Файл: Лекция Тема Теоретические основы специальной психологии Вопросы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция № 2. Тема 2. Теоретические основы специальной психологии
Вопросы:
1. Понятие нормы в психическом развитии детей.
2. Проблема психологической структуры дефекта
3. Классификация видов психического дизонтогенеза
4. Этиология отклоняющегося развития.
Понятие нормы в психическом развитии детей
В специальной психологии существует несколько видов понятия нормы. Так, статистическая норма определяется как уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании репрезентативной группы людей того же возрастного диапазона, пола,
культуры и пр. Ряд авторов отмечает (Ю.Б. Гиппенрейтер, Б.С. Братусь), что в отношении исследования психических явлений следует говорить о функциональной норме. В основе концепции функциональной нормылежит представление о неповторимости пути развития каждого человека. Любое отклонение следует рассматривать только в сопоставлении с индивидуальной направленностью развития этого человека. По мнению К.М. Гуревича для обсуждения нормы развития следует использовать понятие «Социально- психологический норматив». СПН можно определить как «систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Содержание требований СПН закреплены в образовательных программах, в профессиональных и квалификационных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей.
Они представляют собой правила, нормы, предписания. Существует также идеальная норма - оптимальное развитие личности, реализуемое в оптимальных для нее социокультурных условиях. Идеальная норма служит исключительно целям теоретического описания развития. Она позволяет
определить ту позицию, от которой будет «отсчитываться» индивидуальный вариант нормативного развития
1
Проблема психологической структуры дефекта
Дефект (отклонение в развитии, нарушение в развитии, аномалия развития) психических функций - это психический недостаток,
вызывающий нарушение нормального развития. Дефект одной из функций может нарушить развитие только при определенных обстоятельствах. Было установлено двойственное влияние дефекта. С одной стороны он затрудняет типичное функционирование организма, а с другой – является причиной усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Одним из первых ученых, который исследовал системную структуру дефекта, был Л.С. Выготский. Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы дефектов:
первичные дефекты. К первичным (или ядерным) дефектам относят частные и общие нарушения функций центральной нервной системы.
Первичные дефекты проявляются в виде вариантов дизонтогенеза
(недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации,
регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей. Дефект является следствием недоразвития или повреждения мозга. Первичные дефекты являются малообратимыми относительно то или иной функцией,
ядром, основой нарушения
2
. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций и т. д.;
вторичные дефекты. Вторичные дефекты возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиологического развития, имеет обратимый характер. Вторичный дефект детерминирует отклонения в личностном развитии. Механизм возникновения вторичных дефектов различен.
1
Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я.
Семаго, М. М. Семаго https://www.koob.ru/semago_m_n/problemnie_deti
С. 6-7 2
Лемех, Е. А. Основы специальной психологии : учебное пособие / Е. А. Лемех. — Минск :
Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2017. — 220 c. — ISBN 978-985-503-
718-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:
http://www.iprbookshop.ru/84880.html
С. 79
1
Проблема психологической структуры дефекта
Дефект (отклонение в развитии, нарушение в развитии, аномалия развития) психических функций - это психический недостаток,
вызывающий нарушение нормального развития. Дефект одной из функций может нарушить развитие только при определенных обстоятельствах. Было установлено двойственное влияние дефекта. С одной стороны он затрудняет типичное функционирование организма, а с другой – является причиной усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Одним из первых ученых, который исследовал системную структуру дефекта, был Л.С. Выготский. Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы дефектов:
первичные дефекты. К первичным (или ядерным) дефектам относят частные и общие нарушения функций центральной нервной системы.
Первичные дефекты проявляются в виде вариантов дизонтогенеза
(недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации,
регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей. Дефект является следствием недоразвития или повреждения мозга. Первичные дефекты являются малообратимыми относительно то или иной функцией,
ядром, основой нарушения
2
. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций и т. д.;
вторичные дефекты. Вторичные дефекты возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиологического развития, имеет обратимый характер. Вторичный дефект детерминирует отклонения в личностном развитии. Механизм возникновения вторичных дефектов различен.
