Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная математика для учащихся 6 класса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Пригородное»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для учащихся 6 класса,

срок реализации – один учебный год, 102 часа,

направление – общеинтеллектуальное

Учитель математики:

Блимготова Аминат Пиляловна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» адресована учащимся 6 класса и является одной из важных составляющих работы с актуально одаренными детьми и с мотивированными детьми, которые подают надежды на проявление способностей в области математики в будущем.

Направление программы – общеинтеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.

Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи программы:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;

  • расширение и углубление знаний по предмету;

  • раскрытие творческих способностей учащихся;

  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;

  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);

  • решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;

  • формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

  • специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;

  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.



Ожидаемые результаты
Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять,  высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая  самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.

  • Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.



Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:

  • познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;

  • познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;

  • освоить логические приемы, применяемые при решении задач;

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию

  • познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.

  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;

  •  познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;

  • познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;

  • приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;

  • приобрести опыт презентации собственного продукта.


Формы и режим занятий
В соответствии с ФГОС школьники выбирают содержание внеурочной деятельности, в которой они могут участвовать. В 6-м классе учащимся следует дать время на осознание своего «выбора». В этой связи наилучшим началом организации внеурочной деятельности по математике является середина сентября-начало октября, а завершением работы – конец апреля.

«Вхождение» в математику, ту математику, которой мы мечтаем учить школьников, процесс, требующий значительного времени на анализ, понимание, вживание, осознание учебной задачи, то есть тех качеств, которые заявлены в ФГОС смыслообразованием современного образования. В рамках образовательного процесса следует создавать условия для целенаправленного и комфортного воспитания и развития школьников, в этой связи рекомендованная продолжительность учебного занятия - 90 минут.

Вместе с тем, если в образовательном учреждении не могут быть созданы указанные условия, то режим проведения занятий может быть следующим: по 3 занятию раз в неделю в течение 34 учебных недель.

Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо  систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.


Задачи на  занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к  частично-поисковым, поисковым, исследовательским и проблемным, ориентированным на  овладение  обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий  должна вести к формированию важных характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, знакомство с историческим материалом, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися, дидактические игры, проектные и исследовательские технологии, диалоговые и дискуссионные технологии, информационные технологии.

Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Основные формы проведения занятий
1. Комбинированное тематическое занятие:

  • Выступление учителя или кружковца.

  • Самостоятельное решение задач по избранной теме.

  • Разбор решения задач (обучение решению задач).

  • Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений.

  • Ответы на вопросы учащихся.

  • Домашнее задание.

2. Конкурсы и соревнования по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:

3. Заслушивание рефератов учащихся.

4. Коллективный выпуск математической газеты.

5. Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок.

6. Изготовление моделей для уроков математики.

7. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.

8. Просмотр видеофильмов по математике.
Специфика математической деятельности такова, что требует системной отработки навыка приобретаемых умений, поэтому поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, решении задач, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.

Результативность изучения программы
Оценивание достижений на занятиях внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся является качественной (может быть рейтинговой, многобалльной) и проводится в процессе:

  • решения задач,

  • защиты практико-исследовательских работ,

  • опросов,

  • выполнения домашних заданий и письменных работ,

  • участия в проектной деятельности,

  • участия и побед в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и конференциях математической направленности разного уровня, в том числе дистанционных.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема

Кол-во часов

Формы проведения

1

Нулевой цикл «Знакомство»

1

Беседа

2

Четность и нечетность

4

Обсуждение

практикум

3

Примеры и конструкции: задачи с целыми числами

4

Обсуждение

практикум

4

Логические задачи

4

Практикум соревнование

5

Софизмы

4

Игра

моделирование

6

Арифметика остатков

4

Беседа

практикум

8

Повторение. Математическое соревнование

4

Игра

9

Геометрия: задачи на разрезание

4

Исследовательская работа

10

Перебор вариантов

3

Обсуждение

практикум

11

Комбинаторика

4

Беседа

практикум

12

Поиск предмета

4

Исследовательская работа

13

Примеры и конструкции

4

Обсуждение

практикум

14

Как играть, чтобы не проигрывать

4

Исследовательская работа

15

Повторение. Математическое соревнование

3

Игра

16

Принцип Дирихле

4

Исследовательская работа

17

Графы

4

Обсуждение

конструирование

18

Раскраски

4

Исследовательская работа

19

Примеры и конструкции: можно- нельзя

4

Обсуждение

практикум

20

Комбинаторика

4

Беседа

лабораторный практикум

21

Математические игры

4

Обсуждение

проектная работа

22

Алгоритм Евклида

4

Беседа

практикум

23

Принцип Дирихле

4

Беседа

практикум

24

Повторение

4

Практикум

обсуждение

25

Итоговая олимпиада

4

Олимпиада

26

Заключительное занятие

3

Игра

обсуждение




Итого

102