Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная математика для учащихся 6 класса.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Пригородное»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для учащихся 6 класса,
срок реализации – один учебный год, 102 часа,
направление – общеинтеллектуальное
Учитель математики:
Блимготова Аминат Пиляловна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» адресована учащимся 6 класса и является одной из важных составляющих работы с актуально одаренными детьми и с мотивированными детьми, которые подают надежды на проявление способностей в области математики в будущем.
Направление программы – общеинтеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.
Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи программы:
-
пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора; -
расширение и углубление знаний по предмету; -
раскрытие творческих способностей учащихся; -
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой; -
воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи); -
решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности; -
формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям; -
специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач; -
работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. -
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. -
Составлять план решения проблемы (задачи). -
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. -
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи. -
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов. -
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). -
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. -
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. -
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста. -
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. -
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. -
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. -
Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. -
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). -
Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:
-
познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике; -
познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач; -
освоить логические приемы, применяемые при решении задач; -
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию -
познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков. -
расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни; -
познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях; -
познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности; -
приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач; -
приобрести опыт презентации собственного продукта.
Формы и режим занятий
В соответствии с ФГОС школьники выбирают содержание внеурочной деятельности, в которой они могут участвовать. В 6-м классе учащимся следует дать время на осознание своего «выбора». В этой связи наилучшим началом организации внеурочной деятельности по математике является середина сентября-начало октября, а завершением работы – конец апреля.
«Вхождение» в математику, ту математику, которой мы мечтаем учить школьников, процесс, требующий значительного времени на анализ, понимание, вживание, осознание учебной задачи, то есть тех качеств, которые заявлены в ФГОС смыслообразованием современного образования. В рамках образовательного процесса следует создавать условия для целенаправленного и комфортного воспитания и развития школьников, в этой связи рекомендованная продолжительность учебного занятия - 90 минут.
Вместе с тем, если в образовательном учреждении не могут быть созданы указанные условия, то режим проведения занятий может быть следующим: по 3 занятию раз в неделю в течение 34 учебных недель.
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, поисковым, исследовательским и проблемным, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию важных характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, знакомство с историческим материалом, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися, дидактические игры, проектные и исследовательские технологии, диалоговые и дискуссионные технологии, информационные технологии.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Основные формы проведения занятий
1. Комбинированное тематическое занятие:
-
Выступление учителя или кружковца. -
Самостоятельное решение задач по избранной теме. -
Разбор решения задач (обучение решению задач). -
Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений. -
Ответы на вопросы учащихся. -
Домашнее задание.
2. Конкурсы и соревнования по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:
3. Заслушивание рефератов учащихся.
4. Коллективный выпуск математической газеты.
5. Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок.
6. Изготовление моделей для уроков математики.
7. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.
8. Просмотр видеофильмов по математике.
Специфика математической деятельности такова, что требует системной отработки навыка приобретаемых умений, поэтому поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, решении задач, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.
Результативность изучения программы
Оценивание достижений на занятиях внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся является качественной (может быть рейтинговой, многобалльной) и проводится в процессе:
-
решения задач, -
защиты практико-исследовательских работ, -
опросов, -
выполнения домашних заданий и письменных работ, -
участия в проектной деятельности, -
участия и побед в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и конференциях математической направленности разного уровня, в том числе дистанционных.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы проведения |
1 | Нулевой цикл «Знакомство» | 1 | Беседа |
2 | Четность и нечетность | 4 | Обсуждение практикум |
3 | Примеры и конструкции: задачи с целыми числами | 4 | Обсуждение практикум |
4 | Логические задачи | 4 | Практикум соревнование |
5 | Софизмы | 4 | Игра моделирование |
6 | Арифметика остатков | 4 | Беседа практикум |
8 | Повторение. Математическое соревнование | 4 | Игра |
9 | Геометрия: задачи на разрезание | 4 | Исследовательская работа |
10 | Перебор вариантов | 3 | Обсуждение практикум |
11 | Комбинаторика | 4 | Беседа практикум |
12 | Поиск предмета | 4 | Исследовательская работа |
13 | Примеры и конструкции | 4 | Обсуждение практикум |
14 | Как играть, чтобы не проигрывать | 4 | Исследовательская работа |
15 | Повторение. Математическое соревнование | 3 | Игра |
16 | Принцип Дирихле | 4 | Исследовательская работа |
17 | Графы | 4 | Обсуждение конструирование |
18 | Раскраски | 4 | Исследовательская работа |
19 | Примеры и конструкции: можно- нельзя | 4 | Обсуждение практикум |
20 | Комбинаторика | 4 | Беседа лабораторный практикум |
21 | Математические игры | 4 | Обсуждение проектная работа |
22 | Алгоритм Евклида | 4 | Беседа практикум |
23 | Принцип Дирихле | 4 | Беседа практикум |
24 | Повторение | 4 | Практикум обсуждение |
25 | Итоговая олимпиада | 4 | Олимпиада |
26 | Заключительное занятие | 3 | Игра обсуждение |
| Итого | 102 | |