1
Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я.
Семаго, М. М. Семаго https://www.koob.ru/semago_m_n/problemnie_deti
С. 6-7 2
Лемех, Е. А. Основы специальной психологии : учебное пособие / Е. А. Лемех. — Минск :
Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2017. — 220 c. — ISBN 978-985-503-
718-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:
http://www.iprbookshop.ru/84880.html
С. 79
Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Так, по этому типу возникает нарушение формирования речи у глухих. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сенситивном периоде развития. В результате этого разные повреждения могут приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возрасте в сенситивном периоде развития находится произвольная моторика. Поэтому различные повреждения (перенесенный менингит, травма черепа и т.д.) могут привести к явлениям задержки в формировании этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность.
По мнению современных ученых структура дефекта состоит из первичного, вторичного и следующих порядков дефектов развития
3
Выделяют третичные нарушения. Это нарушения разных сторон психики, не имеющих прямых связей с поврежденной функцией. Например, третичным нарушением могут быть отклонения в адаптации и социализации ребенка.
Классификация видов психического дизонтогенеза
Современная специальная психология включает разные классификации типов дизонтогенеза. Дизонтогенез – это нарушение психики в целом, либо ее составляющих в виде нарушения сроков и темпов отдельных сфер психики и их компонентов. Г.Е. Сухарева с позиций патогенеза нарушений развития личности различает три вида психического дизонтогенеза задержанное, поврежденное, искаженное развитие, Л. Каннер - недоразвитие и искаженное развитие.
Клинически близкой к классификациям Л. Каннера и Г. Е. Сухаревой является классификация нарушений психического развития, предложенная Я
Лутцем (1968), в которой выделяются пять типов нарушений психического развития. Необратимое недоразвитие связывается автором с моделью
3
Лемех, Е. А. Основы специальной психологии : учебное пособие / Е. А. Лемех. — Минск :
Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2017. — 220 c. — ISBN 978-985-503-
718-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:
http://www.iprbookshop.ru/84880.html
С. 80-81
олигофрении; дисгармоническое развитие — с психопатией, регрессирующее развитие – с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями,
злокачественной эпилепсией; альтернирующее развитие, включающее состояния асинхронии, как в виде ретардации, так и акселерации и наблюдаемое, по мнению автора, при самой различной соматической и психической патологии; и, наконец, развитие, измененное по качеству и направлению, наблюдаемое при шизофреническом процессе.
По мнению В.В. Лебединского существует следующие варианты психического дизонтогенеза:
1) стойкое психическое недоразвитие,
2) задержанное развитие,
3) поврежденное развитие,
4) дефицитарное развитие,
5) искаженное развитие,
6) дисгармоническое развитие.
Психические отклонения квалифицируют, исходя из закономерностей нормального онтогенеза, опираясь на положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, Б.В.
Зейгарник, А.Р. Лурия, и др.). В современной специальной психологии ученые выделяют группы детей с отклонениями в психическом развитии:
дети - носители негативных психических состояний (утомленность,
психическая напряженность, тревожность, фрустрация);
дети с акцентуациями характера (импульсивность, гиперактивность и др.);
дети с дисгармоничным развитием ряда подструктур личности:
низким уровнем самооценки и самоконтроля; слабой целеустремленностью, гипермотивированностью и т.д. (А.Д.
Глоточкин).
В рамках клинического подхода исследователями проводился анализ полиэтиологических факторов и специфических особенностей разных
злокачественной эпилепсией; альтернирующее развитие, включающее состояния асинхронии, как в виде ретардации, так и акселерации и наблюдаемое, по мнению автора, при самой различной соматической и психической патологии; и, наконец, развитие, измененное по качеству и направлению, наблюдаемое при шизофреническом процессе.
По мнению В.В. Лебединского существует следующие варианты психического дизонтогенеза:
1) стойкое психическое недоразвитие,
2) задержанное развитие,
3) поврежденное развитие,
4) дефицитарное развитие,
5) искаженное развитие,
6) дисгармоническое развитие.
