ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 914
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Рекомендации преподавателям
Изучение анатомии и физиологии студентами медицинских училищ и колледжей представляет известные трудности. Они связаны с возрастающим с каждым годом объёмом учебного материала, интенсификацией учебного процесса и сложностью специальной терминологии.
Цели обучения
-
подготовка компетентных, востребованных специалистов среднего звена; -
развитие логического мышления, любознательности.
Обеспечение наглядности — важное средство учебного процесса.
Для её достижения рекомендуется использовать атласы, планшеты, муляжи, схемы, в том числе изготовленные самими студентами, скелет человека, наборы костей, мультимедийные средства.
Студенты самостоятельно и с помощью преподавателя контролируют правильность определения анатомических образований на муляжах, планшетах, моделях, проверяют таблицы, схемы, муляжи, кроссворды, рефераты, выполненные ими на уроке или в качестве домашнего задания. Практические знания и умения необходимо отрабатывать на каждом уроке в кабинете анатомии, а контролировать их — на итоговом зачетном занятии по данной теме.
Для активизации творческих способностей учащихся и повышения их интереса к изучаемому предмету необходимо поощрять такие внеклассные формы обучения, как выполняемые самостоятельно классные и домашние задания, участие студентов в работе анатомического кружка, ежегодных анатомических олимпиадах и конкурсах по профессии. Объяснения преподавателя касаются вопросов, необходимых для понимания более сложного учебного материала. Следует подчеркнуть актуальность темы занятия для будущей профессиональной деятельности, связать изучаемые вопросы с фундаментальными и клиническими дисциплинами, устанавливая межпредметные связи (для повышения интереса студентов к изучаемым предметам). Важны те знания, которые потребуются в практике медицинских сестёр различного профиля. Именно поэтому в процессе обучения студентам необходимо объяснять критерии профессиональной значимости каждой темы для практики будущих специалистов.
Анатомия и физиология
Рекомендации студентам
Алгоритм работы с данным пособием при самостоятельном изучении
-
Ознакомление с «Рекомендациями студентам» в разделе «Введение». -
Изучение соответствующего учебного модуля. -
Повторение учебного материала по анатомии и физиологии по теме занятия. -
Изучение рекомендуемой основной и дополнительной литературы и выполнение заданий по самостоятельной работе. -
Определение анатомических образований на муляжах, планшетах, в атласе, на модели (самостоятельно и с помощью преподавателя). -
Тестовый контроль и самоконтроль изучаемого материала.
Для контроля итогового уровня знаний в электронном приложении к учебнику предлагается разнообразный дидактический материал в виде тестов, типовых задач, кроссвордов, схем и заданий для самостоятельной работы.
Оценка итогового уровня знаний по результатам тестового контроля
-
«Отлично» — ошибок нет. -
«Хорошо» — верно выполнено 75—90% заданий. -
«Удовлетворительно» — верно выполнено 50—75% заданий. -
«Неудовлетворительно» — верно выполнено 30—50% заданий.
Объективная оценка усвоения каждым студентом темы занятия
позволяет преподавателю и самим студентам увидеть познавательные возможности каждого студента, обеспечивает индивидуальный подход, способствующий повышению качества обучения.
Если вы неправильно ответили более чем на 20% вопросов, советуем вернуться к изучению рекомендаций студентам, учебного модуля, предлагаемой основной и дополнительной литературы по заданной теме. Только основательные знания и практические умения позволят вам продуктивно изучать новый учебный материал.
Желаем вам успеха!
10
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АД — артериальное давление
АДГ — антидиуретический гормон
АДФ — аденозиндифосфорная кислота
АКТГ — адренокортикотропный гормон
АТФ — аденозинтрифосфорная кислота
АТФаза — аденозинтрифосфатаза
ВНД — высшая нервная деятельность
ВНС — вегетативная нервная система
ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота
ЖКТ — желудочно-кишечный тракт
Кпд — коэффициент полезного действия
ЛГ — лютеинизирующий гормон
ОД — осмотическое давление
РНК — рибонуклеиновая кислота
СИ — международная система единиц
СМН — спинномозговые нервы
СОЭ — скорость оседания эритроцитов
ЦНС — центральная нервная система
ЧН — черепномозговые нервы
ЧСС — частота сердечных сокращений
ЭКГ — электрокардиограмма
ЭЭГ — электроэнцефалограмма
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 1
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
Студент должен знать:
-
положение анатомии и физиологии среди других медицинских наук; -
предмет и методы изучения анатомии и физиологии; -
место человека в природе; -
социальная сущность человека; -
уровни организации организма человека; -
классификацию потребностей человека А. Маслоу; -
способы удовлетворения потребностей и структуры, их удовлетворяющие; -
значение анатомической номенклатуры; -
основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле; -
основные физиологические термины; -
морфологические типы конституции: астенический, нормостенический, гиперстенический; -
части тела человека; -
системы органов; -
серозные полости и оболочки; -
основные этапы эмбриогенеза человека.
