий;

заключение и прекращение трудового договора с руководителем бюджетного учреждения;

установление порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания;

определение порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности бюджетного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества;

«…качество системы
образования не
может быть выше
качества работающих
в ней учителей»
Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней управленцев.

Классическая (функциональная) модель управления
•Формирования эффективной системы стимулов поведения работника
•Анализ и учет результатов труда
•Обобщение
•Выявление отклонений
•Определение объемов работы
•Расстановка специалистов
•Целеполагание
•Прогнозирование
•Планирование
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль

Основания для содержательной ревизии классической (функциональной) модели
Игнорирование организационной культуры
Проблема жизненного цикла
Проблема целеполагания
Механистичность модели
• Модель не учитывает различия в этапе развития организации и эффективность использование стандартных (функциональных) инструментов не прогнозируема
• Необходимость интеграции целей и мотивов действующих субъектов внутри системы и управляющих систем более высокого порядка
• Люди не машины
• Образование –интеллектуально сложная деятельность и механистичность убивает мотивацию

12.10.2022
ЛНА регламентирующие
Права и обязанности участников образовательных отношений
Образовательную деятельность
Деятельность органов общественно- государственного управления
Статус структурных подразделений
Порядок работы с документацией
Методическую работу педагогов, исследовательскую деятельность обучающихся
Внутришкольный контроль и оценку качества


Локальные акты регламентирующие образовательную деятельность
Основные образовательные программы
Порядок разработки и реализации индивидуальных учебных планов обучающихся
Положение о сетевой форме реализации основных образовательных программ
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации
Положение о порядке организации обучения в форме семейного образования в ОО
Положение об итоговой аттестации обучающихся
12.10.2022

Локальные акты регламентирующие методическую деятельность учителей
Рабочие программы по предметам, рабочая программа воспитания
Положение о методических объединениях учителей- предметников, классных руководителей, творческих группах
Положение об организации методической работы в образовательной организации
Положение об учебном кабинете образовательной организацииПоложение об итоговой аттестации обучающихся
12.10.2022

«Мягкие» инструменты управления: мониторинг эффективности управления системой образования
12.10.2022
Управление на основе данных позволяет:
– повысить качество управленческой деятельности за счёт её целенаправленности и адресности;
– устранить дефициты и предотвратить их возникновение;
– повысить качество предоставления образовательных услуг;
– определить факторы, негативно сказывающиеся на региональной системе образования;
– выявление лучших управленческих практик, их трансляция и тиражирование;
– определить слабые стороны ранее осуществляемой управленческой деятельности и формирование новой модели управления;
– измерение эффективности результатов управленческой деятельности.