Файл: Слайд 2 фио Воренкова Екатерина Николаевна. Образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

( слайд 1) Защита
Здравствуйте
(слайд 2)
ФИО: Воренкова Екатерина Николаевна.

Образование: - высшее, 2012 год, квалификация «учитель математики», по специальности «математика»;

- 2014 г, освоила на отлично программу магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование», присвоена квалификация «магистр».

Квалификационная категория: первая.

Стаж педагогической работы: 5 лет.

В данной должности: 5 лет.

В данном учреждении: 5 лет.
В настоящее время перед системой современного отечественного образования стоит важнейшей проблема: реализация компетентностного подхода в общеобразовательной школе.

Познавательная компетентность является ключевой компетентностью, формируемой в школе. Ее специфичность обусловлена во многом "привязанностью" к конкретной учебной дисциплине и возрастными особенностями школьников.

В структуре познавательной компетентности школьника, формируемой в процессе обучения математике, наряду с когнитивной, функциональной, социально-коммуникативной и мета-компетентностью, целесообразно рассматривать блок индивидуальных характеристик и личностных особенностей, а также систему взаимосвязей между компонентами [Пустовойтов В.Н. Познавательная компетентность старшеклассника: сущность категории и корреляты // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). Рига-Москва, 2012. №2(18). С.102-109.].

Современный подход к организации обучения и развития школьников предполагает целенаправленное управление не только усвоением знаний, формированием умений и навыков, но и мыслительной деятельностью учащихся, создание условий для их сознательности, активности и самостоятельности в учении. И, кроме того, такую организацию деятельности школьников, которая бы обеспечивала формирование у них умений и навыков самоанализа и самоконтроля в учении.


(Слайд 3)

Анализ нормативных документов Министерства образования и науки РФ, научной, методической и учебной литературы, а также результатов диссертационных исследований позволил выделить следующие противоречия:

(Слайд 4)

  • на социально-педагогическом уровне: между социально-обусловленными требованиями к уровню подготовки учащихся, выражающимися, в частности, в необходимости развития познавательной рефлексии и сложившейся системой школьного обучения, не позволяющей в достаточной мере выполнить современные требования к основному общему образованию;

  • на научно-педагогическом уровне: между необходимостью развития познавательной рефлексии учащихся в процессе обучения и недостаточной разработанностью теоретических основ и дидактических средств ее развития;

  • на научно-методическом уровне: между необходимостью развития познавательной рефлексии учащихся в процессе обучения математике и существующими методиками обучения, недостаточно направленными на развитие познавательной рефлексии.


(Слайд 5)

Из противоречий и ФГОС возникает проблема: как в процессе обучения математике обеспечить развитие познавательной рефлексии учащихся 5-6 классов.

Все выше сказанное может и должно рассматриваться как одна из форм педагогического формирования социального заказа школе, включающая в себя указания на существенный инвариант состава содержания образования, становление каждого человека рефлексирующей, саморазвивающейся и самореализующейся личностью.

Рефлексия позволяет учащимся понять себя, проанализировать свой собственный процесс мышления, являясь тем средством его самоорганизации и саморазвития и обеспечивая школьникам обратную связь в их учебной деятельности.

Рефлексия включает в себя предварительный анализ и осмысление предыдущих результатов, с четкими представлениями, зачем и почему это необходимо, и непременно, с возвратом назад с уже откорректированными представлениями, обновленными знаниями и критериями. Умение осуществлять такую деятельность предполагает сознательно организованный мыслительный процесс и овладение определенными средствами рефлексии.

(Слайд 6)

Объект исследования: процесс обучения математике учащихся 5-6 классов.

Предмет исследования: развитие познавательной рефлексии учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике.

(Слайд 7)

Гипотеза: развитие познавательной рефлексии учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике будет обеспечено, если в качестве средства развития познавательной рефлексии будут использованы рефлексивные задачи, которые направлены на формирование у учащихся умения проводить самостоятельный анализ решения задачи, умения рассматривать способы собственных действий (рефлексии). Также решение рефлективных задач должно быть направлено на формирование у учащихся учебных действий:

  • анализ условия задачи для обнаружения основного отношения;

  • моделирование выделенного отношения в графической или знаковой форме;

  • контроль за выполняемыми действиями;

  • оценка освоения общего способа как результата решения данной задачи.

(Слайд 8)

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методики развития познавательной рефлексии учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике.



(Слайд 9)

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования выделить рефлексивную задачу как одно из средств развития познавательной рефлексии в процессе обучения математике учащихся 5-6 классов.

2. Разработать структурно-функциональную модель развития познавательной рефлексии в процессе обучения математике учащихся 5-6 классов.

3. В соответствие с разработанной структурно-функциональной моделью научно обосновать и разработать методику развития познавательной рефлексии в процессе обучения математике учащихся 5-6 классов с помощью рефлексивных задач.

