Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 4976
Скачиваний: 25
56
Таблица 5
КЛАССИФИКАЦИЯ КОРИДОРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ
Схема
разреза
Размещение
квартир
Кородир с одной или с
двух сторон дома
Коридор в центре дома
Коридор по обе стороны от
оси дома
Квартиры в
одном уровне
(в том числе
со спуском
или подъемом
из коридора)
Квартиры в
двух уровнях
Квартиры в
полууровнях
со смещением
на 1, 2, 3
марша
коридоры
квартиры
лифтовый холл
По форме плана коридорные жилые дома могут проектироваться:
протяженными - с общим внеквартирным коридором, соединяющим лестнично-лифтовые узлы (или лестничные
клетки) по прямой;
с компактной формой плана - с общим внеквартирным коридором, как правило, имеющим круговой обход
вокруг лифтового узла;
с лучевой формой плана - с общими внеквартирными коридорами, отходящими от одного из лестнично-
лифтовых узлов (или лестничной клетки) в разные стороны.
Квартиры в коридорных жилых домах могут проектироваться как в одном уровне, так и в двух и более уровнях.
57
3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ ИЗ КРУПНОРАЗМЕРНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ.
Каркасы
Несущая конструкция каркасных зданий — каркас, состоящий из колонн,
балок и связей. Каркас воспринимает все нагрузки от здания и передает их
фундаментам.
Четкое деление конструкций каркасных зданий на несущие и ограждающие
позволяет для каждой из них применять материалы, наиболее соответствующие
назначению: прочные и жесткие — для несущих, влаго-, тепло-и звукоизоляционные
— для ограждающих. Эффективное использование свойств материалов позволяет
сократить их затраты, особенно бетона и цемента, и в результате резко снизить
массу здания.
Фиксированная система передачи нагрузок от элемента к элементу, большая
возможность контроля качества изготовления, монтажа конструкции и стыков
повышают степень надежности каркасных зданий, позволяют увеличить их
этажность. Надежности способствует также размещение несущих конструкций
(каркаса) внутри помещений, где они защищены от неблагоприятных воздействий
внешней среды.
В каркасных зданиях вертикальные несущие конструкции — колонны — редко
расставлены и не разделяют внутреннее пространство, как несущие стены
бескаркасных зданий.
Каркас
обеспечивает
широкие
возможности
планировочных
решений,
независимость этих решений по этажам, возможность размещения в первых этажах
жилых зданий предприятий общественного обслуживания без изменения их
конструктивной схемы, а также включения в здание помещений больших площадей
и последующей перепланировки.
Недостаток каркасов — повышенный по сравнению с бескаркасными зданиями
расход стали (до 20—30 %), для сборных каркасов — увеличение числа
монтируемых элементов, значительная разница в их массе. Велик объем работ на
строительной площадке, особенно отделочных. При прочих равных условиях
каркасные здания на 5—10 % дороже и на 10—15 % более трудоемки, чем
бескаркасные. Несмотря на все это, из-за своих планировочных возможностей
каркасные здания находят широкое применение, особенно для общественных
зданий и жилых зданий повышенной этажности.
Материалом для каркасов могут служить дерево, сталь и железобетон.
Деревянные каркасы проектируют для зданий не выше двух этажей, возводимых
преимущественно в сельской местности. Стальной каркас не имеет ограничения
этажности, но его применение по экономическим соображениям наиболее
целесообразно для высотных зданий. Наиболее распространен в массовом
строительстве железобетонный каркас. Для строительства каркасных зданий
обычно
используют
сборные
железобетонные
конструкции
заводского
изготовления. Значительно реже применяют монолитные железобетонные
каркасы, возведение которых связано с большой затратой труда непосредственно на
строительной площадке, а проведение работ по их возведению ограничено
определенным сезоном.
Здания могут иметь полный и неполный каркас. При полном каркасе колонны
устанавливают как внутри, так и по периметру здания. Они воспринимают
нагрузки от покрытий, перекрытий и навесных стен. Вместо навесных стен при
полном каркасе могут быть и наружные самонесущие стены, опирающиеся на
самостоятельные фундаменты. При неполном каркасе колонны размещаются
только внутри здания, а наружные стены являются не только ограждающими, но и
несущими.
