Файл: Список сокращений 11 Учебный модуль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 914

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ВВЕДЕНИЕ


Рекомендации преподавателям

Изучение анатомии и физиологии студентами медицинских училищ и колледжей представляет известные трудности. Они связаны с возрастающим с каждым годом объёмом учебного материала, интенсификацией учебного процесса и сложностью специальной терминологии.

Цели обучения

  • подготовка компетентных, востребованных специалистов среднего звена;

  • развитие логического мышления, любознательности.

Обеспечение наглядности — важное средство учебного процесса.

Для её достижения рекомендуется использовать атласы, планшеты, муляжи, схемы, в том числе изготовленные самими студентами, скелет человека, наборы костей, мультимедийные средства.

Студенты самостоятельно и с помощью преподавателя контролируют правильность определения анатомических образований на муляжах, планшетах, моделях, проверяют таблицы, схемы, муляжи, кроссворды, рефераты, выполненные ими на уроке или в качестве домашнего задания. Практические знания и умения необходимо отрабатывать на каждом уроке в кабинете анатомии, а контролировать их — на итоговом зачетном занятии по данной теме.

Для активизации творческих способностей учащихся и повышения их интереса к изучаемому предмету необходимо поощрять такие внеклассные формы обучения, как выполняемые самостоятельно классные и домашние задания, участие студентов в работе анатомического кружка, ежегодных анатомических олимпиадах и конкурсах по профессии. Объяснения преподавателя касаются вопросов, необходимых для понимания более сложного учебного материала. Следует подчеркнуть актуальность темы занятия для будущей профессиональной деятельности, связать изучаемые вопросы с фундаментальными и клиническими дисциплинами, устанавливая межпредметные связи (для повышения интереса студентов к изучаемым предметам). Важны те знания, которые потребуются в практике медицинских сестёр различного профиля. Именно поэтому в процессе обучения студентам необходимо объяснять критерии профессиональной значимости каждой темы для практики будущих специалистов.



Анатомия и физиология




Рекомендации студентам

Алгоритм работы с данным пособием при самостоятельном изучении

  • Ознакомление с «Рекомендациями студентам» в разделе «Введение».

  • Изучение соответствующего учебного модуля.

  • Повторение учебного материала по анатомии и физиологии по теме занятия.

  • Изучение рекомендуемой основной и дополнительной литературы и выполнение заданий по самостоятельной работе.

  • Определение анатомических образований на муляжах, планшетах, в атласе, на модели (самостоятельно и с помощью преподавателя).

  • Тестовый контроль и самоконтроль изучаемого материала.

Для контроля итогового уровня знаний в электронном приложении к учебнику предлагается разнообразный дидактический материал в виде тестов, типовых задач, кроссвордов, схем и заданий для самостоятельной работы.

Оценка итогового уровня знаний по результатам тестового контроля

  • «Отлично» — ошибок нет.

  • «Хорошо» — верно выполнено 75—90% заданий.

  • «Удовлетворительно» — верно выполнено 50—75% заданий.

  • «Неудовлетворительно» — верно выполнено 30—50% заданий.

Объективная оценка усвоения каждым студентом темы занятия

позволяет преподавателю и самим студентам увидеть познавательные возможности каждого студента, обеспечивает индивидуальный подход, способствующий повышению качества обучения.

Если вы неправильно ответили более чем на 20% вопросов, советуем вернуться к изучению рекомендаций студентам, учебного модуля, предлагаемой основной и дополнительной литературы по заданной теме. Только основательные знания и практические умения позволят вам продуктивно изучать новый учебный материал.

Желаем вам успеха!


10



СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ


АД — артериальное давление

АДГ — антидиуретический гормон

АДФ — аденозиндифосфорная кислота

АКТГ — адренокортикотропный гормон

АТФ — аденозинтрифосфорная кислота

АТФаза — аденозинтрифосфатаза

ВНД — высшая нервная деятельность

ВНС — вегетативная нервная система

ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота

ЖКТ — желудочно-кишечный тракт

Кпд — коэффициент полезного действия

ЛГ — лютеинизирующий гормон

ОД — осмотическое давление

РНК — рибонуклеиновая кислота

СИ — международная система единиц

СМН — спинномозговые нервы

СОЭ — скорость оседания эритроцитов

ЦНС — центральная нервная система

ЧН — черепномозговые нервы

ЧСС — частота сердечных сокращений

ЭКГ — электрокардиограмма

ЭЭГ — электроэнцефалограмма




УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 1


АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ


Студент должен знать:

  • положение анатомии и физиологии среди других медицинских наук;

  • предмет и методы изучения анатомии и физиологии;

  • место человека в природе;

  • социальная сущность человека;

  • уровни организации организма человека;

  • классификацию потребностей человека А. Маслоу;

  • способы удовлетворения потребностей и структуры, их удовлетворяющие;

  • значение анатомической номенклатуры;

  • основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле;

  • основные физиологические термины;

  • морфологические типы конституции: астенический, нормостенический, гиперстенический;

  • части тела человека;

  • системы органов;

  • серозные полости и оболочки;

  • основные этапы эмбриогенеза человека.

Студент должен уметь:

  • классифицировать потребности человека согласно теории А. Маслоу;





  • приводить примеры проблем человека, связанных с нарушением удовлетворения основных потребностей;

  • использовать анатомические и физиологические латинские термины.

  1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

Анатомия и физиология человека — фундаментальные дисциплины, составляющие основу теоретической и практической подготовки медицинских специалистов любого уровня. Они тесно связаны со всеми медицинскими специальностями, поскольку без знания этих важнейших наук невозможно квалифицированное обследование и лечение пациентов. Плохо ориентируясь в строении и функции органов и систем организма человека, медицинская сестра может вместо помощи нанести больному непоправимый вред.

Анатомия — наука, изучающая строение и формы организма человека во взаимосвязи с его происхождением, развитием, окружающей средой, с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Основные методы анатомии:

  • наблюдение;

  • осмотр тела;

  • вскрытие трупа;

  • изучение наружного и внутреннего строения отдельных органов и систем организма.

Успехи анатомии связаны с усовершенствованием светового и электронного микроскопа, достижениями рентгенологии, молекулярной биологии, генетики, физики и химии. С успехом применяют метод наполнения сосудов и полых органов затвердевающими массами с последующим исследованием полученных слепков. В современной анатомии проводят эксперименты на животных. Развивается анатомия живого человека, где новыми методами являются:

  • рентгеновское исследование;

  • эндоскопия (осмотр полых органов и полостей тела через естественные отверстия или небольшие разрезы стенок полостей с помощью специальных приборов, оснащённых оптической системой);

Широко используют исследование структур и функций органов, в том числе головного мозга, с помощью анализа изображений методами:

  • компьютерной томографии (КТ)

  • позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ);

  • томографии с ядерным магнитным резонансом (ЯМР).



13


Учебный модуль 1. Анатомия и физиология как фундаментальные медицинские науки



Анатомия и физиология


Систематическая или нормальная анатомия изучает строение тела нормального человека с его системами органов, органами и тканями. Нормальным называют строение тела человека, обеспечивающее функции здорового организма. Показатели нормы (такие, как масса, рост и особенности телосложения) зависят от индивидуальных особенностей строения человека. В зависимости от длины тела и других антропометрических признаков, в анатомии выделяют основные типы конституции (телосложения) человека:

  • долихоморфный (астенический);

  • брахиморфный (гиперстенический);

  • мезоморфный (нормостенический, средний).

Так, в астеническом типе в строении тела преобладает продольный размер. В гиперстеническом типе — поперечный размер. Нормостенический (мезоморфный) тип наиболее приближен к возрастной норме и является промежуточным.

Нормальными считают показатели, лежащие в пределах определённого диапазона, начиная от минимальных значений и кончая максимальными значениями. Выраженные стойкие врождённые отклонения от нормы называют аномалиями. Резко выраженные аномалии, изменяющие внешний вид человека, именуют уродствами. Появление у человека анатомических образований, свойственных нашим эволюционным предкам (например, хвоста или выраженного волосяного покрова на теле), называют атавизмом. Рудимент — нераз- вившийся зачаток органа.

Пластическая анатомия изучает формы и пропорции тела человека, а топографическая анатомия — строение тела человека по анатомическим областям с учётом взаимного расположения органов, проекций внутренних органов и сосудисто-нервных магистралей на кожу и скелет. Патологическая анатомия исследует изменения клеток, тканей органов человека при болезни.

Современная анатомия рассматривает строение тела человека в тесной связи с функциями его органов и систем. Например, при изучении строения центральной нервной системы (ЦНС) необходимо иметь представление о рефлекторной теории И.П. Павлова.