Файл: Курсовая работа по дисциплине на тему группа Студент И. О. Фамилия.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
неравномерном росте цен невозможно застраховать ссужаемый капитал,гак как невозможно точно рассчитать будущий темп инфляции. Следовательно, инфляция ведет к свертыванию коммерческого и банковского кредита.
Инфляция искажает относительные цены, что деформирует факторное распределение доходов и размещение ресурсов, а также снижает эффективность производства и дальнейшего распределения по всей воспроизводственной цепочке.
В том числе, инфляция нарушает распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Действительно, чем выше темпы инфляции, тем ниже реальная заработная плата, тем меньшей частью национального продукта вознаграждается фактор труда по отношению к фактору капитала. То есть, при ускорении темпов инфляции доля труда в национальном доходе сокращается.
Инфляция ведет к деформации потребительского спроса, поскольку во время высоких темпов инфляции происходит «бегство от денег», когда независимо от реальной потребности в товарах покупается все, лишь бы избавиться от обесценивающихся денег.
Инфляция вызывает глубокое расстройство денежной системы, так как при острой инфляции платежный оборот отказывается принимать бумажные деньги как счетную единицу и переходит к твердой валюте.
Также инфляция отрицательно влияет и на сферу обращения, так как дезорганизует нормальный товарооборот, который заменяется спекулятивной торговлей в погоне за дополнительными прибылями.
Таким образом, инфляция отрицательно влияет на всю экономику страны и ведет к нарушению процесса воспроизводства во всех его звеньях: как в сфере производства, так и в сфере обращения. Также инфляция воздействует и на поведение экономических субъектов. При высоких темпах инфляции агенты рынка перестают доверять друг другу, включая государство, что усиливает инфляционные ожидания и экономическую нестабильность.
Инфляция – и это общепризнанно – сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков (правда, слабая, ползучая инфляция влияет на процесс «съедания» доходов в небольшой степени). Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.
Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частью принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.
Инфляция ослабевает позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
· снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);
· обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсируют падения реальных размеров сбережений);
-
потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров); -
ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие; -
ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
Инфляция оказывает сильное воздействие на занятость. Эмпирические исследования показали, что между уровнем занятости и инфляцией существуете определенная взаимосвязь. Инфляция держится на низком уровне при высокой безработице, и наоборот. В 1958 году английский экономист А. Филлипс предложил графическую модель инфляции спроса, выражающую связь между уровнем безработицы и темпами роста средней заработной платы. Используя в своей работе данные английской статистики за 1850-1860 гг. он построил кривую, наглядно показывающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы
Позднее из этой зависимости американскими экономистами П. Самуэльсоном и Р. Солоу был сделан вывод, что кривая Филлипса описывает выбор между инфляцией и безработицей, когда уменьшить одну можно лишь увеличив другую. Причиной такой зависимости заключается в том, что при высокой безработице заработная плата держится на низком уровне, что вызывает замедление роста цен. По кривой А. Филлипс установил, что увеличение безработицы в Англии сверх 2,5-3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Таким образом, правительство может использовать увеличение инфляции для борьбы с безработицей. Позднее этот вывод теоретически аргументировал экономист Р. Липой.
Также Р. Солоу и П. Самуэльсоном была создана модификация кривой Филлипса для разработок экономической политики. Они заменили в этой кривой ставки заработной платы на темп роста товарных цен, или инфляцию. При помощи этой кривой стало возможным рассчитывать равновесие между достаточно высокими уровнями занятости и производства и определенной стабильностью цен.
Если правительство рассматривает уровень безработицы U1 (ему соответствует темп роста цен Р1) в стране излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно кредитные мероприятия, стимулирующие спрос.
Так, увеличивая поток инвестиций, государство может побудить предприятия к расширению производства и сбыта, а значит, увеличению рабочих мест. Норма безработицы снижается до уровня U2, но одновременно темпы инфляции возрастают до Р2. Такие манипуляции могут вызвать "перегрев" экономики и как следствие кризисные явления. Такая ситуация вынуждает правительство ввести кредитные ограничения, сократить расходы из государственного бюджета и т.д. В результате этих возвратных действий правительства уровень цен снизится до уровня РЗ, а безработица возрастет и ее норма составит U3.
Неоднократная практика экономического регулирования показала, что этот метод может быть применен только на короткие периоды , поскольку в долгосрочном плане (5-10 лет) несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым рядом обстоятельств. Среди этих обстоятельств необходимо выделить политику стимулирования совокупного спроса. Стремление правительства ценой инфляции «купить» более низкий уровень безработицы успешны только тогда, когда у хозяйствующих агентов удается создать так называемые «ложные ожидания»: а попросту - обмануть. Пока потенциальные работники не поймут, что условия, на которые они согласились, на самом деле не лучше тех, которые они раньше отвергали, занятость будет расти. Но она тут же упадет до первоначального уровня, как только занятые обнаружат, что возросшая привлекательность рабочих мест - иллюзия, порожденная инфляцией. Таким образом, долговременного сокращения безработицы не произойдет, а инфляция останется.
2.2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивания инфляционной спирали, а с другой – поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемых в странах Запада, отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенно хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста – после периода послевоенной стабилизации – удается удерживать в довольно узких пределах.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
1) Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах – в соответствии с темпом роста ВНП.
2) Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х годов, были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года – 1982 г.
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых для лечения лекарств зависит от поставки правильного диагноза. Поставить диагноз – значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер невозможно покончить с инфляцией. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».
Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Практически же действует не одна, а комплекс причин и переплетающихся, взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным заболеванием должны носить комплексный характер, своевременно уточняться, корректироваться, максимально соответствовать конкретной ситуации.
Цель антиинфляционной политики России состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых темпов ее роста. Основным фактором в борьбе с ней являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры.
Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделеносовершенствованию налоговой системы: сокращению количества взимаемых налогов; пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства; ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства; изменению методики налогообложения;
Поскольку в бюджетных расходах большую долю составляют расходы по обслуживанию внешнего и внутреннего долгов, для сдерживания инфляции важно определить пределы внешних заимствований и предоставления российских кредитов иностранным государствам. Пока внешние заимствования России значительно превышают возможности страны по возврату текущих платежей. Необходимо активнее использовать различные формы регулирования обязательств страны и реализации ее долговых активов.
Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.
Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требуетобеспечения эффективного экспортного и валютного контроля. Страна нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций.