Файл: Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Какова методика проведения пальчиковой гимнастики с детьми среднего дошкольного возраста?
При организации и проведении пальчиковых игр необходимо соблюдать следующие правила:
− начинать следует с разминки: сгибания и разгибания пальцев в медленном темпе, постукивания. Также может быть проведена предварительная работа — разбор сюжета игры с ребенком, слов, отдельных движений;
− движения пальцев рук выполняются в медленном темпе, если ребенок не может самостоятельно выполнить движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним;
− текст игры произносится выразительно, делая паузы, подчеркивая отдельные слова и фразы, а движения выполняются синхронно с текстом;
− необходимо следить за верным выполнением движений кисти и пальцев с оптимальной амплитудой и нагрузкой;
− пальчиковую гимнастику рекомендуется проводить систематически, ежедневно,
− необходимо сочетать уже изученные игры с новыми — вводить элемент новизны, но при этом припоминать уже знакомые;
− продолжительность пальчиковой гимнастики со средними дошкольниками составляет от 10 до 15 минут;
− пальчиковые игры проводятся как для правой, так и для левой руки, при этом чередуется сжатие, растяжение, расслабление кистей руки, изолированные движения каждого из пальцев;
− приветствуется и поощряется творческая деятельность ребенка (может предложить свои движения или слова). Если ребенок усвоит какую-нибудь одну игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Так дети 4 лет осваивают игры, которые проводятся двумя руками. Дети 5 лет могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
Ребенку нужно показывать и простые, и сложные игры. Ребенок становится партнером по игре. Расположение взрослого относительно ребенка, зависит от сложности игры и возраста ребенка.
Если в игре задействована только одна рука, то педагог может сидеть (стоять) сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе руки, то можно посадить ребенка к себе на колени или расположить на коврике и посадить ребенка между ног.
В некоторых играх нужно садиться за стол друг напротив друга, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями рук взрослого и соотносить зрительный образ с мелкими движениями. Можно стоять друг напротив друга.
Анищенкова Е.С. отмечает, что все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка [3].
Автор отмечает, что эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук систематически и регулярно, используя пальчиковую гимнастику в разных формах работы: на занятиях; в совместной деятельности педагога с детьми; в свободной самостоятельной деятельности детей.
В пальчиковых играх существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Любому ребенку не помешает массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении интересных стихов, музыкальных сопровождений не только развивают мелкую моторику и речь, но и умение слышать и слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов, движений. Для того чтобы воспроизвести пальчиковую игру, ребенку необходимо уметь дифференцировать движения, выделять их.
Малыгина О. Е., Глухова Н. С., Юхнева С. Н., Базилевская Н. П., Чумакова А. С. в работе с детьми по речевому развитию предлагают использовать пальчиковую гимнастику и руководствоваться следующими принципами: [11]
1. Все упражнения необходимо выполнять медленно. Нужно следить, чтобы дети правильно выполняли пальчиковую гимнастику, при необходимости помогать.
2.Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем-другой, после этого — двумя руками (если не предусмотрено участие обеих рук сразу).
3. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образца. Сначала педагог показывает детям цветной рисунок и объясняет, как правильно должно выполняться данное упражнение, затем в надобность в объяснениях отпадает, педагог лишь показываем картинку и называем упражнение, а дети сами его воспроизводят.
Когда дети будут хорошо знать и выполнять все упражнения, можно выполнять игровые задания.
Например: запомни и повтори движение по словесной инструкции или на счет «раз-два». Также с помощью рук можно рассказать сказку или интересную историю ребенка. Для этого исследователи предлагают совместно с детьми придумывать сказки, затем их показывать.
Так дети смогут часто повторять придуманные сказки в свободной деятельности, добавляя все больше деталей, подробностей, развивая сюжет.
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено.
Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Таким образом, пальчиковая гимнастика создает благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и эмоционально насыщенной.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
С помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки.
Выполнение пальчиковой гимнастики индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Мы считаем, что для эффективной работы по развитию речи детей 3- 4 лет, необходимо включение в режимные моменты ежедневного и систематического проведения пальчиковой гимнастики.
Выводы по главе
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, о том, что проблема развития речи у детей среднего дошкольного возраста является актуальной сегодня.
Изучив методическую литературу, мы выявили, что решению этой проблемы способствует включение в режимные моменты пальчиковой гимнастики, которая является эффективным средством развития мелкой моторики, что ведет к положительному влиянию на речевой центр ребенка.
Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Мы считаем, что многократное выполнение упражнений и ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи у детей среднего дошкольного возраста.
Заключение
Изучив методическую и психолого-педагогическую литературу по теме, мы решили задачи и достигли цели нашей курсовой работы.
Дошкольный возраст является активным периодом усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Речевое развитие детей 4-5 лет направлено на совершенствование всех сторон речи. Однако звуковая сторона речи детей 4—5 лет также отличается некоторыми особенностями: с одной стороны, у дошкольников развита восприимчивость к звукам чужой речи, с другой — недостаточно сформирована способность осознавать дефекты собственного произношения.
Первостепенной задачей педагога по речевому развитию детей 4-5 лет, должна быть организация комплексной работы по формированию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, мы выявили, что одним из наиболее ярких средств, направленных на развитие речи детей среднего дошкольного возраста, является использование педагогом пальчиковой гимнастики, содержанием которой являются игровые упражнения, повышающие развитие мелкой моторики рук.
Мы предположили, что игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
В связи с эти, мы считаем, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей посредством пальчиковой гимнастики будет способствовать активизации речевого центра у детей среднего дошкольного возраста, поэтому мы предлагаем включать пальчиковую гимнастику в различные виды детской деятельности.
Данную работу мы планируем взять за основу при написании ВКР.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013, с изменениями и дополнениями от 21.01.2019:https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33. (Дата обращения: 03.02.2023г.).
2. Инновационная программа дошкольного образования От рождения до школы / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: мозаика-синтез, 2019. — c.336.
3.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С.Анищенкова — М.: Изд.: АСТ 2019. – 61 с.
4.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
5. Борисова Е. А. Пальчиковые игры для детей 4–5 лет / Е. А. Борисова // Логопед: научно-методический журнал / ред. Т. В. Цветкова, О. А. Степанова. — 2018. — № 1. — с. 65–75.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/А.Н.Гвоздев. – М., 2018. – 198 с.
7. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа / В.В.Гербова. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 247 с.
8. Ержанова, С. Е. Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей / С. Е. Ержанова, А. А. Жумабекова, Г. С. Дынгырова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7471/ (дата обращения: 05.03.2023).
9.Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, Рузина М. С. — Екатеринбург: У-Фактория, 2010. — 224 с.
10.Колодяжная Т. П. Речевое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие/ Т. П. Колодяжная, И. А. Маркарян – М.: Перспектива, 2018. - 144 с.
11. Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр / О. Е. Малыгина, Н. С. Глухова, С. Н. Юхнева [и др.]. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3217/ (дата обращения: 05.02.2023).
12. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Е. Светлова. — М.: «Олма–Пресс», 2016. — 236 с.
13. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям /В.А. Сухомлинский– М.: Концептуал, 2018. – 320с.
14. Тищенко Л. И. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста / Л. И. Тищенко, В. Н. Ткаченко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. — 2019. - № 12. — С. 56–59.