Файл: Список сокращений 11 Учебный модуль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 912

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОГЛАВЛЕНИЕ


От авторов 8

Введение 9

Список сокращений 11

Учебный модуль 1. Анатомия и физиология как фундаментальные

медицинские науки 12

  1. Предмет и методы анатомии и физиологии 13

  2. Социальная сущность человека 16

  3. Анатомо-физиологические аспекты удовлетворения

потребностей человека 17

  1. Анатомическая номенклатура 19

  2. Основные физиологические термины 21

Учебный модуль 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии 23

  1. Основы цитологии. Клетка 24

  2. Основы гистологии. Ткани 28

  3. Орган. Системы органов. Аппараты органов 37

  4. Основные этапы эмбриогенеза человека 39

Учебный модуль 3. Кровь как внутренняя среда организма 42

  1. Функции крови 43

  2. Состав крови 44

  3. Свёртывание крови 51

  4. Группы крови 52

  5. Переливание крови. Значение донорства 53

Модуль 4. Анатомия и биомеханика опорно-двигательного аппарата...57

  1. Общие вопросы анатомии

и биомеханики аппарата движения 58

  1. Строение, состав, развитие кости 58

  2. Скелет человека 61

  3. Соединения костей 63

  4. Скелетные мышцы тела человека 67

  5. Морфофункциональная характеристика черепа 75

  6. Мышцы и фасции головы и шеи 89

  7. Строение скелета туловища 95

  8. Мышцы и фасции туловища 104

  9. Морфофункциональная характеристика скелета верхней

конечности 112

  1. Мышцы и фасции верхней конечности 120

  2. Скелет нижней конечности 126

  3. Мышцы и фасции нижней конечности 138



3



Анатомия и физиология


Учебный модуль 5. Анатомо-физиологические аспекты

регуляции и саморегуляции функций организма 148

  1. Сущность и значение процесса регуляции и саморегуляции

для удовлетворения потребностей человека 149

  1. Общий план строения нервной системы 152

  2. Рефлекс и рефлекторная дуга 152



  3. Рецепторы 154

  4. Нервные центры 154

  5. Общие данные о физиологии возбудимых тканей 155

  6. Разновидности нейронов 166

  7. Свойства нервных волокон 167

  8. Синапсы 169

  9. Понятие о двигательном аппарате 171

  10. Физиологические особенности

гладких мышц 172

  1. Понятие о парабиозе 172

Учебный модуль 6. Функциональная анатомия центральной нервной

системы 174

  1. Функциональная анатомия спинного мозга 175

  2. Функциональная анатомия головного мозга 180

  3. Проводящие пути головного и спинного мозга 195

  4. Оболочки спинного и головного мозга 201

Учебный модуль 7. Функциональная анатомия периферической

нервной системы 205

  1. Периферическая нервная система 206

  2. Строение периферических нервов 206

  3. Образование спинномозговых нервов 207

  4. Ветви спинномозговых нервов 207

  5. Задние ветви спинномозговых нервов 208

  6. Передние ветви спинномозговых нервов 208

  7. Образование черепных нервов 214

  8. Черепные нервы и области их иннервации 216

Учебный модуль 8. Функциональная анатомия вегетативной нервной системы 221

    1. Понятие о вегетативной нервной системе 221

    2. Отличия вегетативной и соматической нервной системы.222

    3. Отличия симпатического и парасимпатического отделов.... 223

    4. Общий план строения

вегетативной нервной системы 224

    1. Строение симпатического отдела ВНС 226

    2. Строение парасимпатического отдела 227

    3. Строение вегетативных нервных сплетений 229

    4. Регуляция и координация функций отделов вегетативной

нервной системы 230



4





Учебный модуль 9. Общие вопросы функциональной анатомии сенсорных систем 234

  1. Рецепторы 234

  2. Анализаторы 236

  3. Соматическая сенсорная система: кожный и проприоцептив-

ный анализаторы 237

  1. Висцеральная сенсорная система 243

  2. Ноцицептивная (болевая) сенсорная система 244

  3. Зрительная сенсорная система 246

  4. Обонятельная сенсорная система 256

  5. Вкусовая сенсорная система 257

  6. Слуховая и вестибулярная сенсорные системы 258

Учебный модуль 10. Железы внутренней секреции 268

  1. Железы внутренней секреции 268

  2. АРUD-система 271

  3. Параганглии 272

  4. Гипофиз 272

  5. Гипоталамо-гипофизарная система 274

  6. Надпочечники 275

  1. Адаптационный синдром 277

  2. Щитовидная железа 278

  3. Паращитовидные железы 280

  4. Шишковидное тело 280

  5. Поджелудочная железа, эндокринная часть 281

  6. Половые железы, эндокринная часть 282

  7. Регуляция деятельности желёз внутренней секреции 283

Учебный модуль 11. Аспекты высшей нервной (психической)