58
В зданиях с полным каркасом ригели могут быть расположены поперек, вдоль
и перекрестно. При поперечном расположении ригелей достигается максимальная
высота световых проемов. При продольном размещении создаются наибольшие
удобства для прокладки в продольных коридорах вентиляционных воздуховодов и
различного рода инженерных сетей. Возможна также конструктивная схема без
ригелей с опорой перекрытий и покрытий непосредственно на колонны.
Необходимую жесткость и устойчивость каркаса достигают применением
рамной, связевой и рамно-связевой конструктивных схем.
При рамной схеме действующие на здание вертикальные и горизонтальные
нагрузки воспринимают поперечные и продольные рамы, образованные жестким
соединением колонн и ригелей. Жесткость и прочность соединений колонн и ригелей
требуют значительных затрат металла и бетона, осложняют конструктивное
решение узлов, повышают трудоемкость и стоимость возведения. Рамная схема
рациональна при небольшой этажности зданий. Достоинство рамного каркаса —
свобода планировочных решений и надежность конструкций, обеспечивая
возможностью перераспределения усилий и равномерностью деформаций в
элементах рам. Недостаток — невозможность унификации элементов из-за
различных величин усилий по этажам.
При связевой схеме вертикальные нагрузки воспринимают колонны каркаса, а
горизонтальные — система поперечных и продольных связей — диафрагмы
жесткости. В результате сечения элементов такого каркаса по сравнению с рамным
уменьшаются, а узловые соединения становятся более простыми, их принимают в
расчетной схеме шарнирными, а не жесткими. Связевая система обеспечивает
широкую унификацию основных элементов каркаса — колонн и ригелей. Стойки
каркаса могут иметь одно и то же сечение по всей высоте здания, отличаясь лишь
армированием и маркой бетона. Ригели проектируют одинаковыми по всей высоте
здания.
Диафрагмы жесткости могут быть сквозными в виде стальных диагональных
или портальных конструкций или сплошными в виде железобетонных стенок.
Вертикальные диафрагмы располагают с интервалами в несколько шагов
(обычно 24—36 м), что позволяет разместить между ними в случае
необходимости помещения большой площади.
На основе связевой схемы возможен ряд вариантов (каркасно-ствольная,
оболочковая, ствольная, коробчато-ствольная конструктивные схемы и др.). В
них продольные и поперечные диафрагмы соединены в единую пространственную
конструкцию — ствол или оболочку, которые освобождают каркас частично или
даже полностью от воспринятия горизонтальных и даже вертикальных нагрузок.
В связевых каркасах кроме вертикальных через несколько этажей устраивают
также горизонтальные диафрагмы жесткости. Их роль обычно выполняют
замоноличенные железобетонные перекрытия. В некоторых случаях могут
потребоваться и дополнительные горизонтальные связи. Горизонтальные
диафрагмы необходимы для перераспределения ветровых нагрузок между
вертикальными связями или рамами и обеспечения общей жесткости каркаса.
Рамно-связевая схема каркаса сочетает в себе рамы и диафрагмы жесткости.
Горизонтальные и вертикальные нагрузки воспринимают те и другие, а
распределение усилий между ними происходит в зависимости от соотношения
жесткостей. Такая схема наиболее целесообразна для металлических и
монолитных железобетонных каркасов. В сборном железобетоне рамно-связевой
каркас оправдан для сейсмических условий.
Применение связевой схемы в сборном железобетонном каркасе снижает по
сравнению с рамной затраты стали до 20 %, упрощает конструкции узлов,
увеличивает возможности унификации изделий, создает возможности повышения
устойчивости и жесткости каркаса и в то же время придает ему определенную
гибкость, позволяет использовать неподвижные конструктивные узлы.
59
Для 16—30-этажных зданий наиболее распространен унифицированный
железобетонный сборный каркас по связевой схеме. При проектировании
унифицированных
сборных
каркасов
необходимо
соблюдать
следующие
требования: универсальность элементов при минимальной их номенклатуре;
надежность конструктивной схемы; соблюдение единой модульной системы, в том
числе единого укрупненног о моду л я ; п ост оя н ст в о п ри в я зок к разбивочным
осям и др.; высокий уровень индустриализации изготовления, транспортировки и
монтажа элементов; технологичность изготовления и монтажа; высокие
эстетические качества каркаса; экономичность по затратам материалов,
трудоемкости и стоимости. Выполнению этих требований должны быть подчинены
все принимаемые решения,
Элементы сборных каркасов
При массовом строительстве сборных железобетонных каркасов большое
значение приобретает система его членения на элементы. От этой системы во
многом зависят технологичность, затраты труда и стоимость изготовления деталей
на заводах, при транспортировании их на строительную площадку, при монтаже и
последующей эксплуатации, надежность соединений и др. Необходимо стремиться
к укрупнению деталей, их равновесности, сокращению числа и упрощению стыков,
повышению заводской готовности конструкций.