Психические отклонения квалифицируют, исходя из закономерностей нормального онтогенеза, опираясь на положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, Б.В.
Зейгарник, А.Р. Лурия, и др.). В современной специальной психологии ученые выделяют группы детей с отклонениями в психическом развитии:
дети - носители негативных психических состояний (утомленность,
психическая напряженность, тревожность, фрустрация);
дети с акцентуациями характера (импульсивность, гиперактивность и др.);
дети с дисгармоничным развитием ряда подструктур личности:
низким уровнем самооценки и самоконтроля; слабой целеустремленностью, гипермотивированностью и т.д. (А.Д.
Глоточкин).
В рамках клинического подхода исследователями проводился анализ полиэтиологических факторов и специфических особенностей разных
детей. С этих позиций выделены следующие группы детей с отклонениями в развитии:
дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями;
дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью;
дети с отклонениями в развитии на почве психической депривации.
Существует ряд закономерностей дизонтогенеза: неравноменость
(неравномерный поступательный характер психического развития,
чередование быстрого, скоростного развития, с замедлением темпа развития),
гетерохронность (различная скорость созревания и развития отдельных функций организма), неустойчивость развития (проявляется в виде кризисов развития), сензитивность развития (периоды особой чувствительности к сигналам среды), кумулятивность (накопление результатов развития и влияние на последующее развитие), дивергентность-конвергентность
(дифференциация и повышения разнообразия психических функций).
Развитие психики исходит из действия законов развития, детерминизма,
системности
4
Этиология отклоняющегося развития
Причины нарушений психического развития называются этиологией, а механизм формирования нарушения – патогенезом. Факторы нарушенного психического развития иначе называются патогенными. Тяжесть того или иного отклонения зависит от времени возникновения патогенного фактора.
По времени воздействия патогенные факторы классифицируют на:
пренатальные (воздействующие в период внутриутробного развития);
натальные
(воздействующие в период родовой деятельности);
постнатальные (воздействующие после рождения, особенно в период с раннего детства до трех лет).
Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает
4
Лемех, Е. А. Основы специальной психологии : учебное пособие / Е. А. Лемех. — Минск :
Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2017. — 220 c. — ISBN 978-985-503-
718-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:
http://www.iprbookshop.ru/84880.html
С. 60-63.
дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями;
дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью;
дети с отклонениями в развитии на почве психической депривации.
Существует ряд закономерностей дизонтогенеза: неравноменость
(неравномерный поступательный характер психического развития,
чередование быстрого, скоростного развития, с замедлением темпа развития),
гетерохронность (различная скорость созревания и развития отдельных функций организма), неустойчивость развития (проявляется в виде кризисов развития), сензитивность развития (периоды особой чувствительности к сигналам среды), кумулятивность (накопление результатов развития и влияние на последующее развитие), дивергентность-конвергентность
(дифференциация и повышения разнообразия психических функций).
Развитие психики исходит из действия законов развития, детерминизма,
системности
4
Этиология отклоняющегося развития
Причины нарушений психического развития называются этиологией, а механизм формирования нарушения – патогенезом. Факторы нарушенного психического развития иначе называются патогенными. Тяжесть того или иного отклонения зависит от времени возникновения патогенного фактора.
По времени воздействия патогенные факторы классифицируют на:
пренатальные (воздействующие в период внутриутробного развития);
натальные
(воздействующие в период родовой деятельности);
постнатальные (воздействующие после рождения, особенно в период с раннего детства до трех лет).
Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает
4
Лемех, Е. А. Основы специальной психологии : учебное пособие / Е. А. Лемех. — Минск :
Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2017. — 220 c. — ISBN 978-985-503-
718-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:
http://www.iprbookshop.ru/84880.html
С. 60-63.
вследствие повреждений головного мозга на ранних этапах эмбриогенеза, т.к.
