Файл: Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Департамент образования и молодежной политики

Владимирской области


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ЦМК педагогики, психологии и частных методик

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи

у детей среднего дошкольного возраста»


Выполнила:

Шишова Оксана Олеговна,

студентка 3 курса,

заочной формы обучения

специальность

44.02.01 Дошкольное образование
Научный руководитель: Нефедова Елизавета Сергеевна,

преподаватель дисциплин

профессионального цикла.
2023 год.

С одержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития речи у детей среднего дошкольного возраста ………………………………………………....6

1.1 Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………….............................6

1.2 Понятие «пальчиковая гимнастика» …………………………………10

1.3 Использование пальчиковой гимнастики для развития речи у детей среднего дошкольного возраста ………………………………………………..14

Выводы по главе……………………………………………………………21

Заключение…………………………………………………………………22

Список использованной литературы……………………………………...23

Приложение

Введение

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений в жизни ребенка.

По мнению педагогов – психологов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.К. Маркова), именно дошкольный возраст считается наиболее благоприятным к усвоению речи.

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Это связано с увеличением количество детей, имеющих нарушения в развитии речи.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования на завершающем этапе дошкольного возраста дети должны достигнуть определенного уровня речевого развития: обогатить активный и пассивный словарь, овладеть грамматическим строем речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию [1].


В связи с этим, ФГОС ДО определил целевые ориентиры речевого развития дошкольника:

-владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие фонематического слуха;

- обогащение активного и пассивного словарного запаса;

- развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);

- развитие речевого творчества;

- формирование предпосылок к обучению грамоте.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь служит инструментом в развитии высших отделов психики.

С развитием речи связано полноценное формирование личности дошкольника и развитие всех психических процессов (мышление, память, воображение и др.).

Наше исследование будет посвящено проблеме развития речи у детей среднего дошкольного возраста.

Актуальность данного исследования обусловлена значением речевого развития детей для полноценного развития личности дошкольника во всех сферах деятельности.

Проведенные исследования отечественных и зарубежных психологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев), физиологов и педагогов (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин) показывают, что развитие рук находится в тесной взаимосвязи с развитием речи ребенка.

Исследователи подчеркивают, что речь дошкольников совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Это доказано исследованиями физиолога М.И. Кольцовой, которая установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Таким образом, развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи [9].

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»[13].

В последние годы практикующие педагоги ДОО стали обращаться к использованию пальчиковой гимнастики с целью развития речи ребёнка.

Однако, исходя, из практики наблюдений следует отметить, что зачастую пальчиковая гимнастика в основном используется педагогами в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в то время, как в среднем дошкольном возрасте, игры пальчиками не теряют своего развивающего потенциала.



Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития речи у детей и недостаточным использованием пальчиковой гимнастики в работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Обозначенное противоречие позволило определить проблему исследования - каковы возможности использования пальчиковой гимнастики в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста. Ответ на этот вопрос и составил цель нашего исследования.

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы развития речи у детей среднего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

3. Проанализировать возможности использования пальчиковой гимнастики в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития речи у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретические – анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ понятийного аппарата, обобщение педагогического опыта.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития речи у детей среднего дошкольного возраста.

1.1 Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

Т.П. Колодяжная, И.А. Маркарян считают средний дошкольный возраст одним из самых благоприятных периодов всего дошкольного детства. Поэтому одним из важных разделов работы с детьми данного возраста является создание педагогами необходимых условий для полноценного  речевого  развития детей. 

Авторы подчеркивают, что речь – это мощный инструмент психического развития ребенка, фактор формирования личности. Под воздействием речи формируются взгляды, убеждения, интеллектуальные и моральные чувства и другие индивидуальные черты характера [10].

Благодаря речи психические процессы становятся управляемыми, контролируемыми. Речь – это форма существования сознания, которая служит средством мышления и общения.

Согласно инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы», возрастной период от 4 до 5 лет характеризуется активным 
развитием разных сторон речи: фонетической, грамматической и лексической [2]. 

Речевое развитие детей 4-5 лет направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Гербова В.В., Яшина Б.И. отмечают, что у ребенка пятого года жизни значительные успехи в умственном и речевом развитии.

Исследования Гвоздева А.В., Филипповой А. П. подтверждают, что в среднем дошкольном возрасте, дети начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи [6].

Речь четырехлетнего ребенка становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребенок 4- 5 лет способен до конца выслушивать ответы взрослых.

От четырёх до пяти лет словарный запас дошкольника увеличивается с двух с половиной до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова.

Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово («А я придумал слово, смешное слово «плям»). Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие. Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.

Нормальное развитие детей 4 - 5лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.

В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из - за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые (я, мы, ты, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).

В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз.


Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. (Мы оденем сапоги, потому что холодно. Мне купили конфеты, а брату печенье) [15] .

Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки:

- нарушается структура предложений;

- встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);

- неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).

Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.

На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти нюансы в речи других людей. Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей [7].

В средней группе проводится работа по развитию у детей умения понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка.

Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.

Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию. Ребят учат составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину, используя раздаточные картинки, конкретизирующие заданную педагогом тему (встречи на лесной полянке, на морском дне и т.д.).

Звуковая сторона речи детей 4—5 лет также отличается некоторыми особенностями: с одной стороны, у дошкольников развита восприимчивость к звукам чужой речи, с другой — недостаточно сформирована способность осознавать дефекты собственного произношения, характерно несовершенство моторики артикуляционного аппарата.

Воспитание звуковой культуры речи у детей этого возраста сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих и сонорных. Наряду с решением названных задач необходимо также воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова, ставить в них ударение, совершенствовать речевое дыхание.