Многоэтажные колонны не всегда удобны при изготовлении, транспортировании и
монтаже. Наиболее распространена разрезка каркаса с двухэтажными колоннами.
В зависимости от членения ригели могут быть по длине меньше ширины пролета
(ригели вставки при Г- и Т-образных колоннах), однопролетные и многопролетные.
Ригели-вставки неудобны в монтаже. Многопролетные ригели, опирающиеся сразу на
несколько колонн, предъявляют особые требования к точности монтажа. В колоннах
монолитного железобетонного каркаса (в нижних этажах многоэтажных зданий)
могут быть применены жесткая арматура, сваренная из прокатных или гнутых
профилей, и иные, более мощные сечения.
Для сопряжения между собой и с другими элементами каркаса колонны имеют
специальные торцы или оголовники, консоли и закладные детали.
Стык колонн может быть выполнен с помощью стальных оголовников или
стыкованием бетонных торцов. Стальные оголовники — сварные или литые
соединяют с помощью сварки или на болтах. Оголовник представляет собой
стальную обойму, сваренную со стержнями рабочей арматуры колонны. При
монтаже нижний оголовник верхней колонны центрируют, устанавливают на
верхний оголовник нижней колонны и соединяют накладками на сварке, после чего
стык замоноличивают. Такой стык требует затрат большого количества стали.
В этом варианте усилия передаются с бетона на металл, затем с металла снова на
бетон. Предпочтительней непосредственная передача усилий с бетона на бетон. В
этом случае бетонный торец колонны усиливают дополнительным армированием.
Для точности стыкования возможна устройство специальных штыревых
фиксаторов. Стык выполняют с помощью ванной сварки выпусков арматуры с
последующим омоноличиванием или склеивают на эпоксидных полимеррастворах
(предложение НИИЖБ). Стык на эпоксидных полимеррастворах позволяет
получить экономию металла и трудовых затрат.
В унифицированном каркасе приняты бетонные стыки с ванной сваркой. Для
соединения с ригелями колонны имеют обычные или скрытые консоли. Стыки могут
быть и бесконсольными. В одноэтажных колоннах стык с ригелями выполняют с
помощью стальных оголовников (платформенный стык). Стык ригелей на открытых
консолях затрудняет монтаж и работу каркаса. Открытая консоль увеличивает
60
расход бетона, затесняет габариты помещений, ухудшает их вид. Эти недостатки
исключены при использовании стыка со скрытой консолью. Во всех видах стыков
соединение колонн и ригелей осуществляют сваркой закладных деталей или
выпуском арматуры с последующим замоноличиванием. Ригели могут быть
одиночные и двойные. Двойные ригели опирают на консоли колонн и крепят
сваркой закладных деталей. Одиночные ригели можно опирать на торцы колонн
(при одноэтажной разрезке) и на консоли или выпуски арматуры (при
двухэтажных и более колоннах). Наиболее распространено в настоящее время
опирание ригеля на скрытую консоль со сваркой закладных частей и
замоноличиванием.
Парные ригели проектируют прямоугольного сечения, одиночные, как правило,
в виде перевернутого тавра с одной или двумя полками внизу, что позволяет
уменьшить высоту этажа. При опирании навесных стен на ригели сечение ригеля
приобретает Z-образную форму.
Лестницы унифицированного каркаса собирают практически из однотипных
элементов, представляющих
собой
железобетонные
марши
с
двумя
полуплощадками. Чтобы сформировать всю лестницу, необходимо еще добавить
полуплощадку на самом верхнем этаже и укороченный марш на нижнем.
Марш с полуплощадками, или как его называют Z-образный марш, опирается на
специально монтируемые продольные лестничные ригели. По конструкции марши
— плитные или П-образные.
Для отделки ступеней могут быть использованы накладные железобетонные
проступи. Которые отделывают керамическими плитками или устраивают
мозаичный пол.