это период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга. Факторами риска недостаточности психофизического развития выступают: биологические (наследственные отклонения, инфекционные,
вирусные и эндокринные заболевания матери в период внутриутробного развития плода, инфекции, интоксикации, гипоксия и др.); генетические
(генные мутации, недостаток или избыток хромосом, хромосомные аномалии); соматические (невропатии); социальные (неблагоприятные социальные условия развития); а также ранние, до 3-х лет, средовые воздействия, текущие средовые воздействия
5
Факторы подразделяются на эндогенные (внутренние, биологические)
и экзогенные (внешние). К эндогенным факторам можно отнести наследственность, к экзогенным – те или иные повреждения – физического,
токсического, инфекционного характера.
Важным моментом в изучении как нормального, так и аномального онтогенеза явилось выделение Л.С. Выготским двух взаимосвязанных линий развития: биологической и социально-психической. Болезнь, вызывая прежде всего нарушение биологической линии развития, тем самым создает препятствия для социально-психического развития – усвоения знаний и умений, формирования личности ребенка.
В.В. Лебединский, развивая положение Л.С. Выготского о двух взаимосвязанных линия развития, во время создания своей классификации видов дизонтогенеза, опирался на ряд параметров. Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. В зависимости от этого В.В.
Лебединский выделил два вида дефекта: частный и общий. Первый обусловлен нарушением или недостаточностью отдельных функций гнозиса,
праксиса, речи; второй - общий, связан с нарушением регуляторных подкорковых систем (при дисфункции которых наблюдаются снижение
5
Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие / составители О. В. Липунова. —
Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 126 c. — ISBN 978-5-4497-0094-0. — Текст : электронный //
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86450.html
С. 25
это период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга. Факторами риска недостаточности психофизического развития выступают: биологические (наследственные отклонения, инфекционные,
вирусные и эндокринные заболевания матери в период внутриутробного развития плода, инфекции, интоксикации, гипоксия и др.); генетические
(генные мутации, недостаток или избыток хромосом, хромосомные аномалии); соматические (невропатии); социальные (неблагоприятные социальные условия развития); а также ранние, до 3-х лет, средовые воздействия, текущие средовые воздействия
5
Факторы подразделяются на эндогенные (внутренние, биологические)
и экзогенные (внешние). К эндогенным факторам можно отнести наследственность, к экзогенным – те или иные повреждения – физического,
токсического, инфекционного характера.
Важным моментом в изучении как нормального, так и аномального онтогенеза явилось выделение Л.С. Выготским двух взаимосвязанных линий развития: биологической и социально-психической. Болезнь, вызывая прежде всего нарушение биологической линии развития, тем самым создает препятствия для социально-психического развития – усвоения знаний и умений, формирования личности ребенка.
В.В. Лебединский, развивая положение Л.С. Выготского о двух взаимосвязанных линия развития, во время создания своей классификации видов дизонтогенеза, опирался на ряд параметров. Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. В зависимости от этого В.В.
Лебединский выделил два вида дефекта: частный и общий. Первый обусловлен нарушением или недостаточностью отдельных функций гнозиса,
праксиса, речи; второй - общий, связан с нарушением регуляторных подкорковых систем (при дисфункции которых наблюдаются снижение
5
Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие / составители О. В. Липунова. —
Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 126 c. — ISBN 978-5-4497-0094-0. — Текст : электронный //
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86450.html
С. 25
уровня бодрствования, психической активности, патология влечений,
элементарные эмоциональные расстройства) и корковых систем
(обусловливающих дефекты интеллектуальной деятельности
(недостаточность целенаправленности, программирования, контроля),
нарушения более сложных, специфически человеческих эмоциональных образований). Дисфункция регуляторных систем влияет в той или иной степени на все стороны психического развития. Нарушения же частных функций при прочих равных условиях более парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем.
Второй параметр дизонтогенеза связан со временем поражения.
Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Таким образом, чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явления недоразвития (Л.С.
