Файл: Реализация политического потенциала молодежи как фактор демократического развития России.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
РЕФЕРАТ
на тему: «Реализация политического потенциала молодежи как фактор демократического развития России»
Выполнила:студентка 3 курса
группы ОРМ_310
Самбала Чодураа Ч.
Проверил: к.филос.н., доц.
Монгуш С.О.
КЫЗЫЛ 2023 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…3
Глава 1. Процесс реализации политического потенциала молодежи в современном российском обществе…………………………………………………………………...……...5
Глава 2. Политическая культура ………………………………………….……9
Глава 3. Демократические молодёжные объединения в РФ на современном этапе развития……………………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………20
ВВЕДЕНИЕ
«Если вы не будете заниматься политикой,
политика займётся вами». (Ш. Монталамбер)
Данная проблема очень актуальна в современном мире. В наши дни люди безответственно подходят к участию в политике и практически не интересуются состоянием дел даже в своем государстве. На мой взгляд, если люди не будут участвовать в политике, они будут жить по тем правилам, которые напишут другие люди, которые принимали активное участие в принятии важных политических решений. Люди должны принимать участие в политической жизни, ведь тем самым определяется их будущее. Именно во время референдумов, выборов и митингов решается какой будет дальнейшая жизнь общества и каждый гражданин должен поучаствовать в этом.
Область интересов исследователей сегодня включает такие вопросы, как формирование политического сознания, социально-политические взаимодействия молодежи, роль политики в жизни молодежи, политическая активность молодежи и др.
Несмотря на появление множества молодежных организаций и молодежных движений у большинства политических партий ,в результате чего у многих наблюдателей возникло ощущение заметной политизации российской молодежи), сравнительные исследования не выявляют усиления интереса молодежи к политике и ее политической активности в последнее десятилетие.
В основном отмечается невысокий уровень интереса молодежи к политике, ее слабая включенность и пассивное участие в политической жизни (выражающееся только в голосовании на выборах) и лишь отдельные всплески интереса в связи с яркими политическими событиями.
Цель данной работы- изучить политический потенциал молодежи как фактор демократического развития России.
В задачи работы входило изучить уровень интереса молодежи к политике, источники информации о политических новостях, степень включенности молодых людей в политическую жизнь страны и формы политической активности, наиболее привлекающие молодежь, политические предпочтения молодых людей, место и роль политики в жизнедеятельности как отдельной личности, так и общества в целом.
Глава 1. Процесс реализации политического потенциала молодежи в современном российском обществе.
Сравнение политической системы СССР (периода 1985 г.) и России (периода 1998г.) показывает, что в российском обществе в корне изменились роли основных институтов политической социализации. [1; с.84] Серьезные изменения происходящие в обществе ,отражаются в сознании индивида ,в котором внедряются новые политические ценности и установки, кардинально отличающиеся от тех, что существовали прежде. Происходит расширение числа институтов, осуществляющих политическую социализацию, одновременно с разрушением приоритетности у ранее существовавших. [2; с.316] В современном российском обществе в условиях смены политических ценностей, норм и приоритетов, ярко проявляется кризис политической социализации, чертами которой являются политическая аномия молодежи и отчуждение личности от политической жизни. В России в настоящее время ключевыми институтами политической социализации молодежи выступают: семья, система образования, СМИ, общественные организации, церковь, в то время как армия и трудовые коллективы ослабляют свою роль в данном процессе. Из традиционных институтов политической социализации современной молодежи наиболее действенными продолжает оставаться семья и система образования. [3; с.25] Система образования прямо и косвенно выполняет функцию политической социализации молодежи. Прямое воздействие заключается в том, что система образования является источником знаний о политике, представлений о политической системе, процессах и отношениях. Образовательные учреждения передают молодому поколению ценности и установки, существующие в обществе. Они способны сформировать привязанность к политической системе и символам своего государства (флагу, гербу, гимну). Часто именно школа прививает детям эмоциональную преданность к «своей» политической системе и формирует патриотические чувства и настроения.. Образование