ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 916
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Строение тела человека — результат длительной эволюции животного мира, поэтому анатомия исследует строение и функции органов с учётом происхождения человека. Проходя стадии индивидуального развития (онтогенеза), человек кратко повторяет филогенез (историю развития человеческого рода). В онтогенезе выделяют несколько периодов. Эмбриология изучает пренатальный период: рост и развитие эмбриона человека до рождения. Возрастная анатомия исследует постнатальный период (после рождения). Геронтология занимается закономерностями старения организма.
14
Анатомия исследует человека не только как биологический объект; она учитывает преобладающее влияние наследственности, социальной среды, условий труда и быта. В анатомии организм человека рассматривают как единое целое, а не просто как совокупность клеток, тканей и органов. Анатомия — основа многих дисциплин, изучающих человека. К ним относятся: физиология, антропология, эмбриология, цитология и гистология, генетика, экология, гигиена психология и социология.
Физиология — наука о функциональных механизмах в живых организмах. Она появилась позже анатомии и вобрала многое из накопленных знаний о строении и формах организма человека. Именно поэтому в учебниках физиологии описание каждой функции обычно сопровождают кратким рассмотрением соответствующих анатомических образований. Физиология изучает физические процессы в живых организмах. Химические процессы изучает биохимия, отделившаяся от физиологии в XX в.
Основные методы физиологии — наблюдение и эксперимент (острый и хронический) на подопытном животном. Изучая процессы жизнедеятельности и их регуляцию, физиология открывает перспективы научно обоснованного вмешательства в эти процессы при заболеваниях.
Развитию физиологии помогает появление и усовершенствование методов, основанных на успехах физики, электроники и радиотехники. Современная физиология широко использует достижения биофизики, кибернетики, биохимии и математики. Физиология тесно связана с медициной, использует данные эволюционного учения, информатики, эмбриологии. Физиология высшей нервной деятельности непосредственно связана с психологией, педагогикой, генетикой, молекулярной биологией, нейроморфологией, нейрохимией, нейролингвистикой.
Сегодня многие физиологические процессы исследованы до молекулярного уровня. В частности, с помощью рентгеноструктурного анализа (малоуглового рентгеновского рассеяния) удалось детально выяснить молекулярные механизмы мышечного сокращения, а также создать пространственные модели многих сложных молекул (например, гемоглобина). Регенеративной медициной называют активно развивающиеся биомедицинские клеточные технологии, позволяющие управлять физиологией клеток и создавать искусственные ткани и органы (такие, как кожа, хрящевая ткань, клапаны сердца, гортань). С успехами иммунологии (в частности, генной инженерии моноклональных антител, впервые полученннных в 2006 г.) связано появление персонифицированной медицины — индивидуальной терапии ревматических и др. Болезней, ориентированной на лечение конкретного заболевания у конкретного пациента, что раньше в принципе было невозможно.
15
Учебный модуль 1. Анатомия и физиология как фундаментальные медицинские науки
Анатомия и физиология
Общая физиология изучает сущность общих процессов жизнедеятельности, например, метаболизм клеток, тканей, органов и систем органов; общие закономерности реакции организма и его частей на воздействие окружающей среды. Частная физиология исследует особенности функций отдельных тканей и органов, закономерности их объединения в системы органов. Прикладная (специальная) физиология изучает закономерности жизнедеятельности организма человека в специальных условиях (физиология спорта, питания, труда, физиология экстремальных состояний). Патологическая физиология исследует закономерности развития и течения процессов жизнедеятельности организма человека при заболеваниях.
-
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
За последние 15—20 лет объём знаний о происхождении и становлении человека вырос необычайно. Одних ископаемых предков нашего вида за эти годы найдено едва ли не более чем за предыдущую столетнюю историю палеоантропологии: сахелянтроп, оррорин, «хоббит» с острова Флорес, денисовский человек и др.