Выготский), а чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадом структуры психической функции. Временной фактор определяется не только хронологическим моментом возникновения нарушения, но и длительностью периода
развития данной функции в онтогенезе. Повреждению чаще подвергаются функциональные системы с относительно коротким временным циклом развития. Так, чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые же функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности имеют характер стойкого недоразвития, либо временно задерживаются в своем развитии. С
параметром времени связана и другая вероятность поражения той или иной функции. Согласно Л.С. Выготскому большую роль в развитии отдельных сторон психики играет период сензитивности – чувствительности к определенному виду воздействий. Каждая функция в онтогенезе проходит через период сензитивности. Этот период характеризуется наибольшей чувствительностью, а также наибольшей уязвимостью и неустойчивостью
элементарные эмоциональные расстройства) и корковых систем
(обусловливающих дефекты интеллектуальной деятельности
(недостаточность целенаправленности, программирования, контроля),
нарушения более сложных, специфически человеческих эмоциональных образований). Дисфункция регуляторных систем влияет в той или иной степени на все стороны психического развития. Нарушения же частных функций при прочих равных условиях более парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем.
Второй параметр дизонтогенеза связан со временем поражения.
Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Таким образом, чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явления недоразвития (Л.С.
Выготский), а чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадом структуры психической функции. Временной фактор определяется не только хронологическим моментом возникновения нарушения, но и длительностью периода
развития данной функции в онтогенезе. Повреждению чаще подвергаются функциональные системы с относительно коротким временным циклом развития. Так, чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые же функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности имеют характер стойкого недоразвития, либо временно задерживаются в своем развитии. С
параметром времени связана и другая вероятность поражения той или иной функции. Согласно Л.С. Выготскому большую роль в развитии отдельных сторон психики играет период сензитивности – чувствительности к определенному виду воздействий. Каждая функция в онтогенезе проходит через период сензитивности. Этот период характеризуется наибольшей чувствительностью, а также наибольшей уязвимостью и неустойчивостью
по отношению к вредности. К таким основным сензитивным периодам детств относятся, как известно, возрасты 0-3 года и 11-15 лет. В эти периоды особенно велика возможность психических нарушений. Период от 4 до 11 лет более устойчив по отношению к различным вредностям.
Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить явления регресса - возврата функции на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального, так и стойкого, связанного с повреждением функции. Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности и т.д. может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Примером же стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме.
Менее зрелая функция также может привести к регрессу. Это наблюдается при более грубом вредоносном воздействии: при шоковой психической травме, остром начале шизофренического процесса у ребенка и т.д.
Явления регресса нельзя приравнивать к явлениям распада. При распаде происходит не снижение функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. По мнению
Лебединского В.В., чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления распада. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.
Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения
между первичным и вторичным дефектом. Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные - нарушения,
непосредственно вытекающие из биологического характера болезни
(нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и
Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить явления регресса - возврата функции на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального, так и стойкого, связанного с повреждением функции. Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности и т.д. может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Примером же стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме.
Менее зрелая функция также может привести к регрессу. Это наблюдается при более грубом вредоносном воздействии: при шоковой психической травме, остром начале шизофренического процесса у ребенка и т.д.
Явления регресса нельзя приравнивать к явлениям распада. При распаде происходит не снижение функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. По мнению
Лебединского В.В., чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления распада. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.
Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения
между первичным и вторичным дефектом. Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные - нарушения,
непосредственно вытекающие из биологического характера болезни
(нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и
т.д.), и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Вторичный дефект, по мнению Л.С.
Выготского, является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. Его структура включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте. Механизм возникновения вторичных нарушений различен.
Вторично недоразвиваются те функции, которые не посредственно связаны с поврежденной - так называемое специфическое недоразвитие.
Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций,
которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде. Для дошкольного периода наиболее уязвимыми становятся две функции - произвольная моторика и речь. Большую роль в возникновении вторичных факторов играет неблагоприятное социальное окружение. Дефект,
в той или иной мере препятствуя общению, тормозит приобретение знаний и умений. Отсутствие грамотной коррекции приводит к социальной и педагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и личностной сфере, связанных с постоянным ощущением неуспеха
(заниженная самооценка, уровень притязаний, отказ от общения и т.д.).
Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями самого психического развития детского возраста. Пропущенные сроки в обучении и воспитании не могут быть полностью компенсироваться в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. В
процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениям. На ранних этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, а затем вторично возникшие явления
Выготского, является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. Его структура включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте. Механизм возникновения вторичных нарушений различен.
Вторично недоразвиваются те функции, которые не посредственно связаны с поврежденной - так называемое специфическое недоразвитие.
Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций,
которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде. Для дошкольного периода наиболее уязвимыми становятся две функции - произвольная моторика и речь. Большую роль в возникновении вторичных факторов играет неблагоприятное социальное окружение. Дефект,
в той или иной мере препятствуя общению, тормозит приобретение знаний и умений. Отсутствие грамотной коррекции приводит к социальной и педагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и личностной сфере, связанных с постоянным ощущением неуспеха
(заниженная самооценка, уровень притязаний, отказ от общения и т.д.).
Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями самого психического развития детского возраста. Пропущенные сроки в обучении и воспитании не могут быть полностью компенсироваться в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. В
процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениям. На ранних этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, а затем вторично возникшие явления
психического недоразвития, а также негативные личностные установки,
вызванные неудачами в школе, нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению, распространяясь на более широкий круг психологических возрастных проблем, препятствовать адекватной социальной адаптации. И наоборот, ранняя психолого-педагогическая коррекция дефекта во многом улучшает прогноз формирования личности и социально компенсации этой группы детей.
Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением
межфункциональных взаимодействий в процессе аномального развития.
Формирование любого качества высших психических функций происходит в результате перестройки их внутрисистемных отношений.
Отношения между основными психическими функциями изменяются в связи с возникновением новых форм деятельности ребенка. Например, в первые годы жизни память влияет на процессы мышления, а на последующих этапах наоборот – мышление влияет на процесс запоминания (П.П. Блонский).
Перестройка и усложнение функций протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом
гетерохронии — разновременностью формирования функции с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая психическая функция имеет свою хронологическую формулу, свой цикл развития. В нем отражаются временные параметры сензитивного развития и периоды относительной замедленности формирования. Например, в младенчестве и младшем дошкольном возрасте у ребенка отмечается активное развитие восприятия, а затем речи. Взаимодействие восприятия и речи становится главным в психическом развитии (ребенок пытается нее замеченное сформулировать словесно, при этом речь сопровождает восприятие). В это же время относительно медленно развивается праксис ребенка. На более поздних этапах отношения между речью, восприятием и праксисом изменяются: речь перестраивает восприятие; под ее влиянием оно становится дифференцированным. Все это отражает развитие
вызванные неудачами в школе, нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению, распространяясь на более широкий круг психологических возрастных проблем, препятствовать адекватной социальной адаптации. И наоборот, ранняя психолого-педагогическая коррекция дефекта во многом улучшает прогноз формирования личности и социально компенсации этой группы детей.
Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением
межфункциональных взаимодействий в процессе аномального развития.
Формирование любого качества высших психических функций происходит в результате перестройки их внутрисистемных отношений.
Отношения между основными психическими функциями изменяются в связи с возникновением новых форм деятельности ребенка. Например, в первые годы жизни память влияет на процессы мышления, а на последующих этапах наоборот – мышление влияет на процесс запоминания (П.П. Блонский).
Перестройка и усложнение функций протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом
гетерохронии — разновременностью формирования функции с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая психическая функция имеет свою хронологическую формулу, свой цикл развития. В нем отражаются временные параметры сензитивного развития и периоды относительной замедленности формирования. Например, в младенчестве и младшем дошкольном возрасте у ребенка отмечается активное развитие восприятия, а затем речи. Взаимодействие восприятия и речи становится главным в психическом развитии (ребенок пытается нее замеченное сформулировать словесно, при этом речь сопровождает восприятие). В это же время относительно медленно развивается праксис ребенка. На более поздних этапах отношения между речью, восприятием и праксисом изменяются: речь перестраивает восприятие; под ее влиянием оно становится дифференцированным. Все это отражает развитие