4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности методики развития познавательной рефлексии в процессе обучения математике учащихся 5-6 классов.

(Слайд 10)

(таблица) В параграфе 1.1. результатом контент анализа стало следующее определение рефлексии: специфическая способность мыслительного процесса, направленную на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, размышление, самонаблюдение, самопознание, самоанализ, цепочка внутренних сомнений, обсуждений с собой, вызванным возникающими в жизни вопросами, трудностями, рядом событий, различными ситуациями, поиск вариантов ответа на происходящее или ожидаемое.

(Слайд 11)

Также в параграфе 1.1. получено определение познавательной рефлексии способность субъекта к осознанию процесса выполнения задания, которая предполагает, что при таком выполнении задания субъект учитывает свои возможности и способности, то есть осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; особенности задания (инструкции); продуктивность способа достижения цели; умение оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия.

(Слайд 12)

В последствии, было обосновано, что рефлексивные - это такие задачи, которые направлены на формирование у учащихся умения проводить самостоятельный анализ решения задачи, умения рассматривать способы собственных действий (рефлексии).

(Слайд 13)

Также решение рефлексивных задач должно быть направлено на формирование у учащихся следующих учебных действий:

  • анализ условия задачи для обнаружения основного отношения;

  • моделирование выделенного отношения в графической или знаковой форме;

  • контроль за выполняемыми действиями;

  • оценка освоения общего способа как результата решения данной задачи»




(Слайд 14)

(схема) В последствии анализа данных определений и определения рефлексивной задачи, было показано, что при решении рефлексивных задач формируются все необходимые умения учащихся для развития познавательной рефлексии.


(Слайд 15)

Целью параграфа 1.3. являлось построение модели развития познавательной рефлексии в процессе обучения математики с использованием рефлексивных задач, ее вы можете рассмотреть более подробно на раздаточном материале.

Модель развития познавательной рефлексии учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике

Методика развития познавательной рефлексии учащихся 6 класса

Действия учителя

Действия учащегося

1 этап решения рефлексивных задач: осмысление условия задачи.

УД I. Анализ условия задачи для обнаружения основных отношений

1. Назовите величины, которые связаны каким-либо отношением.

2. Назовите эти зависимости.

1. Количество зерна в 1 и 2 элеваторе.

2. В первом в 2 раза больше, чем во втором.

3. Из 1 элеватора вывезли 600 т.

4. Во второй привезли 400 т.

5. После проделанных операций, количество зерна в элеваторах стало равным.

УД II. Моделирование выделенного отношения на математическом языке

1. Выполните запись условия задачи в виде таблицы.

2. Впишите все выделенные вами отношения.

Составляют таблицу (таб. 3)

Таблица 3

Условие задачи


Количество зерна

Элеватор

I II

Первоначально, т

? > ? в 2 раза

Перевезли, т

600 400

Осталось, т

? = ?



УД III. Контроль за выполняемыми действиями

1. Проверьте, все ли зависимости вы выделили.

2. Верно ли вы их обозначили?

3. Закройте условие задачи и попробуйте по полученной таблице его воспроизвести.

1. Выделяют отношения между величинами в условии задачи еще раз, проверяют все ли у них выписаны.

2. Проверяют правильность поставленных математических знаков («>», «=»).

3. Пытаются воспроизвести условие задачи, по составленной таблице.

УД. VI. Умение рассматривать способы собственных действий (рефлексии)

1. Понимаете ли вы, выделенные отношения между величинами, что они обозначают?

2. Нужно ли вам, выделять такие отношения для дальнейшей учебной деятельности и где это пригодится?

Например, возможны такие ответы:

1. В 1 элеваторе столько же зерна сколько в двух таких, какой 2.

2. Вывезли, т.е. стало меньше, а во втором стало больше.

3. Такое умение нужно при решении большинства задач, как в обучении, так и в жизни.

2 этап решения рефлексивных задач: составление плана решения.

УД II. Моделирование выделенного отношения на математическом языке

1.Введите обозначение для неизвестной величины.

2. Произведите различные сочетания из данных и искомых величин, с помощью выделенных до этого отношений.

3. Составьте уравнение, как результат использования всех отношений.

1. В таблице 3 заменяют неизвестное на х.

2. С помощью выделенных отношений, выражают все величины через х.

3. В результате получается новая таблица 4

Таблица 4

Составление плана решения

Количество зерна

Элеватор

I II

Первоначально, т

2х > х в 2 раза

Перевезли, т

600 400

Осталось, т

2х - 600 = х + 400

4. Составляют уравнение.

УД III. Контроль за выполняемыми действиями

1. Закройте условие задачи и таблицу 3, пользуясь таблицей 4, ответьте на вопрос: «Что означает левая (правая) часть полученного уравнения?».

2. Проверьте, все ли отношения вы правильно представили на математическом языке.

1. Осталось в 1 элеваторе, стало во втором.

2. В 2 раза больше, значит нужно пользоваться операцией умножения.

