Файл: Лекция Тема Теоретические основы специальной психологии Вопросы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
межфункциональных связей. В патологии развития отмечается нарушение межфункциональных связей, наблюдаются диспропорции, нарушения своевременности развития различных психических функций. В результате возникают асинхронии развития. В их основе лежат два явления:
ретардация и акселерация. Ретардация - незавершенность, отставание в отдельных периодах развития, отсутствие эволюции ранних форм. Наиболее типичной иллюстрацией ретардации интеллектуального развития является олигофрения, когда ребенок с опозданием осваивает моторные навыки
(ходьба, самообслуживание), приобретает речь, но в любом случае обнаруживает отставание в умственном развитии. Акселерация - развитие,
при котором одна из функций опережает сроки развития, значительно обгоняя типичную хронологию. Например, чрезвычайно раннее - до года изолированное развитие речи при раннем детском аутизме. Возможно также сочетание акселерации и ретардации: например, активное развитие механической памяти и речи при отставании в умственном развитии (при гидроцефалии). Асинхронии развития наиболее полно проявляются в периоды возрастных кризов, когда происходит активная перестройка психических процессов в ходе изменения социальных отношений ребенка.
Изменчивость межфункциональных связей обусловливает хроногенную локализацию функций. Выделение Л.С. Выготским этого принципа позволило указать направление изменений в процессе развития. При формировании сложных, иерархически организованных психических функций высшие звенья, внося новый принцип работы, не повторяют низших. В то же время низшие функции перестраиваются под влиянием высших, становятся зависимыми от них. Отсюда вытекает утверждение о разной ранимости высших и низших звеньев на разных стадиях онтогенеза
6 6
Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие / составители О. В. Липунова. —
Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 126 c. — ISBN 978-5-4497-0094-0. — Текст : электронный //
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86450.html
С. 26-
30
ретардация и акселерация. Ретардация - незавершенность, отставание в отдельных периодах развития, отсутствие эволюции ранних форм. Наиболее типичной иллюстрацией ретардации интеллектуального развития является олигофрения, когда ребенок с опозданием осваивает моторные навыки
(ходьба, самообслуживание), приобретает речь, но в любом случае обнаруживает отставание в умственном развитии. Акселерация - развитие,
при котором одна из функций опережает сроки развития, значительно обгоняя типичную хронологию. Например, чрезвычайно раннее - до года изолированное развитие речи при раннем детском аутизме. Возможно также сочетание акселерации и ретардации: например, активное развитие механической памяти и речи при отставании в умственном развитии (при гидроцефалии). Асинхронии развития наиболее полно проявляются в периоды возрастных кризов, когда происходит активная перестройка психических процессов в ходе изменения социальных отношений ребенка.
Изменчивость межфункциональных связей обусловливает хроногенную локализацию функций. Выделение Л.С. Выготским этого принципа позволило указать направление изменений в процессе развития. При формировании сложных, иерархически организованных психических функций высшие звенья, внося новый принцип работы, не повторяют низших. В то же время низшие функции перестраиваются под влиянием высших, становятся зависимыми от них. Отсюда вытекает утверждение о разной ранимости высших и низших звеньев на разных стадиях онтогенеза
6 6
Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие / составители О. В. Липунова. —
Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 126 c. — ISBN 978-5-4497-0094-0. — Текст : электронный //
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86450.html
С. 26-
30
Вопросы:
1. Что такое норма психического развития? Какие виды норм вы знаете?
2. Что такое дизонтогенез? Какие классификации дизонтогенеза вы знаете?
3. Что такое этиология отклоняющегося развития? Какую роль играет соотношение наследственности и среды на разных этапах онтогенеза?
4. Раскройте типологию дизонтогенеза данную В.В. Лебединским.
5. Какие параметры дизонтогенеза были выделены В.В. Лебединским?
Приведите примеры.
Литература:
1.
Лемех, Е. А. Основы специальной психологии : учебное пособие / Е. А.
Лемех. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2017. — 220 c. — ISBN 978-985-503-718-8. —
Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS :
[сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/84880.html
2.
Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие /
составители О. В. Липунова. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. —
126 c. — ISBN 978-5-4497-0094-0. — Текст : электронный //
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://
www.iprbookshop.ru/86450.html
3.
Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго https://
www.koob.ru/semago_m_n/problemnie_deti