Файл: Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, можно сделать вывод, что у ребенка пятого года жизни при правильном подходе к занятиям отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Однако для детей данного возраста все еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональность и, как следствие этого, быстрое снижение работоспособности.

Поэтому для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения. Педагог должен учитывать, что предложенные детям задания на повторение материала должны быть яркими и привлекательными.

В связи с этим, мы считаем, что одним из наиболее ярких средств, направленных на развитие речи детей среднего дошкольного возраста, является использование педагогом пальчиковой гимнастики в режиме дня.

Рассмотрим понятие «пальчиковая гимнастика».


1.2 Понятие « пальчиковая гимнастика».

Известно, что игра — ведущий вид деятельности ребенка.

Великий теоретик дошкольного воспитания, Фридрих Фребель, уделяя детской игре особое внимание, предположил, что существует взаимосвязь между проговариванием специально заученных историй и повторяющимися движениями.

По мнению исследователей Ткаченко В.Н., Тищенко Л.И., игры с пальчиками зарождались в отечественной народной педагогике, где зачастую такие игры использовались в единстве с другими малыми жанрами фольклора (потешками, прибаутками, дразнилками и пр.). Так, к примеру, всем известны и любимы с детства такие пальчиковые игры, как «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» и «Сорока-белобока кашку варила» [14].

На современном этапе дошкольного образования появилось и активно развивается новое направление игр с пальчиками - пальчиковая гимнастика, которая призвана служить эффективным средством развития речи у дошкольников.

Современные исследователи в области развития мелкой моторики у детей (Борисова Е.А., Цветкова Т.В., Степанова О.А.) определяют пальчиковую гимнастику, как комплекс упражнений для улучшения подвижности пальцев, развития их силы и гибкости, направленных на снижение физической усталости и морального напряжения во время занятий.

Пальчиковая гимнастика включает упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра.


Борисова Е. А. под «пальчиковой гимнастикой» понимает инсценировку каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев [5].

Исследования Дворовой И.В. , Рожковой О.П. подтверждают, что пальчиковая гимнастика является уникальной системой упражнений для пальцев и рук, способствующей «рассказыванию» стихов и сказок руками. Авторы подчеркивают, что во время выполнения детьми пальчиковой гимнастики, пальцы и кисти приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Содержание пальчиковой гимнастики составляют разнообразные пальчиковые игры.

Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

  1. Универсальность – можно играть в любом месте в любое время.

  2. Кратковременность – обычно не более 2-5 минут.

  3. Активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх.

  4. Невербальное общение в играх - «молчанках», использование языка жестов.

  5. Наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

Широкий спектр пальчиковых игр предоставляет большие возможности в их выборе.

Исследователями предлагаются различные способы классификации, приведем наиболее ёмкую и в тоже время компактную, на наш взгляд.

Так О. Е. Малыгина, Н. Е. Глухова классифицируют пальчиковые игры следующим образом [11]:

 пальчиковые игры без речевого сопровождения;

 пальчиковые игры с речевым сопровождением;

 народные пальчиковые игры;

 кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

 упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

В педагогической литературе выделяют разные виды пальчиковых игр, в зависимости от их назначения (цели).

Игры-манипуляции: «Ладушки-ладушки», «Сорока — белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект.

Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Цветы», «Грабли», «Ёлка» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.



Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»): «Колечко», «Кулак — ребро — ладонь», «Ухо — нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».

Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных играх используются традиционные для массажа движения — разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника.

Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
В процессе пальчиковых игр развивается восприятие ребенка, умение вслушиваться в речь взрослого, дошкольник концентрирует внимание и учится правильно его распределять. Развивается память, ведь в пальчиковых играх нужно многое запомнить — положение пальцев и последовательность движений, сами стихи. Повышается эмоциональный настрой, формируются добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми. Кроме того, пальчиковые игры могут проводиться в любой режимный момент, как самостоятельный вид деятельности, так и в структуре непосредственно - образовательной деятельности.

Отечественными учеными - психологами А.Н. Гвоздевым, И.Е. Исениной, Д.Б. Элькониным и другими доказана связь между речевой функций и общей двигательной активностью человека, а именно между речевым центром головного мозга и мелкой мускулатурой руки. Доказано, что от нервных импульсов пальцев идет совершенствование речи.

Современные исследователи развития речи считают, что руки являются специфическим органом с множеством разнообразных функций.

А выполнение упражнений и ритмических движений пальцами, приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи у детей.

Поэтому мы считаем, что одним из эффективных способов развития речи детей среднего дошкольного возраста является включение в режимные моменты пальчиковой гимнастики, содержащей разнообразные пальчиковые игры.


Таким образом, включение пальчиковых игр в различные виды детской деятельности будет способствовать развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, формированию мыслительных процессов, как следствие развитию речи ребенка среднего дошкольного возраста.

1.3 Использование пальчиковой гимнастики для развития речи у детей среднего дошкольного возраста.

В последние годы исследователи речевой деятельности отмечают снижение уровня развития речи у детей среднего дошкольного возраста, это связано с повышением занятости родителей на работе, которые меньше уделяют внимания своим детям, меньше общаются с ними и друг с другом. Чаще всего коммуникативную функцию родителей выполняют различные развлекательные передачи в СМИ, это способствует тому, что дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят.

Между тем получаемый объем информации в дошкольной организации требует от воспитанников не механического запоминания материала, а осознанного восприятия и отражения полученной информации в речи.

 Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, тем легче будет осуществляться воспитательно - образовательный процесс [4].

Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное усвоение всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. 

Одним из эффективных способов развития речи детей среднего дошкольного возраста является пальчиковая гимнастика.

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.

Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений его пальцев.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что развитию мелкой моторики уделяют внимание многие педагоги, психологи, логопеды.


Такие авторы, как В. В. Цвынтарный, О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей.

Ержанова, А. А. Жумабекова, Г. С. Дынгырова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей среднего дошкольного возраста[8].

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика является основой развития речи у детей.

Чусовитина И. Ф. отмечает, что во время выполнения пальчиковой гимнастики дети разминают пальцы и кисти рук, проводят своеобразный пальчиковый тренинг. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус).

Смена упражнений помогает напрягать, тонизировать, расслаблять еще неокрепшие и неумелые руки ребенка, постепенно формируя его моторику.
Современные исследователи в развитии сенсорики у детей дошкольного возраста не только раскрывают сущность пальчиковых игр, но и их главное отличие от пальчиковых упражнений, состоящее в сопроводительном речитативном материале.

К такому же выводу склоняются многие специалисты, особенно исследователи-практики, методисты, работающие непосредственно в данном русле.

И. Е. Светлова раскрывает значение пальчиковой гимнастики, как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, которое состоит в том, что во время выполнения пальчиковых игр у детей развивается:

- ловкость пальцев, умение координировать и согласовывать движения рук и пальцев;

- развиваются творческие навыки, воображение;

- формируется и развивается устная речь ребенка [12].

Эффективность использования пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики подчеркивается и в исследовании Л. И. Тищенко, отмечающей, что снизить напряжение в руках и содействовать расслаблению мышц всего тела помогают именно простые движения, такие как пальчиковые сгибы, зажимы, разжимы.