делает человека более информированным, ответственным и активным, а также увеличивает чувство значимости своего участия в политике. Известно, что ученые выявили зависимость уровня образования индивида и его политической активности. Чем выше образование человека, тем он более политически информирован и склонен принимать участие в политической жизни общества. [4 с.33] Люди с более высоким уровнем образованию голосуют, принимают участие в политической жизни общества активнее, чем люди с более низким уровнем образования. Политический режим и особенности политической системы государства определяют роль образования в политической социализации молодежи. Например, в США молодые американцы воспитываются в духе собственной исключительности , в то время как в китайских учебных учреждениях ключевым является уважение к политическим лидерам, официальной идеологии и государственному строю. В России мы можем наблюдать тенденцию формирования у молодого поколения качеств политической, гражданской, правовой культуры, а также особая роль в процессе социализации отводится идее патриотизма. Важнейшее значение в социализации молодых людей принадлежит семье, особенно на ранних этапах жизни. Она играет ключевую роль и в политической социализации. Именно в семье индивид приобщается к политике, получает первые представления о ней, от родителей дети получают первые политические знания и стереотипы поведения. В процессе политической социализации семья воспитывает в человеке восприимчивость к тому, что он изучает в школе, смотрит по телевизору и с чем сталкивается в повседневной жизни. [5 с.241] Под влиянием членов семьи у индивида формируются установки по отношению к власти. Политические ориентации ребенка зависят от политических предпочтений семьи и ее включенности в политическую сферу общества. Принятие решений в кругу семьи способно усилить в ребенке ощущение политической компетенции, обеспечить усвоение навыков, необходимых для политического взаимодействия. Здесь важно отметить тенденцию поведения членов семьи, слепое навязывание мнения ребенку может выработать у него предрасположенность к выполнению роли политического подданного. [6 с.34] Однако, несмотря на то, что в последнее время роль семьи в процессе политической социализации усиливается, у многих детей политические представления и ориентации формируются независимо от родителей. Например, политические установки старшего поколения, направленные на активное участие в выборах, слабо воспроизводятся у молодого поколения. [7 с.36] Политическая пассивность и абсентеизм прослеживается у молодежи наиболее ярко, чем у любой другой категории населения. Другая причина связана с нестабильным развитием института семьи в России. Огромное количество молодежи в России не имеет возможности полноценно социализироваться в семье: миллионы детей воспитывается в неполных семьях, более 800 тыс. находятся в детских домах и домах-интернатах. [8 с.34] Особую, важную роль в процессе политической социализации российской молодежи играют СМИ, как печатные, так и электронные. Влияние СМИ увеличивается с каждым днём, они являются одним из главных источников получения информации среди молодежи, формируют политические мнения и предпочтения. Однако, здесь важно отметить что СМИ нередко используют каналы манипуляции в своих коммерческих целях, а молодежь, не обладающая высоким уровнем политических знаний и политической культуры, оказывается в информационной ловушке: через различные телепередачи, ток-шоу СМИ предоставляют уже проанализированные мнения, мысли, толкования и молодежь усваивает готовые модели поведения. Важную роль в формировании политической социализации молодежи в России начинают играть политические институты и агенты политической социализации: ‒ органы власти (государство), ‒ общественные организации, ‒ политические партии ‒ общественные деятели, ‒ политическая элита и так далее. Сегодня роль государства в формировании политической социализации молодежи значительно усиливается. И именно оно все больше задает формат процесса политической социализации молодежи, направляя различные политические институты на выполнение этой роли. На сегодняшний день наблюдается усиление вовлечения молодежи в политическую жизнь.
Таким образом можно сделать вывод, процесс политической социализации молодежи в настоящее время проходит в обстановке идеологического плюрализма, выражающегося в разнообразии существующих в социуме позиций и ориентаций в условиях расширения демократии.. Однако процесс политической социализации российской молодежи не является линейным и бесконфликтным, содержа в себе противоречия переходного периода и трансформации политической системы государства.
Глава 2. Политическая культура.
Одной из главных причин безразличия к политической жизни среди молодежи, можно назвать низкий уровень политической культуры. Понятие политической культуры подразумевает под собой исторически сложившуюся систему, модель поведения, ценности и нормы, влияющие на политические отношения в государстве.[4cтр.46]. Существует несколько типов политической культуры. В рамках типологии исторической преемственности в современном обществе в основном выделяют две её разновидности: демократический и автократический тип. Демократическому типу присущи черты морализма, ставящие на первое место нравственность и человеческие ценности, приверженность традициям, выражающуюся в законопослушности и лояльности к власти, а также заинтересованность общества в активном участии во всех сферах жизни государства. [ 4cтр.53 ]. Авторитарный тип, идеал которого — неконтролируемая и независимая от общества власть, включает в себя разновидность авторитарной и тоталитарной политической культуры, где в авторитарной политической культуре необходимо присутствие монарха или партийного лидера с сильной волей, а в тоталитарной наблюдается полное отсутствие плюрализма, когда мнения, отличающиеся от принятого в обществе суждения неприемлемы. В ходе исторической эволюции политическая культура преодолела сложный процесс развития и становления. В классической типологии политической культуры , выделяют три «идеальных типа»: – патриархальная (полное отсутствие знаний населения о политической системе, основные общественные деятели одновременно реализуют экономические, политические и религиозные функции, а индивид воспринимает себя как часть сообщества); – подданническая (общество не рассматривает себя как часть политической системы, преобладает пассивное поведение, где члены сообщества ожидают либо благ, либо наказания); – активистская (активное участие общества в политической жизни, вера в способность повлиять на процесс принятия решений, высокая политическая грамотность граждан)..[ 4
cтр57 ] На данный момент в современном мире эти типы отсутствуют в чистом виде, в действительности же национальные политические культуры могут включать в себя несколько типов и являться смешанными. Основным выводом можно считать то , что самым оптимальным для демократических стран должен быть смешанный тип политической культуры. В рамках этой культуры «многие граждане могут быть активным в политике, но многие другие играют более пассивную роль подданных даже у тех, кто исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены... Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполитические связи, равно как и пассивную роль подданного» [5]. Можно сказать, что в России преобладает смешанная модель, в разной степени состоящая из подданнического, тоталитарного и демократического типов. Возникновение тоталитарной политической культуры появилось в связи с особенностями национальной культурной специфики, которая корнями уходит в нашу древнюю историю, от которой впоследствии зависят особенности общественного строя российского государства. Россия, занимая промежуточное географическое положение между Европой и Азией, стала местом пересечения и сплетения европейского и азиатского социокультурных типов. Взаимодействие этих двух типов не просто дополняют друг друга, но и приводит к их борьбе между собой.
Происходящие в России политико-культурные изменения указывают на то, что в стране формируется гражданская культура. Современная отечественная политическая практика, зарубежный опыт, многовековые национальные традиции и преемственность объясняют то, почему политическая культура носит смешанный и сбалансированный характер. Наличие элементов тоталитарной и демократической культуры указывает на переходное состояние российского общества и наличие переходного характера политической культуры в нём. Современное российское общество противоречиво из-за влияния многих факторов, как исторических, так и современных, что подтверждается наличием множества субкультур: элитарная и массовая, социалистическая и буржуазная, либеральная и консервативная, авторитарная и демократическая. Каждая субкультура принадлежит каждой социальной группе: предпринимателям и маргиналам, молодежи и пенсионерам, рабочим и интеллигенции.
Следует отметить, что разные общественные группы формируют различные модели культурного развития, вследствие чего политическая культура имеет пестрый характер. В свою очередь экономические различия связаны с природно-географическими различиями регионов, различная специфика интересов, зависящая от социально-экономической или религиозной субкультуры, этнические и языковые особенности. Однако не столько разнообразие субкультур, сколько их конфронтация друг с другом является особенностью современного этапа развития политической культуры России.
Основными линиями конфликтов выступают демократизм/авторитаризм, социализм/капитализм, централизм/регионализм, глобализм/изоляционизм, анархизм/этатизм и т. д. .
Можно сделать вывод, что к особенностям современной политической культуры российского общества можно отнести отсутствие участия в политической жизни основной массы населения, доверчивость и политическая инфантильность большей части населения, слабость политических движений. В результате чего современная политическая культура России находится на этапе своего становления, ощущая влияние со стороны исторических и геополитических факторов, а также преобразований, происходящих в обществе в наше время.
Глава 3. Демократические молодёжные объединения в РФ на современном этапе развития.
В соответствии со ст. 1 КРФ Россия является демократическим государством. Демократия в Российской Федерации, как политический режим, установилась сравнительно недавно. Первые предпосылки создания демократического государства были предприняты во времена эпохи СССР. Но в современной России данный термин, означающий «власть народа», был законодательно закреплен в Конституции, принятой 12 декабря 1993 года. И данное народовластие не только закреплено в законодательстве страны, но и реализуется на практике. Итак, существует две разновидности демократии: непосредственная (осуществляется напрямую гражданами) и представительная (осуществляется через представителей)..[ 6 cтр 17]
Демократический режим подразумевает наличие многопартийности. В частности, в России действуют множество партий (политический плюрализм), а именно наряду с правящей партией («Единая Россия»), существуют оппозиционные партии (ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия»). В Федеральном Законе РФ «О политических партиях» дается следующее определении политической партии: это добровольное объединение граждан, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участие в выборах и представление интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. «Под эгидой» политических партий формируются общественные объединения граждан с различными целями и задачами. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. [6 37].