Впрочем, парад ископаемых—лишь часть лавины новой информации. Изучение поведения обезьян заставило совершенно по-другому взглянуть на психологические и социальные аспекты человека — проблему происхождения языка, орудийной деятельности, прямохождения и многих высших психических функций. Успехи молекулярной биологии, генетики, открытие генома человека позволили сравнить гены человека и человекообразных обезьян, и определить функции тех генов, в которых обнаружены различия. Так, в 2006 г. Опубликованы результаты сравнительных исследований геномов человека и шимпанзе. Искали участки ДНК, в которых за пять миллионов лет произошли изменения, отличающие человека от шимпанзе. Нашли 49 таких участков: в них темпы изменений были существенно выше, чем в среднем по геному, причем, в некоторых участках изменения происходили в 70 раз быстрее, чем в среднем. 10 генов объявлены специфическими человеческими. Выделен ген с наиболее значительными изменениями: в нем имеется 118 различий между человеком и шимпанзе. Этот ген влияет на развитие нейронов новой коры между 7-ой и 19-ой неделями развития плода, т.е. В период миграции и специализации нейронов в коре головного мозга. Так с чем же связано загадочное ускорение? Знаменитый американский лингвист Н. Хомский считает, что это была макромутация (генетический «взрыв»), в результате которого возник человеческий язык. Язык сформировал человеческий мозг. В процессе общения людей и совместной трудо
16
вой деятельности возникли речь и интеллект, появилось свойственное человеку сознание, определяющее жизнедеятельность человека. Сознание делает возможным познание человеком окружающего мира. Самосознание отличает человека от животных.
Как живое существо человек принадлежит к животному миру, поэтому анатомия изучает человека с учётом биологических закономерностей, присущих живым организмам, особенно высшим позвоночным. Человек — высокоорганизованный представитель животного мира, занимающий высшую ступень эволюционной лестницы. Однако у человека преобладает социальное начало, человек отличается от животных благодаря своей социальной сущности. Возможно, огромный мозг наших предков-кроманьонцев понадобился им, в основном, для выстраивания социальных отношений. Можно сказать, что человека создало общение с людьми с помощью языка, позволившего усваивать возрастающий с каждым поколением объём информации. Человек сумел использовать информацию для улучшения качества жизни. Считают, что на каком-то определённом этапе развития эволюция мозга человека разумного пошла не по пути увеличения массы мозга, а по пути увеличения количества синапсов (до 10 тыс.!) на каждом нейроне ЦНС.
-
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
Анатомия и физиология рассматривают структуры организма человека и осуществляемые ими функции во взаимодействии и с точки зрения удовлетворения потребностей человека.
Потребность — психологический или физиологический дефицит, испытываемый человеком на протяжении всей жизни и требующий постоянного восполнения для гармоничного роста и развития индивидуума. Самостоятельное удовлетворение потребностей вызывает у человека чувство комфорта. Если какая-либо потребность не удовлетворяется, то возникает состояние дискомфорта.
Важное условие для удовлетворения основных потребностей человека — нормальное функционирование органов и систем в организме. Любое заболевание нарушает функции органов и систем, мешая удовлетворению тех или иных потребностей.
У человека множество различных потребностей, связанных с возрастом, состоянием здоровья и внешней среды. Психолог А. Маслоу выделил 14 жизненно важных потребностей:
-
дышать; -
есть, пить;
17
Учебный модуль 1. Анатомия и физиология как фундаментальные медицинские науки
Анатомия и физиология
-
выделять; -
отдыхать и спать; -
быть чистым; -
одеваться, раздеваться; -
поддерживать температуру; -
поддерживать состояние здоровья; -
избегать опасности; -
двигаться; -
общаться; -
иметь жизненные ценности; -
играть, учиться и работать.
Согласно концепции А. Маслоу, человек по мере взросления поднимается по «ступеням потребностей», начиная с физиологических, врождённых, и кончая психосоциальными, приобретёнными. Они расположены автором в виде пирамиды.
На I ступени, лежащей в основании пирамиды, расположены низшие потребности выживания: дышать, есть, пить и выделять.
На II ступени — потребности, обеспечивающие безопасность, защиту от стихий природы, болезней, социальных катастроф, жизненных неудач и стрессов:
-
спать, отдыхать; -
быть чистым; -
одеваться, раздеваться; -
поддерживать температуру и состояние (в том числе состояние здоровья); -
избегать опасности; -
двигаться.
Удовлетворение потребностей II ступени необходимо для гармоничного роста и взаимодействия со средой обитания.
На III ступени — потребности в принадлежности, опоре. Человеку необходимо принадлежать обществу, которое его принимает и понимает. Ему нужна информация об окружающей среде, получаемая благодаря удовлетворению потребности в общении.
-
ступень пирамиды составляют потребности, возникающие при жизни в обществе и заключающиеся в достижении успеха в работе, семье, жизни; стремление к гармонии, справедливости, красоте, порядку. Все это удовлетворяет также желание человека иметь жизненные ценности.
Вершину пирамиды, V ступень, формируют потребности в служении обществу, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его личности, потребности учиться, работать, играть. Пока человек не удовлетворит потребности нижних ступеней, он не сможет реализовать высшие психосоциальные потребности.