Файл: Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Этот основной закон.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
--------------------------------
<*> В тексте Конституции ошибочно указана цифра 17, не соответствующая количеству наркоматов, перечень которых дан вслед за этой цифрой. В проекте
Конституции, представленном Конституционной комиссией V Всероссийскому съезду
Советов и опубликованном в N 138 "Известий" от 5 июля 1918 г., указано правильно: 18. а) по иностранным делам; б) по военным делам; в) по морским делам; г) по внутренним делам; д) юстиции; е) труда; ж) социального обеспечения; з) просвещения; и) почт и телеграфов; к) по делам национальностей; л) по финансовым делам; м) путей сообщения; н) земледелия; о) торговли и промышленности; п) продовольствия; р) Государственного контроля; с) Высший Совет Народного Хозяйства; т) здравоохранения.
44. При каждом народном комиссаре, под его председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются Советом Народных Комиссаров.
45. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего Народного комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его в
Совет Народных Комиссаров или в Президиум Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета Советов.
То же право обжалования принадлежит и отдельным членам коллегии.
46. Совет Народных Комиссаров всецело ответствен перед Всероссийским съездом
Советов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.
47. Народные комиссары и коллегии при народных комиссариатах всецело ответственны перед Советом Народных Комиссаров и перед Всероссийским Центральным
Исполнительным Комитетом Советов.
48. Звание народного комиссара принадлежит исключительно членам Совета
Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти как в центре, так и на местах присвоено быть не может.
Глава девятая. О предметах ведения
Всероссийского съезда Советов и Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета Советов
49. Ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения, как-то: а) утверждение, изменение и дополнение Конституции Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики;
б) общее руководство всей внешней и внутренней политикой Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики; в) установление и изменение границ, а равно отчуждение частей территории
Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или принадлежащих ей прав; г) установление границ и компетенции областных Советских союзов, входящих в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а также разрешение споров между ними; д) принятие в состав Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики новых сочленов Советской Республики и признание выхода из Российской
Федерации отдельных частей ее; е) общее административное разделение территории Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики и утверждение областных объединений; ж) установление и изменение системы мер, весов и денег на территории Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики; з) сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира; и) заключение займов, таможенных и торговых договоров, а равно финансовых соглашений; к) установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики; л) утверждение бюджета Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики; м) установление общегосударственных налогов и повинностей; н) установление основ организации вооруженных сил Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики; о) общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское, уголовное законодательство и пр.; п) назначение и смещение как отдельных членов Совета Народных Комиссаров, так и всего Совета Народных Комиссаров в целом, а также утверждение Председателя Совета
Народных Комиссаров; р) издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики; с) право амнистии, общей и частичной.
50. Сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского съезда Советов и
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению.
51. Исключительному ведению Всероссийского съезда Советов подлежат: а) установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции; б) ратификация мирных договоров.
52. Разрешение вопросов, указанных в пунктах "в"
и "з"
ст. 49, предоставляется
Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов лишь при невозможности созыва Всероссийского съезда Советов.
Б. Организация Советской власти на местах
Глава десятая. О съездах Советов
53. Съезды Советов составляются следующим образом: а) областные - из представителей городских Советов и уездных съездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а от городов - по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, либо из представителей губернских съездов
Социалистической Федеративной Советской Республики; в) установление и изменение границ, а равно отчуждение частей территории
Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или принадлежащих ей прав; г) установление границ и компетенции областных Советских союзов, входящих в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а также разрешение споров между ними; д) принятие в состав Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики новых сочленов Советской Республики и признание выхода из Российской
Федерации отдельных частей ее; е) общее административное разделение территории Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики и утверждение областных объединений; ж) установление и изменение системы мер, весов и денег на территории Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики; з) сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира; и) заключение займов, таможенных и торговых договоров, а равно финансовых соглашений; к) установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики; л) утверждение бюджета Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики; м) установление общегосударственных налогов и повинностей; н) установление основ организации вооруженных сил Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики; о) общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское, уголовное законодательство и пр.; п) назначение и смещение как отдельных членов Совета Народных Комиссаров, так и всего Совета Народных Комиссаров в целом, а также утверждение Председателя Совета
Народных Комиссаров; р) издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики; с) право амнистии, общей и частичной.
50. Сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского съезда Советов и
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению.
51. Исключительному ведению Всероссийского съезда Советов подлежат: а) установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции; б) ратификация мирных договоров.
52. Разрешение вопросов, указанных в пунктах "в"
и "з"
ст. 49, предоставляется
Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов лишь при невозможности созыва Всероссийского съезда Советов.
Б. Организация Советской власти на местах
Глава десятая. О съездах Советов
53. Съезды Советов составляются следующим образом: а) областные - из представителей городских Советов и уездных съездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а от городов - по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, либо из представителей губернских съездов
Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд собирается непосредственно перед областным съездом Советов; б) губернские (окружные) - из представителей городских Советов и волостных съездов
Советов по расчету 1 депутат на 10000 жителей, а от городов - по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию (округ), причем, в случае созыва уездного съезда Советов непосредственно перед губернским, выборы проводятся по той же норме не волостными, а уездным съездом Советов; в) уездные (районные) - из представителей сельских Советов по расчету 1 депутат на
1 тысячу жителей, но не свыше 300 депутатов на весь уезд (район); г) волостные - из представителей всех сельских Советов волости по расчету 1 депутат на каждые 10 членов Совета.
Примечание 1. В уездных съездах Советов участвуют представители Советов городов, население которых не превышает 10 тысяч человек; сельские Советы местностей, насчитывающих менее 1 тысячи человек населения, для избрания депутатов на уездный съезд Советов объединяются.