деятельности 286

  1. Принципы рефлекторной теории 286

  2. Биоэлектрическая активность коры больших полушарий... 297

  1. Интегративные функции центральной нервной системы.... 298 Учебный модуль 12. Общие вопросы функциональной анатомии

системы кровообращения. Анатомия и физиология сердца 318

  1. Общий план строения сердечно-сосудистой системы 318

  2. Строение сердца 319

  1. Сосуды и нервы сердца 323

  1. Физиология сердца 325

  2. Строение кровеносных сосудов 331

  3. Отделы системы кровообращения 334

  4. Функциональные показатели системы кровообращения... 334

Учебный модуль 13. Кровеносная система: артерии большого круга

кровообращения 337

  1. Большой и малый круг кровообращения 338

  2. Артерии большого круга кровообращения 338



5



Анатомия и физиология


Учебныймодуль 14. Кровеносная система: вены большого круга

кровообращения 352

  1. Вены большого круга кровообращения 352

  2. Система верхней полой вены 354

  3. Система нижней полой вены 356

Учебный модуль 15. Процесс дыхания 362

  1. Анатомо-физиологические аспекты потребности дышать.. 363

  2. Общий план строения органов дыхания 363

  3. Анатомия органов дыхания 365

  4. Средостение 374

  5. Физиология дыхания 375

Учебный модуль 16. Процесс пищеварения 385

  1. Анатомия органов пищеварительной системы 385

  2. Физиология пищеварения 408

Учебный модуль 17. Обмен веществ и энергии 423

  1. Понятие об обмене веществ и энергии 424

  2. Регуляция обмена веществ и энергии 425

  3. Энергетический обмен 426

  4. Обмен белков 429

  5. Обмен углеводов 431

  6. Обмен липидов 433

  7. Водно-солевой обмен 435

  8. Обмен минеральных веществ 435

  9. Витамины 437

  10. Понятие о рациональном питании 440

  11. Пищевой рацион 442

  12. Понятие о режиме питания и диете 444

Учебный модуль 18. Процесс терморегуляции 448

  1. Температура тела 448

  2. Терморецепторы 450

  3. Физические и химические

механизмы терморегуляции 450

  1. Центральные механизмы терморегуляции 453

Учебный модуль 19. Процесс выделения 454

  1. Общая характеристика процесса выделения,

выделительные органы 454

  1. Строение почек 455

  2. Строение мочеточников 460

  3. Строение мочевого пузыря 460

  4. Строение

мочеиспускательного канала 461

  1. Физиология процессов мочеобразования

и мочевыделения 462



6



Учебный модуль 20. Процесс репродукции 470

  1. Половые органы как часть мочеполового аппарата 470

  2. Мужские половые органы 471

  3. Физиология мужской половой системы 475

  4. Женские половые органы 478

  5. Промежность 484

  6. Половые признаки 485

  7. Физиология женской половой системы 485

Учебный модуль 21. Система защиты организма 490

  1. Понятие об иммунитете 490

  2. Классификация иммунитета 492

  3. Классификация защитных механизмов 492

  4. Механизмы неспецифического иммунитета 493

  5. Механизмы специфического иммунитета 495

  6. Иммунологическая память 499

  7. Гемопоэз и иммуногенез 499

  8. Функциональная анатомия лимфатической системы 506

Рекомендуемая литература 524

Предметный указатель 525



ОТ АВТОРОВ


Курс анатомии и физиологии (2-е издание) предлагается в качестве учебника студентам и преподавателям медицинских училищ и колледжей при подготовке к теоретическим, практическим занятиям, зачётам и экзаменам.

В изложении учебного материала использован модульный подход, позволяющий студентам максимально самостоятельно и эффективно усвоить учебный материал. Учебник включает введение и 21 учебный модуль. В нём на современном учебно-методическом уровне представлены теоретические основы анатомии и физиологии, рекомендации по овладению практическими навыками, необходимыми для усвоения материала студентами. По сравнению с I изданием, II издание переработано и дополнено новыми сведениями по анатомии и физиологии, добавлены таблицы. Тестовые задания, типовые задачи и другой дидактический материал для самоконтроля знаний, задания для самостоятельной работы впервые даны в приложении в электронной форме.

Работая над учебником, авторы ставили перед собой следующие цели:

  1. студенты должны знать строение тела человека и его функциональные системы, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой;

  2. студенты должны уметь применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при изучении клинических дисциплин и оказании сестринской помощи.

При создании учебника учтены требования Федерального Государственного образовательного стандарта. Авторы благодарят И.Р. Миклашевского за ценные замечания, исправления и дополнения по усовершенствованию учебника.