Студент должен уметь:
-
классифицировать потребности человека согласно теории А. Маслоу;
-
приводить примеры проблем человека, связанных с нарушением удовлетворения основных потребностей; -
использовать анатомические и физиологические латинские термины.
-
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ
Анатомия и физиология человека — фундаментальные дисциплины, составляющие основу теоретической и практической подготовки медицинских специалистов любого уровня. Они тесно связаны со всеми медицинскими специальностями, поскольку без знания этих важнейших наук невозможно квалифицированное обследование и лечение пациентов. Плохо ориентируясь в строении и функции органов и систем организма человека, медицинская сестра может вместо помощи нанести больному непоправимый вред.
Анатомия — наука, изучающая строение и формы организма человека во взаимосвязи с его происхождением, развитием, окружающей средой, с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
Основные методы анатомии:
-
наблюдение; -
осмотр тела; -
вскрытие трупа; -
изучение наружного и внутреннего строения отдельных органов и систем организма.
Успехи анатомии связаны с усовершенствованием светового и электронного микроскопа, достижениями рентгенологии, молекулярной биологии, генетики, физики и химии. С успехом применяют метод наполнения сосудов и полых органов затвердевающими массами с последующим исследованием полученных слепков. В современной анатомии проводят эксперименты на животных. Развивается анатомия живого человека, где новыми методами являются:
-
рентгеновское исследование; -
эндоскопия (осмотр полых органов и полостей тела через естественные отверстия или небольшие разрезы стенок полостей с помощью специальных приборов, оснащённых оптической системой);
Широко используют исследование структур и функций органов, в том числе головного мозга, с помощью анализа изображений методами:
-
компьютерной томографии (КТ) -
позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ); -
томографии с ядерным магнитным резонансом (ЯМР).
13
Учебный модуль 1. Анатомия и физиология как фундаментальные медицинские науки
Анатомия и физиология
Систематическая или нормальная анатомия изучает строение тела нормального человека с его системами органов, органами и тканями. Нормальным называют строение тела человека, обеспечивающее функции здорового организма. Показатели нормы (такие, как масса, рост и особенности телосложения) зависят от индивидуальных особенностей строения человека. В зависимости от длины тела и других антропометрических признаков, в анатомии выделяют основные типы конституции (телосложения) человека:
-
долихоморфный (астенический); -
брахиморфный (гиперстенический); -
мезоморфный (нормостенический, средний).
Так, в астеническом типе в строении тела преобладает продольный размер. В гиперстеническом типе — поперечный размер. Нормостенический (мезоморфный) тип наиболее приближен к возрастной норме и является промежуточным.
Нормальными считают показатели, лежащие в пределах определённого диапазона, начиная от минимальных значений и кончая максимальными значениями. Выраженные стойкие врождённые отклонения от нормы называют аномалиями. Резко выраженные аномалии, изменяющие внешний вид человека, именуют уродствами. Появление у человека анатомических образований, свойственных нашим эволюционным предкам (например, хвоста или выраженного волосяного покрова на теле), называют атавизмом. Рудимент — нераз- вившийся зачаток органа.
Пластическая анатомия изучает формы и пропорции тела человека, а топографическая анатомия — строение тела человека по анатомическим областям с учётом взаимного расположения органов, проекций внутренних органов и сосудисто-нервных магистралей на кожу и скелет. Патологическая анатомия исследует изменения клеток, тканей органов человека при болезни.
Современная анатомия рассматривает строение тела человека в тесной связи с функциями его органов и систем. Например, при изучении строения центральной нервной системы (ЦНС) необходимо иметь представление о рефлекторной теории И.П. Павлова.