УД. VI. Умение рассматривать способы собственных действий (рефлексии)

1. Возникли у вас затруднения, если да, то какие, как получилось справиться.

2. Что помогло вам в решении поставленной проблемы.

1. Например, возникла ошибка при составлении левой части уравнения, вычитал из х (прибавил 600).

2. С данным затруднением справился после того, как использовал таблицу для воспроизведения условия задачи.

3 этап решения рефлексивных задач: осуществление плана решения.

УД. V. Умение проводить самостоятельный анализ решения задачи

1. Вспомните необходимые правила для решения таких уравнений.

2. Не забудьте полностью ответить на вопрос задачи.

1. Вспоминают правило (корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак) и применяют для решения.

2. Находят х – сколько тонн зерна было во 2 элеваторе и с помощью таблицы 4, находят 2х – сколько тонн зерна было в 1.

УД III. Контроль за выполняемыми действиями

1. Проверьте, нет ли ошибок в расстановке знаков.

2. На все ли вопросы ответили?

1. Внимательно проверяют, правильно ли произвели перенос слагаемых из одной части в другую.

2. В задаче нужно было найти, сколько было зерна в каждом элеваторе, получили два ответа, значит, ответили на все вопросы.

УД. VI. Умение рассматривать способы собственных действий (рефлексии)

1. Возникли у вас затруднения при решении, если да, то какие, как получилось справиться.

2. Что помогло вам в решении поставленной проблемы.

1. Не смог вспомнить правило или не смог его применить.

2. Посмотрел в учебнике, спросил у учителя.

4 этап. Изучение найденного решения.

УД. IV. Оценка освоения общего способа как результата решения данной задачи

1. Запишите ответ.

2. Проверьте, верно ли вы решили задачу? Вспомните выделенные вами отношения.

3. Если решение не верное, решите еще раз, но, не используя неправильное решение.

4. С помощью чего вы решили данную задачу?

5. Когда мы можем использовать данный способ?

1. Ответ: в 1 элеваторе было ___ т зерна, а во 2 __ т зерна.

2. В первом элеваторе должно получиться больше 600 т зерна, так как от туда вывозят, не может получиться отрицательного значения и т.п.

3. Решают еще раз, могут сделать проверку, по какому-либо отношению.

4. Данную задачу решали с помощью составления уравнения.

5. Такой способ можно использовать, когда недостаточно данных.

УД III. Контроль за выполняемыми действиями

1. Проверьте, правильно ли записали ответ.


1. При записи ответа, следят, чтобы не перепутали найденные значения.

2. Проверяют правильность решения.

3. при неправильном решении еще раз повторяется 3 этап решения.

УД. VI. Умение рассматривать способы собственных действий (рефлексии)

1. Пригодится ли вам используемый способ решения?

2. Понятен ли был он вам?

3. Удобен ли вам такой способ?

1. Отвечают, что пригодится в дальнейшем решении задач.

2. Если нет, то еще раз разбирают затруднения.

3. Если нет, то предлагают свой.


(Слайд 16)

Апробация результатов исследования:

-материалы исследования обсуждались на научно-методических семинарах МБОУ «СОШ № 1» г. Нижняя Тура,

(Слайд 17)

-основные положения исследования отражены в публикации «Рефлексивные задачи как средство развития познавательной рефлексии учащихся в процессе обучения математике», г. Саратов, 2014 г.

(Слайд 18)

Мониторинг за межаттестационный период представить не имею возможности в связи с отпуском по уходу за ребёнком. В этом учебном году имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией.

Общая успеваемость улучшилась с 87% до 95%.

Качественная успеваемость улучшилась с 37% до 41% по алгебре, с 33% до 41% по геометрии.

Систематически ведётся мониторинг обученности математике, позволяющий выстраивать индивидуальную траекторию коррекционной работы по устранению ошибок.

Развиваю у обучающихся способности к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. Реализую ФГОС в части проектной деятельности учащихся.

В 2017 – 2018 учебном году приняла участие в муниципальном фестивале «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования».

(Слайд 19)

На данном слайде представлены достижения моих учеников (подождать)

(Слайд 20)

В 2017 году мы принимали участие в муниципальном фестивале «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования».

(Слайд 21)

В 2018 году ученики 5 класса заняли 3 место в муниципальной игре «Час любителей математики».

(Слайд 22, 23)

(Слайд 24)

Личные достижения

- 2013 г., Благодарность Главы Заместителя декана по НИРС Математического факультета ФГБОУ ВПО «УрГПУ»;

за подготовку и проведение олимпиады по математике

- 2014 г., Благодарственное письмо Городского фестиваля противопожарной направленности «Звездный фейерверк!»;

- 2017 г., сертификат за участие в муниципальном фестивале «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования».

(Слайд 25)

Активно участвую в работе муниципального методического объединения учителей математики, школьного методического объединения ественно-научного цикла. Принимала участие в интегрированном турнире по математике