Примечание 2. Сельские Советы, насчитывающие менее 10 членов, посылают на волостной съезд Советов по 1 представителю.
54. Съезды Советов созываются соответствующими по территории исполнительными органами Советской власти (исполнительными комитетами) по усмотрению последних или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения данного района, но, во всяком случае, не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губернии и уездам и одного раза в месяц по волости.
55. Съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) избирает свой исполнительный орган - Исполнительный комитет, число членов которого не должно превышать: а) по области и губернии - 25; б) по уезду - 20; в) по волости - 10.
Исполнительный комитет всецело ответствен перед избравшим его съездом Советов.
56. В границах своего ведения съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) есть высшая в пределах данной территории власть; в период же между съездами такой властью является Исполнительный комитет.
Глава одиннадцатая. О Советах депутатов
57. Советы депутатов образуются: а) в городах - по расчету 1 депутат на каждую 1000 человек населения, но в числе не менее 50 и не более 1000 членов; б) в селениях (деревнях, селах, станицах, местечках, городах с населением менее
10000 человек, аулах, хуторах и пр.) - по расчету 1 депутат на каждые 100 человек населения, но в числе не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение.
Срок полномочий депутатов - 3 месяца.
Примечание. В тех сельских местностях, где это будет признано осуществимым, вопросы управления разрешаются общим собранием избирателей данного селения непосредственно.
58. Для текущей работы Совет депутатов избирает из своей среды исполнительный орган (Исполнительный комитет) в количестве не свыше 5 человек в селениях, а в городах по расчету 1 на каждые 50 членов, но не менее 3 и не более 15 (Петербург и Москва не более
40). Исполнительный комитет всецело ответствен перед избравшим его Советом.
59. Совет депутатов созывается Исполнительным комитетом по усмотрению последнего или по требованию не менее половины членов Совета, но не реже 1 раза в неделю в городах и 2 раз в неделю в селениях.
60. В границах своего ведения Совет, а в случае, предусмотренном в ст. 57
(примечание), общее собрание избирателей есть высшая в пределах данной территории власть.
Глава двенадцатая. О предметах ведения органов
Советской власти на местах
61. Областные, губернские, уездные и волостные органы Советской власти, а также
Советы депутатов имеют предметом своей деятельности: а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов
Советской власти; б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях; в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение; г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.
62. Съездам Советов и их исполнительным комитетам принадлежит право контроля над деятельностью местных Советов (т.е. областным - право контроля над всеми Советами данной области, губернским - над всеми Советами данной губернии, кроме городских, не входящих в состав уездных съездов Советов, и т.д.), а областным и губернским съездам
Советов и их исполнительным комитетам, кроме того, право отмены решений действующих в их районе Советов, с извещением об этом в важнейших случаях центральной Советской власти.
63. Для выполнения возложенных на органы Советской власти задач при Советах
(городских и сельских) и исполнительных комитетах (областных, губернских, уездных и волостных) образуются соответствующие отделы во главе с заведующими отделами.
Раздел четвертый.
АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Глава тринадцатая
64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане
Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет: а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки - земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли; б) солдаты советской армии и флота; в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах "а"
и "б" настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.
Примечание 1. Местные Советы могут с утверждения центральной власти понижать установленную в настоящей статье возрастную норму.
Примечание 2. Из лиц, не вступивших в число российских граждан, пользуются активным и пассивным избирательным правом также лица, указанные в ст. 20
(раздел второй, глава пятая).
65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий: а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
Глава четырнадцатая. О производстве выборов
66. Выборы производятся, согласно установившимся обычаям, в дни, устанавливаемые местными Советами.
67. Выборы производятся в присутствии избирателей комиссии и представителя местного Совета.
68. В тех случаях, когда присутствие представителя Советской власти оказывается технически невозможным, его заменяет председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового - председатель избирательного собрания.
69. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.
70. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяются местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.
Глава пятнадцатая. О проверке и отмене выборов
и об отзыве депутатов
71. Весь материал по производству выборов поступает в соответственный Совет.
72. Совет для проверки выборов назначает мандатную комиссию.
73. О результатах проверки мандатная комиссия докладывает Совету.
74. Совет решает вопрос об утверждении спорных кандидатов.
75. В случае неутверждения того или иного кандидата Совет назначает новые выборы.
76. В случае неправильности выборов в целом вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти.
77. Последней инстанцией по кассации советских выборов является Всероссийский
Центральный Исполнительный Комитет Советов.
78. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.
Раздел пятый. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
Глава шестнадцатая
79. Финансовая политика Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд
Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной
Глава четырнадцатая. О производстве выборов
66. Выборы производятся, согласно установившимся обычаям, в дни, устанавливаемые местными Советами.
67. Выборы производятся в присутствии избирателей комиссии и представителя местного Совета.
68. В тех случаях, когда присутствие представителя Советской власти оказывается технически невозможным, его заменяет председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового - председатель избирательного собрания.
69. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.
70. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяются местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.
Глава пятнадцатая. О проверке и отмене выборов
и об отзыве депутатов
71. Весь материал по производству выборов поступает в соответственный Совет.
72. Совет для проверки выборов назначает мандатную комиссию.
73. О результатах проверки мандатная комиссия докладывает Совету.
74. Совет решает вопрос об утверждении спорных кандидатов.
75. В случае неутверждения того или иного кандидата Совет назначает новые выборы.
76. В случае неправильности выборов в целом вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти.
77. Последней инстанцией по кассации советских выборов является Всероссийский
Центральный Исполнительный Комитет Советов.
78. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.
Раздел пятый. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
Глава шестнадцатая
79. Финансовая политика Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд
Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной